НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

Любовь всей его жизни – сцена

Актер и режиссер Асах ТОКАЕВ оставил заметный след в осетинском театральном искусстве

Осенью 1935 года начался отсчет истории СОГАТа им. В. Тхапсаева или всеми любимого Осетинского театра. Выпускникам первой легендарной осетинской актерской студии ГИТИСа было по двадцать с небольшим лет. Молодые, красивые, талантливые и самозабвенно влюбленные в сцену еще не знали, что когда-то они войдут в золотую плеяду и станут корифеями национального осетинского театрального искусства. Возвратившись из Москвы на родину, все 12 девушек и 18 парней с честью оправдали надежды и чаяния своего народа, встав у истоков и становления Осетинского театра.

Среди них был и 16-летний уроженец Горного Даргавса Асахмат Токаев, которого земляки – однокашники по ГИТИСу – по-дружески называли Асахом. Впоследствии он внес значительный вклад не только в театральное искусство, но и в национальную литературу – как классик советской осетинской драматургии и одаренный мастер национальной прозы и поэзии. Асах сыграл большую роль в учреждении и становлении театра, когда в 1937–1938-м гг. он одновременно был начальником управления по делам искусств при Совнаркоме СОАССР и директором Осетинского театра.

Воспитание, полученное от родителей, а также от старшего брата Алихана Токаева, выдающегося поэта и революционера, не могло не сказаться на взглядах и сложившихся жизненных принципах Асаха. Всегда отличаясь мужеством и обостренным чувством справедливости, он выстоял в жесткой схватке с судьбой и обстоятельствами благодаря своей целеустремленности, воле и истинно горскому упорству... На излом жизнь пробовала Асаха, совсем еще мальчишку, по-настоящему, беспощадно – впору и взрослому согнуться.

В их большой семье было одиннадцать детей. Работали от зари до зари, но все равно, как ни выбивались из сил, жили скудно. Рано ушли из жизни и отец, и мать... И девятилетнему Асаху – в точности по Максиму Горькому – пришлось податься «в люди». Сначала маленький сирота батрачил на зажиточных односельчан. Потом были детский дом во Владикавказе, работа в книжной типографии, поступление на рабфак – и учеба в Москве, в ГИТИСе.

Любовью всей его жизни стали театр и сцена. Здесь он прошел все этапы профессионального роста: актер, режиссер, заведующий литотделом и, наконец, директор. Довелось ему возглавлять в начале 1950-х Северо-Осетинское государственное книжное издательство, он также стоял за редакторским «штурвалом» литературного журнала «Мах дуг» («Наша эпоха»).

Асах Токаев прошел дорогами Великой Отечественной войны с 1941 года, командовал взводом связи. После войны, в 1946 году, к его боевым наградам добавилась еще одно почетное звание «Заслуженный артист СОАССР».

В истории советской осетинской литературы Асах, начавший серьезно и с успехом «пробовать перо» еще на студенческой скамье, остался и как блестящий драматург. Спектакли по его пьесам собирали аншлаги в Осетинском театре. Он не менее талантливо писал стихи: положенные на музыку, они стали популярными песнями. Яркий след оставил Токаев и в осетинской прозе. Очереди выстраивались в библиотеках за свежими номерами журнала «Мах дуг», где печаталось его произведение «Катя»...

Над этой пронзительной и искренней повестью, не раз переиздававшейся на осетинском и русском языках и здесь, и в Москве, читатели плакали – так проникновенно была передана трагическая история юной женщины из послевоенного осетинского села, судьбу которой, «из лучших побуждений» присвоив себе право распоряжаться этой судьбой, словно вещью, сломали самые близкие ей люди. Кстати, критика тогда обрушилась на «Катю» и ее автора с негодующими упреками: «Почему ваша главная героиня так пассивна в от стаивании своего права на счастье – а еще комсомолка? И куда у вас в повести смотрели парторганизации? Почему не вмешались вовремя, почему не «приструни ли» зарвавшихся «ревнителей адатов?». А автор отвечал на эти упреки просто: «Здесь ничего не выдумано – все взято из жизни. И повесть для того и была написана, чтобы показать, какие страшные всходы вырастают из семян нашего равнодушия к чужой боли...»

Имя Асаха Токаева заслуженно вошло в созвездие лучших осетинских драматургов советских лет. Он – автор нескольких десятков драм и комедий, написанных талантливо, ярко, остро. Но, пожалуй, самая преданная зрительская любовь выпала на долю его блистательной комедии «Женихи». Ей аплодировало в республике не одно поколение зрителей, а в репертуаре Осетинского театра этот спектакль задержался на многие годы. И не только потому, что саму эту пьесу можно смело назвать образцом того, как надо писать. Кстати, после премьеры в Осетии «Женихи» с триумфом прошли по сценам театров практически всех союзных республик бывшего СССР, ставились в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии.

Подвижник культуры, участник ВОВ, коммунист с полувековым стажем – это человек, деятельность которого на протяжении всех лет дает право сказать о нем: «За его спиной тернистый, но славный путь!».
Культура