Илзе Лиепа восхищена Владикавказом
Дом Вахтангова в очередной раз преподнес жителям и гостям республики фантастический сюрприз. 2 и 3 июня на его сцене очаровывала и завораживала, в буквальном смысле этих слов, волшебная, аристократичная, элегантная звезда мирового балета, народная артистка России Илзе ЛИЕПА, дочь своего знаменитого отца Мариса ЛИЕПЫ, солистка, прима балета Государственного академического Большого театра с 1981 по 2016 год, драматическая актриса с волшебной харизмой и не менее волшебной пластикой.
Во Владикавказ она привезла два моноспектакля. Первый – «Мой отец – Марис Лиепа» создан специально для нашей сцены, второй – «Пушкиниана» – посредством синтеза, соединения произведений гения русской поэзии Александра Пушкина, музыкальных отрывков произведений великих Петра Чайковского и Сергея Прокофьева, голосовой подачи, жестов, движений передает личный взгляд актрисы на творчество поэта. Это ее Пушкин, только ее.
«Мой отец – Марис Лиепа» – что тут можно еще сказать. Великий танцовщик XX века, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, непревзойденный Красс в балете недавно ушедшего от нас не менее великого Юрия Григоровича. Ни одна роль, которую исполнил Марис Лиепа, не была «проходной». Но для Илзе и ее брата Андриса он был отцом, родным и любимым человеком. Известный факт: Марис познакомился с Маргаритой Жигуновой, служившей тогда в драматическом театре им. А. С. Пушкина, на съемках фильма «Илзе». В браке у них родилось двое детей-погодков, которых родители назвали в честь героев картины Андрис и Илзе.
Илзе доверительно и трогательно делилась воспоминаниями об отце, зачитывала отрывки из его дневников и книги «Я хочу танцевать сто лет». На экране демонстрировали архивные кадры с его выступлениями. В зале царила замечательная атмосфера добра и красоты. «Илзе – недосягаемая высота, величина, прима балета мирового уровня, – говорит первый заместитель министра культуры Северной Осетии Марина Рамонова, которая, несмотря на занятость, просто не могла пропустить такие встречи. – Она невероятная, заворожила меня первыми звуками своего голоса. Это было тепло, искренне, артистично, элегантно. А сегодня я в предвкушении «Пушкинианы». Уверена, это будет только ее прочтение с присущим ей обаянием».
И так оно и было. Творческий синтез слова великого Пушкина и музыки Петра Чайковского и Сергея Прокофьева в исполнении Илзе создал яркие, выпуклые образы героев, которые в воображении предстали перед публикой. Вот закатилось солнце русской поэзии – Пушкин на смертном одре. А вот Сергей Прокофьев ровно через сто лет, в 1937 году вернулся из эмиграции в Россию. Ему предлагают написать музыку к кинопостановкам по произведениям гения. И кто эти режиссеры? Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Михаил Ромм.
Илзе читает отрывки из «Пиковой дамы», «Египетских ночей», «Евгения Онегина». Читает страстно, что называется, «по ролям», меняя голос, интонации, характер, пластику волшебных рук и тела в зависимости от образа. В помощь ей только большой голубой шарф и стул, который может быть то троном для Клеопатры, то креслом престарелой графини, то скамейкой в саду Татьяны. Текст и голос ведут зрителя, и он следует им покорно, отдаваясь эмоциям, забыв о суетном.
«Учитывая, что у нас такой непринужденный формат, будто или вы у меня и в гостях, или я у вас, что точнее, хочу рассказать, как в мою жизнь вошла графиня из «Пиковой дамы» в ее балетном изложении. Мне всегда казалось, что моя безмерная любовь к Пушкину проложила мне эту дорогу», – начинает говорить Илзе. И дальше следует чудесная история, как знаменитый французский хореограф Ролан Пети прибыл в Москву, чтобы ставить балет «Пиковая дама» для Николая Цискаридзе. Уже шли репетиции, а исполнительницы роли графини все не было… Илзе так красочно, с юмором вспомнила эту замечательную историю, когда Цискаридзе по воле французского гения пришлось расстаться со своей роскошной шевелюрой, что все присутствующие в зале долго аплодировали и скандировали «браво»!
После спектакля корреспонденту «СО» удалось побеседовать с гостьей в ее гримерке. Она уже сняла свое концертное платье в пол, облачилась в обычную одежду, но ее грациозная осанка, манера себя вести, лебединая шея и руки выдавали в ней большую актрису.
– Илзе, спасибо за такие удивительные вечера. Как вы попали в Дом Вахтангова? Как выбирали программу?
– Все дело в моей давней любви к Театру имени Е. Вахтангова, его школе. Своей возможностью выходить на драматическую сцену я обязана моему большому другу, любимейшему человеку, выдающемуся режиссеру, профессору Владимиру Владимировичу Иванову. Он стал режиссером моего первого спектакля «Ваша сестра и пленница» по пьесе Людмилы Разумовской, где королеву Елизавету играла Светлана Крючкова, а я Марию Стюарт. Задача для меня, новичка, была сверхтяжелая. Владимир Владимирович делал со мной этюды, объяснял, я пробовала, записывала… Я максимально хотела научиться, и как сейчас он в шутку говорит: «Вы прошли программу школы- студии экстерном». Несмотря на то, что за плечами у меня была сложившаяся балетная карьера, которая давала мне некое чувство дерзости выйти в другом качестве, я хорошо понимала, что это другая профессия. Премьера была в зале с тысячью зрителей, нужно было звучать. Для этого занималась голосом, готовилась. Бесконечно ему признательна. После спектакля разбирали, и это тоже была школа. Помню его гениальное замечание: «Вы должны понять, кто встает на колени с ударением на слово «кто». Одна фраза меняет всю постановку роли. Кстати, восьмую главу из «Евгения Онегина», которую я читала, мы приготовили когда-то вместе с ним.
А во Владикавказ меня пригласил Кирилл Игоревич Крок, с которым я работала еще в театре «Модерн». Он тогда мне безумно нравился, зал театра был переполнен. И вдруг я узнаю, что он перешел в Театр Вахтангова. Я подумала: «Боже, как повезло Театру Вахтангова! Я вижу, что все, что он делает, это феноменально. Он предложил мне выступить с «Пушкинианой» в театральной гостиной в Москве. А потом поступило предложение приехать сюда. И я с восторгом его приняла. Первую композицию я сделала специально для вас. В таком формате этот спектакль никогда не играла. Он для большой сцены, с балетом. Так что это была премьера».
– Мы можем надеться, что вы вернетесь во Владикавказ?
– Я тоже надеюсь. Мы встречались с главой республики Сергеем Меняйло, очень хорошо поговорили. Признательна, что он нашел для меня время и с таким интересом разговаривал. Владикавказ для меня – настоящее открытие. Здесь все прекрасно: люди, Дом Вахтангова, улицы, воздух, река, еда, даже дождь. Все прекрасно. Жалею только об одном, что мой визит так скоротечен.
«Мой отец – Марис Лиепа» – что тут можно еще сказать. Великий танцовщик XX века, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, непревзойденный Красс в балете недавно ушедшего от нас не менее великого Юрия Григоровича. Ни одна роль, которую исполнил Марис Лиепа, не была «проходной». Но для Илзе и ее брата Андриса он был отцом, родным и любимым человеком. Известный факт: Марис познакомился с Маргаритой Жигуновой, служившей тогда в драматическом театре им. А. С. Пушкина, на съемках фильма «Илзе». В браке у них родилось двое детей-погодков, которых родители назвали в честь героев картины Андрис и Илзе.
Илзе доверительно и трогательно делилась воспоминаниями об отце, зачитывала отрывки из его дневников и книги «Я хочу танцевать сто лет». На экране демонстрировали архивные кадры с его выступлениями. В зале царила замечательная атмосфера добра и красоты. «Илзе – недосягаемая высота, величина, прима балета мирового уровня, – говорит первый заместитель министра культуры Северной Осетии Марина Рамонова, которая, несмотря на занятость, просто не могла пропустить такие встречи. – Она невероятная, заворожила меня первыми звуками своего голоса. Это было тепло, искренне, артистично, элегантно. А сегодня я в предвкушении «Пушкинианы». Уверена, это будет только ее прочтение с присущим ей обаянием».
И так оно и было. Творческий синтез слова великого Пушкина и музыки Петра Чайковского и Сергея Прокофьева в исполнении Илзе создал яркие, выпуклые образы героев, которые в воображении предстали перед публикой. Вот закатилось солнце русской поэзии – Пушкин на смертном одре. А вот Сергей Прокофьев ровно через сто лет, в 1937 году вернулся из эмиграции в Россию. Ему предлагают написать музыку к кинопостановкам по произведениям гения. И кто эти режиссеры? Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Михаил Ромм.
Илзе читает отрывки из «Пиковой дамы», «Египетских ночей», «Евгения Онегина». Читает страстно, что называется, «по ролям», меняя голос, интонации, характер, пластику волшебных рук и тела в зависимости от образа. В помощь ей только большой голубой шарф и стул, который может быть то троном для Клеопатры, то креслом престарелой графини, то скамейкой в саду Татьяны. Текст и голос ведут зрителя, и он следует им покорно, отдаваясь эмоциям, забыв о суетном.
«Учитывая, что у нас такой непринужденный формат, будто или вы у меня и в гостях, или я у вас, что точнее, хочу рассказать, как в мою жизнь вошла графиня из «Пиковой дамы» в ее балетном изложении. Мне всегда казалось, что моя безмерная любовь к Пушкину проложила мне эту дорогу», – начинает говорить Илзе. И дальше следует чудесная история, как знаменитый французский хореограф Ролан Пети прибыл в Москву, чтобы ставить балет «Пиковая дама» для Николая Цискаридзе. Уже шли репетиции, а исполнительницы роли графини все не было… Илзе так красочно, с юмором вспомнила эту замечательную историю, когда Цискаридзе по воле французского гения пришлось расстаться со своей роскошной шевелюрой, что все присутствующие в зале долго аплодировали и скандировали «браво»!
После спектакля корреспонденту «СО» удалось побеседовать с гостьей в ее гримерке. Она уже сняла свое концертное платье в пол, облачилась в обычную одежду, но ее грациозная осанка, манера себя вести, лебединая шея и руки выдавали в ней большую актрису.
– Илзе, спасибо за такие удивительные вечера. Как вы попали в Дом Вахтангова? Как выбирали программу?
– Все дело в моей давней любви к Театру имени Е. Вахтангова, его школе. Своей возможностью выходить на драматическую сцену я обязана моему большому другу, любимейшему человеку, выдающемуся режиссеру, профессору Владимиру Владимировичу Иванову. Он стал режиссером моего первого спектакля «Ваша сестра и пленница» по пьесе Людмилы Разумовской, где королеву Елизавету играла Светлана Крючкова, а я Марию Стюарт. Задача для меня, новичка, была сверхтяжелая. Владимир Владимирович делал со мной этюды, объяснял, я пробовала, записывала… Я максимально хотела научиться, и как сейчас он в шутку говорит: «Вы прошли программу школы- студии экстерном». Несмотря на то, что за плечами у меня была сложившаяся балетная карьера, которая давала мне некое чувство дерзости выйти в другом качестве, я хорошо понимала, что это другая профессия. Премьера была в зале с тысячью зрителей, нужно было звучать. Для этого занималась голосом, готовилась. Бесконечно ему признательна. После спектакля разбирали, и это тоже была школа. Помню его гениальное замечание: «Вы должны понять, кто встает на колени с ударением на слово «кто». Одна фраза меняет всю постановку роли. Кстати, восьмую главу из «Евгения Онегина», которую я читала, мы приготовили когда-то вместе с ним.
А во Владикавказ меня пригласил Кирилл Игоревич Крок, с которым я работала еще в театре «Модерн». Он тогда мне безумно нравился, зал театра был переполнен. И вдруг я узнаю, что он перешел в Театр Вахтангова. Я подумала: «Боже, как повезло Театру Вахтангова! Я вижу, что все, что он делает, это феноменально. Он предложил мне выступить с «Пушкинианой» в театральной гостиной в Москве. А потом поступило предложение приехать сюда. И я с восторгом его приняла. Первую композицию я сделала специально для вас. В таком формате этот спектакль никогда не играла. Он для большой сцены, с балетом. Так что это была премьера».
– Мы можем надеться, что вы вернетесь во Владикавказ?
– Я тоже надеюсь. Мы встречались с главой республики Сергеем Меняйло, очень хорошо поговорили. Признательна, что он нашел для меня время и с таким интересом разговаривал. Владикавказ для меня – настоящее открытие. Здесь все прекрасно: люди, Дом Вахтангова, улицы, воздух, река, еда, даже дождь. Все прекрасно. Жалею только об одном, что мой визит так скоротечен.