Осетинская церковь – старейший православный храм Владикавказа
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке, или как ее называют – «Осетинская церковь», расположенная по адресу: ул. Рождественская, 22, является объектом культурного наследия России регионального значения. Вокруг нее разместился пантеон – усыпальница выдающихся граждан республики. Здесь обрел вечный покой осетинский поэт, общественный деятель, основоположник осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка Коста Хетагуров. Храм в бело-голубой цветовой гамме возвышается над Владикавказом и, бесспорно, является его украшением.
В этом году храму исполняется 210 лет. Дата уважаемая, почтенная и заслуживает особого внимания не только со стороны прихожан, но и общественности. К этой важной дате ООО «Медиагруппа «Терские ведомости» готовит духовно-просветительское издание «Храм Рождества Пресвятой Богородицы (г. Владикавказ). 210 лет». Составитель – кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии РСО–А Феликс Киреев.
Книга, которая выйдет к престольному празднику, 21 сентября, предназначена для широкого круга читателей. По словам Феликса Киреева, сбор информации начался в 90-е годы прошлого столетия, с тех самых пор, когда храм по предложению инициативной группы под руководством благочинного православных храмов Северной Осетии стал возрождаться.
«Пресвятая Богородица в Осетии очень почитаема, – рассказывает Феликс Киреев. – В столице Южной Осетии тоже есть храм с таким же названием. Что касается храма во Владикавказе, то его построили в 1814–1815 гг. Это был второй православный храм во Владикавказе. Сначала – маленькая деревянная церковь, а в 60-х годах XIX века на ее месте построили здание, которое мы видим сейчас».
На страницах книги размещена информация о первом настоятеле храма протоиерее Алексии Колиеве, настоятелях, которые служили до советских времен, о тех, кто жертвовал, помогал. Строительство осуществлялось при деятельном участии начальника Владикавказского военного округа генерала барона Вревского, генерала Евдокимова, генерала князя Святополк-Мирского, полковника Сперанского, купцов, представителей русского и осетинского офицерства, жителей города и Осетинской слободки.
В конце XIX века встал вопрос об укреплении холма, на котором стоит храм, и сооружении подпорной стены. Укрепляли на пожертвования. Информационная табличка на стене свидетельствует о том, что в октябре 1908 года работы были завершены. В советское время количество захоронений увеличилось, и опять возникла опасность обрушения. Не так давно были проведены масштабные работы, чтобы избежать нештатной ситуации.
Интересный факт: во Владикавказе к 1917 году существовало более 30 православных храмов, но лишь это историческое здание сохранилось до наших дней. В советское время оно использовалось как склад, потом – как Музей осетинской литературы, а пантеон – как место для почетных захоронений. До революции там находили свой последний приют люди, которые жертвовали на храм, а также генералы, офицеры, чиновники. В советское время хоронили сначала поэтов, писателей и художников, среди которых – Махарбек Туганов, Мисост Камбердиев, Цомак Гадиев, затем – партийных чиновников, генералов, государственных деятелей, в том числе и тех, кто боролся с церковью.
«В пантеоне захоронения проводили до конца 80-х годов, – рассказывает Феликс Киреев. – Последнее датируется 1988 годом. Старые могилы постепенно разрушались, сведения о многих утеряны. Могила Коста Хетагурова тоже меняла свой облик. Одно время не было памятника, ограду и сам памятник переделывали несколько раз. Надо отметить, что сегодня есть могилы, за которыми ухаживают родственники. За остальными присматривает церковь».
Когда-то почтить память Коста в пантеон приезжал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. В то время в церкви еще находился музей, а на колокольне – смотровая площадка. Потом музей перевели в другое здание, а это опустело.
В 90-е годы собралась инициативная группа из 20 человек под руководством благочинного Северной Осетии архимандрита Александра (Ищеина). Она обратилась к тогдашнему градоначальнику Михаилу Шаталову с просьбой вернуть храм верующим и восстановить Осетинскую церковь.
13 апреля 1990 года было издано решение городского совета народных депутатов «О передаче здания бывшей Владикавказской осетинской церкви и прилегающей территории Религиозному обществу православных христиан».
С этого времени и началось возрождение храма. Стоит вспомнить, что в 1930-е годы была уничтожена купольная часть церкви, сняты и уничтожены колокола. Но церковь выстояла благодаря Божьему промыслу и стойкости прихожан. Кстати, и в 90-е годы существовало мнение некоторых специалистов о том, что аварийное здание необходимо снести и возвести на его месте точную копию. Но как и в 30-е годы, храм сохранился, его восстановили усилиями жителей города.
«Почему Осетинская? – рассказывает Феликс Киреев. – Она и до революции так называлась. Располагается на Осетинской слободке, отсюда и название. Священниками были осетины, хотя службы шли на церковнославянском языке».
Интересный факт, который удалось узнать. В начале ХХ века во Владикавказе была образована вторая Осетинская слободка под названием «Владимирская». Это район нынешней школы №26. Там, на территории стадиона школы, выстроили деревянную вторую Осетинскую церковь. В 1913 году ее освятили в честь святого Георгия, позже должны были заменить на каменный храм. Уже был составлен проект, но последующие известные события помешали этому осуществиться.
Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы – любимое многими место. Он благоустраивается, построено приходское здание, возведен памятник с именами настоятелей. В нем проходят службы на церковнославянском и осетинском языках. И обо всем этом рассказывается в книге.
«Инициатором создания книги является настоятель протоиерей Константин Джиоев, – рассказывает Феликс Киреев. – Он служит там настоятелем с 1997 года, а до этого в течение пяти лет настоятелем был священник Мануил Бурнацев. Вступительное приветствие в книге, в котором звучат слова поздравления, произнес Высокопреосвященный Герасим, архиепископ Владикавказский и Аланский».
В заключение нашей беседы я спросила у Феликса Сергеевича: «Как же так?! В пантеоне за могилами ухаживают, а кладбище у Ильинской церкви представляет собой печальное зрелище». Он ответил: «Пантеон – территория небольшая, ограниченная. Что касается Ильинской церкви, то к ней относится лишь небольшое количество могил, остальное – городское кладбище. Там похоронены и известные люди, есть и могилы, за которыми ухаживают до сих пор. Считаю, что его надо привести в порядок при помощи техники и оставить в таком виде. То же самое необходимо сделать на Госпитальном кладбище».
В европейских городах такая практика есть, кладбище не является каким-то скорбным местом, наоборот, оно сочетает в себе и память об ушедших, и отдых для ныне живущих. Сложно сказать, приемлем ли такой формат для нашего города, ведь Ильинскую церковь уже давно окружили современные новостройки. Вопрос дискуссионный, и мы к нему обязательно вернемся...
Книга, которая выйдет к престольному празднику, 21 сентября, предназначена для широкого круга читателей. По словам Феликса Киреева, сбор информации начался в 90-е годы прошлого столетия, с тех самых пор, когда храм по предложению инициативной группы под руководством благочинного православных храмов Северной Осетии стал возрождаться.
«Пресвятая Богородица в Осетии очень почитаема, – рассказывает Феликс Киреев. – В столице Южной Осетии тоже есть храм с таким же названием. Что касается храма во Владикавказе, то его построили в 1814–1815 гг. Это был второй православный храм во Владикавказе. Сначала – маленькая деревянная церковь, а в 60-х годах XIX века на ее месте построили здание, которое мы видим сейчас».
На страницах книги размещена информация о первом настоятеле храма протоиерее Алексии Колиеве, настоятелях, которые служили до советских времен, о тех, кто жертвовал, помогал. Строительство осуществлялось при деятельном участии начальника Владикавказского военного округа генерала барона Вревского, генерала Евдокимова, генерала князя Святополк-Мирского, полковника Сперанского, купцов, представителей русского и осетинского офицерства, жителей города и Осетинской слободки.
В конце XIX века встал вопрос об укреплении холма, на котором стоит храм, и сооружении подпорной стены. Укрепляли на пожертвования. Информационная табличка на стене свидетельствует о том, что в октябре 1908 года работы были завершены. В советское время количество захоронений увеличилось, и опять возникла опасность обрушения. Не так давно были проведены масштабные работы, чтобы избежать нештатной ситуации.
Интересный факт: во Владикавказе к 1917 году существовало более 30 православных храмов, но лишь это историческое здание сохранилось до наших дней. В советское время оно использовалось как склад, потом – как Музей осетинской литературы, а пантеон – как место для почетных захоронений. До революции там находили свой последний приют люди, которые жертвовали на храм, а также генералы, офицеры, чиновники. В советское время хоронили сначала поэтов, писателей и художников, среди которых – Махарбек Туганов, Мисост Камбердиев, Цомак Гадиев, затем – партийных чиновников, генералов, государственных деятелей, в том числе и тех, кто боролся с церковью.
«В пантеоне захоронения проводили до конца 80-х годов, – рассказывает Феликс Киреев. – Последнее датируется 1988 годом. Старые могилы постепенно разрушались, сведения о многих утеряны. Могила Коста Хетагурова тоже меняла свой облик. Одно время не было памятника, ограду и сам памятник переделывали несколько раз. Надо отметить, что сегодня есть могилы, за которыми ухаживают родственники. За остальными присматривает церковь».
Когда-то почтить память Коста в пантеон приезжал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. В то время в церкви еще находился музей, а на колокольне – смотровая площадка. Потом музей перевели в другое здание, а это опустело.
В 90-е годы собралась инициативная группа из 20 человек под руководством благочинного Северной Осетии архимандрита Александра (Ищеина). Она обратилась к тогдашнему градоначальнику Михаилу Шаталову с просьбой вернуть храм верующим и восстановить Осетинскую церковь.
13 апреля 1990 года было издано решение городского совета народных депутатов «О передаче здания бывшей Владикавказской осетинской церкви и прилегающей территории Религиозному обществу православных христиан».
С этого времени и началось возрождение храма. Стоит вспомнить, что в 1930-е годы была уничтожена купольная часть церкви, сняты и уничтожены колокола. Но церковь выстояла благодаря Божьему промыслу и стойкости прихожан. Кстати, и в 90-е годы существовало мнение некоторых специалистов о том, что аварийное здание необходимо снести и возвести на его месте точную копию. Но как и в 30-е годы, храм сохранился, его восстановили усилиями жителей города.
«Почему Осетинская? – рассказывает Феликс Киреев. – Она и до революции так называлась. Располагается на Осетинской слободке, отсюда и название. Священниками были осетины, хотя службы шли на церковнославянском языке».
Интересный факт, который удалось узнать. В начале ХХ века во Владикавказе была образована вторая Осетинская слободка под названием «Владимирская». Это район нынешней школы №26. Там, на территории стадиона школы, выстроили деревянную вторую Осетинскую церковь. В 1913 году ее освятили в честь святого Георгия, позже должны были заменить на каменный храм. Уже был составлен проект, но последующие известные события помешали этому осуществиться.
Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы – любимое многими место. Он благоустраивается, построено приходское здание, возведен памятник с именами настоятелей. В нем проходят службы на церковнославянском и осетинском языках. И обо всем этом рассказывается в книге.
«Инициатором создания книги является настоятель протоиерей Константин Джиоев, – рассказывает Феликс Киреев. – Он служит там настоятелем с 1997 года, а до этого в течение пяти лет настоятелем был священник Мануил Бурнацев. Вступительное приветствие в книге, в котором звучат слова поздравления, произнес Высокопреосвященный Герасим, архиепископ Владикавказский и Аланский».
В заключение нашей беседы я спросила у Феликса Сергеевича: «Как же так?! В пантеоне за могилами ухаживают, а кладбище у Ильинской церкви представляет собой печальное зрелище». Он ответил: «Пантеон – территория небольшая, ограниченная. Что касается Ильинской церкви, то к ней относится лишь небольшое количество могил, остальное – городское кладбище. Там похоронены и известные люди, есть и могилы, за которыми ухаживают до сих пор. Считаю, что его надо привести в порядок при помощи техники и оставить в таком виде. То же самое необходимо сделать на Госпитальном кладбище».
В европейских городах такая практика есть, кладбище не является каким-то скорбным местом, наоборот, оно сочетает в себе и память об ушедших, и отдых для ныне живущих. Сложно сказать, приемлем ли такой формат для нашего города, ведь Ильинскую церковь уже давно окружили современные новостройки. Вопрос дискуссионный, и мы к нему обязательно вернемся...