«Музыкальная гостиная» – о тех, кто внес значимый вклад в историю национального музыкального искусства
Старт «Музыкальной гостиной», этому новому авторскому проекту народной артистки России Ларисы Гергиевой, дал вечер в стенах Концертного зала владикавказского филиала Мариинского театра.
А посвящен он был талантливой творческой личности – первому профессиональному осетинскому оперному певцу, композитору, собирателю и большому знатоку фольклора, хормейстеру, просветителю и музыкальному общественному деятелю Ахполату Николаевичу Аликову (1877–1949).
Начавший свою артистическую деятельность как оперный певец-бас с репертуаром из произведений русской и зарубежной классики, именно он стоял у истоков осетинской профессиональной музыки. Ахполат записал и осуществил аранжировку множества героических, лирических, бытовых, обрядовых и плясовых мелодий, ставших основой и для создания собственных песен. Более 50-ти хоровых сочинений, 9 песен на стихи Коста Хетагурова, десятки песен для голоса с фортепиано на слова осетинских поэтов, танцевальных мелодий для осетинской гармошки – все это обширное наследие мастера. Горячий популяризатор осетинской народной музыки, он первым стал исполнять фольклорные песни на концертной сцене как в Осетии, так и за ее пределами.
Как руководитель вокального ансамбля при Северо-Осетинском радиокомитете (1935–1938 гг.) и художественный руководитель – хормейстер Государственного ансамбля песни и пляски Северной Осетии (1938–1943 гг.) Аликов сформировал репертуар этих первых в республике профессиональных исполнительских коллективов из произведений осетинских композиторов и популярных народных песен. Круг его творческой деятельности как члена Союза композиторов Осетии затронул также многие сферы музыкальной культуры республики.
Прозвучавший из уст Ларисы Гергиевой рассказ о жизни и творческом пути Ахполата Аликова раскрыл разносторонность дарования персоны «Музыкальной гостиной» через некоторые интересные факты. С основами музыкальной грамоты уроженец селения Ольгинского впервые познакомился во Владикавказском реальном училище, где начал обучение в восьмилетнем возрасте. Там же Ахполат начал петь в хоре. После окончания училища стал работать на кирпичном заводе, также участвуя в деятельности первых театральных кружков и литературно-художественных вечеров осетинской интеллигенции. Был знаком Ахполат и с Коста Хетагуровым, который, как утверждают источники, любил слушать в его исполнении осетинские народные песни.
Начавший свою артистическую деятельность как оперный певец-бас с репертуаром из произведений русской и зарубежной классики, именно он стоял у истоков осетинской профессиональной музыки. Ахполат записал и осуществил аранжировку множества героических, лирических, бытовых, обрядовых и плясовых мелодий, ставших основой и для создания собственных песен. Более 50-ти хоровых сочинений, 9 песен на стихи Коста Хетагурова, десятки песен для голоса с фортепиано на слова осетинских поэтов, танцевальных мелодий для осетинской гармошки – все это обширное наследие мастера. Горячий популяризатор осетинской народной музыки, он первым стал исполнять фольклорные песни на концертной сцене как в Осетии, так и за ее пределами.
Как руководитель вокального ансамбля при Северо-Осетинском радиокомитете (1935–1938 гг.) и художественный руководитель – хормейстер Государственного ансамбля песни и пляски Северной Осетии (1938–1943 гг.) Аликов сформировал репертуар этих первых в республике профессиональных исполнительских коллективов из произведений осетинских композиторов и популярных народных песен. Круг его творческой деятельности как члена Союза композиторов Осетии затронул также многие сферы музыкальной культуры республики.
Прозвучавший из уст Ларисы Гергиевой рассказ о жизни и творческом пути Ахполата Аликова раскрыл разносторонность дарования персоны «Музыкальной гостиной» через некоторые интересные факты. С основами музыкальной грамоты уроженец селения Ольгинского впервые познакомился во Владикавказском реальном училище, где начал обучение в восьмилетнем возрасте. Там же Ахполат начал петь в хоре. После окончания училища стал работать на кирпичном заводе, также участвуя в деятельности первых театральных кружков и литературно-художественных вечеров осетинской интеллигенции. Был знаком Ахполат и с Коста Хетагуровым, который, как утверждают источники, любил слушать в его исполнении осетинские народные песни.
«С конца 1890-х годов начался самостоятельный творческий путь баса Аликова, выступавшего под псевдонимом Аполлон Аликов. Его имя как певца-профессионала во Владикавказе было известно уже к началу века по участию в концертах, театральных представлениях, дивертисментах, благотворительных вечерах. В репертуаре Аликова были представлены арии из опер русской и зарубежной классики, романсы, осетинские народные песни и их аранжировки, собственные вокальные сочинения.
Благодатной средой для развития музыкального вкуса и способностей А. Аликова стала насыщенная концертная и театральная жизнь Владикавказа, куда часто с гастролями приезжали известные оперные певцы и музыкально-драматические коллективы из России и зарубежья. Желание стать оперным певцом, любовь к музыке и театру, которые родились в сердце одаренного юноши после посещений концертов и оперных спектаклей, определили стремление Ахполата учиться вокальному искусству. Отправившись в Тифлис, он брал уроки пения у оперного певца, авторитетного музыканта и педагога Иосифа Ратиля.
С конца 1890-х годов начался самостоятельный творческий путь баса Аликова, выступавшего под псевдонимом Аполлон Аликов. Его имя как певца-профессионала во Владикавказе было известно уже к началу века по участию в концертах, театральных представлениях, дивертисментах, благотворительных вечерах. В репертуаре Аликова были представлены арии из опер русской и зарубежной классики, романсы, осетинские народные песни и их аранжировки, собственные вокальные сочинения. Артист концертировал не только во Владикавказе, но и в Тифлисе, Баку, Харькове, Ростове-на-Дону, Киеве, Одессе, Москве, Петербурге. Принимал участие А.Аликов в музыкально-литературных вечерах владикавказского театрального кружка, в первой постановке драмы Е. Бритаева «Хазби».
Для совершенствования своего вокального мастерства Ахполат поступил в 1908 году на высшие оперные курсы при Киевской консерватории. Три года учился секретам оперного пения у Михаила Медведева – выдающегося русского певца, первого исполнителя партии Ленского и одного из первых отечественных вокалистов, добившихся мирового признания. Затем был принят в киевскую оперную труппу, где в спектаклях исполнял партии Сусанина, Мефистофиля, Мельника, Галицкого. Ряд лет Ахполат пел на театральных подмостках Харькова и других городов России. Возвратившись во Владикавказ, именно А. Аликов организовал героический мужской хор, народные песни и мелодии в исполнении которого были записаны в 1911 году на пластинке акционерным обществом «Граммофон». Сам Ахполат дважды приглашался известной фирмой грамзаписи «Патэ». В послереволюционные годы А.Аликов создал в г.Пятигорске первую оперную труппу, гастролировав по городам Кавказских Минеральных вод с поставленными им операми «Русалка», «Евгений Онегин», «Фауст» и др.
Прозвучавшая в рамках «Музыкальной гостиной» информация о деятельности А. Аликова, как и познавательный экскурс в историю музыкальной культуры Владикавказа, гармонично чередовался с интересными вокальными номерами в ярком исполнении участников концертной программы. Неизгладимое впечатление на публику, в числе которой были и представители фамилии Аликовых, оставило выступление солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Бакури Каличавы и Александра Корякова, солистов оперной труппы владикавказского филиала Мариинского театра Михаила Павлова, Марины Нетребиной, Веры Цхурбаевой, Надежды Гамаюн, Вячеслава Селиванова, Арсена Тедеева, Давида Парастаева (концертмейстеры – Василий Попов (Санкт-Петербург), Ирина Абатурова, Зару Жазыкбаева, Яна Попруженко).
Имя его, как подчеркнула художественный руководитель Театра оперы и балета филиала Мариинского театра в РСО–А и Академии оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, не должно остаться в забвении у потомков. На это и нацелен концертный проект «Музыкальная гостиная», возвращающий к нашим корням и к тем достойным именам, с кого начиналась история всей осетинской культуры.
С конца 1890-х годов начался самостоятельный творческий путь баса Аликова, выступавшего под псевдонимом Аполлон Аликов. Его имя как певца-профессионала во Владикавказе было известно уже к началу века по участию в концертах, театральных представлениях, дивертисментах, благотворительных вечерах. В репертуаре Аликова были представлены арии из опер русской и зарубежной классики, романсы, осетинские народные песни и их аранжировки, собственные вокальные сочинения. Артист концертировал не только во Владикавказе, но и в Тифлисе, Баку, Харькове, Ростове-на-Дону, Киеве, Одессе, Москве, Петербурге. Принимал участие А.Аликов в музыкально-литературных вечерах владикавказского театрального кружка, в первой постановке драмы Е. Бритаева «Хазби».
Для совершенствования своего вокального мастерства Ахполат поступил в 1908 году на высшие оперные курсы при Киевской консерватории. Три года учился секретам оперного пения у Михаила Медведева – выдающегося русского певца, первого исполнителя партии Ленского и одного из первых отечественных вокалистов, добившихся мирового признания. Затем был принят в киевскую оперную труппу, где в спектаклях исполнял партии Сусанина, Мефистофиля, Мельника, Галицкого. Ряд лет Ахполат пел на театральных подмостках Харькова и других городов России. Возвратившись во Владикавказ, именно А. Аликов организовал героический мужской хор, народные песни и мелодии в исполнении которого были записаны в 1911 году на пластинке акционерным обществом «Граммофон». Сам Ахполат дважды приглашался известной фирмой грамзаписи «Патэ». В послереволюционные годы А.Аликов создал в г.Пятигорске первую оперную труппу, гастролировав по городам Кавказских Минеральных вод с поставленными им операми «Русалка», «Евгений Онегин», «Фауст» и др.
Прозвучавшая в рамках «Музыкальной гостиной» информация о деятельности А. Аликова, как и познавательный экскурс в историю музыкальной культуры Владикавказа, гармонично чередовался с интересными вокальными номерами в ярком исполнении участников концертной программы. Неизгладимое впечатление на публику, в числе которой были и представители фамилии Аликовых, оставило выступление солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Бакури Каличавы и Александра Корякова, солистов оперной труппы владикавказского филиала Мариинского театра Михаила Павлова, Марины Нетребиной, Веры Цхурбаевой, Надежды Гамаюн, Вячеслава Селиванова, Арсена Тедеева, Давида Парастаева (концертмейстеры – Василий Попов (Санкт-Петербург), Ирина Абатурова, Зару Жазыкбаева, Яна Попруженко).
Имя его, как подчеркнула художественный руководитель Театра оперы и балета филиала Мариинского театра в РСО–А и Академии оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, не должно остаться в забвении у потомков. На это и нацелен концертный проект «Музыкальная гостиная», возвращающий к нашим корням и к тем достойным именам, с кого начиналась история всей осетинской культуры.