Заслуженному художнику РФ Олегу Басаеву исполнилось 65 лет
Олег Басаев – яркая личность в истории современной осетинской культуры, создатель своего неповторимого стиля в живописи. А еще – педагог, наставник: Олег Темирболатович заведует кафедрой изобразительного искусства в Северо-Осетинском государственном университете им. К. Л. Хетагурова. Его часто можно встретить на многочисленных выставках, которые проходят в республике. И мнением, высокопрофессиональным и в то же время всегда доброжелательным, дорожат коллеги и ученики.
Заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия–Алания, член-корреспондент Российской академии художеств, член Союза художников РФ Олег Басаев – один из тех, кто вместе с народным художником России, действительным академиком Российской академии художеств Шалвой Бедоевым создавал в университете кафедру изобразительного искусства, а теперь ее успешно возглавляет. В день его рождения, 17 апреля, коллектив СОГУ им. К. Л. Хетагурова во главе с ректором Аланом Огоевым и деканом факультета искусств Мадиной Атаевой тепло поздравил юбиляра. Поздравительные телеграммы в адрес художника направили Председатель Парламента РСО–А Таймураз Тускаев и министр культуры Сослан Фидаров.
Олег Басаев – выпускник мастерской монументальной живописи под руководством профессора К.А. Тутеволь (преподаватели Е.Н. Максимов, В.Н. Забелин) Московского художественного государственного института им. В. И. Сурикова. В его творчестве соединяются традиции отечественного, западноевропейского и осетинского искусства, мастерство художника-станковиста и монументалиста. Он представляет свою собственную версию метафизической живописи. Атрибуты разрывают привычные границы «тихой жизни вещей». В своем невесомом парении они вступают во взаимосвязь с миром внешним, безграничным: величественным горным ландшафтом Осетии, пронзительно-чистым небом с выразительными белыми облаками.
С одной стороны, Олег Темирболатович – очень «национальный» живописец, с другой – человек мира. И эти две ипостаси в нем сосуществуют в гармонии. Его склонность к глубоким философским обобщениям, метафизическому мышлению «заставляет», казалось бы, обыденные предметы быта преодолевать силы гравитации и парить в воздухе, создавая образ непреодолимой бесконечности, перехода материи из одного состояния в другое.
Ведущий жанр творчества мастера – натюрморт, впечатляющий причудливой композицией, образным звучанием, колористической цельностью. По мнению заведующего отделом новейших течений Русского музея, искусствоведа Александра Боровского, Олег Басаев «…предлагает свою версию метафизической живописи… Его предметы существуют в умышленном пространстве, то сгущенном, то предельно разреженном, безвоздушном (когда перо лука парит как бы в безвесии – «Натюрморт с луком»). Их фактура написана с почти рельефной тактильностью. Однако постепенно открывается, что форсированная, навязчивая предметность вовсе не является главным содержанием образа. Напротив, содержанием как раз становится опровержение объективности живописной репрезентации. Оказывается, реальность у Басаева обманчива, непознаваема, ее бытие не исчерпывается внешним, предметным. Картина предстает не более или менее объективным отражением эмпирической реальности, а, как сказал бы русский философ П. Флоренский, «магической машиной». Каким образом включаются механизмы метафизического? Одним из приемов переключения сознания в пространство сюрреалистического – распространенный в классическом сюрреализме ход: уже упоминавшаяся артикуляция состояния парения, «безвесия». Листья, плоды, луковицы, выпавшие из своих пространственных ниш, уже неподвластны силам гравитации: им не дано приземлиться. Другой прием – «прорастание» материала «сквозь» фактуру. В «Каменной вазе», «Осенних иллюзиях» фактура предметного мира разработана настолько активно, что, кажется, сама их материальная масса, их «телесность», готова течь вовне, как тесто из опары. В этом приеме дереализации также видится знак перехода от одного состояния сознания к другому: от обыденного, житейского к сновидческому, а то и к сакральному».
Постоянный разговор между материальным и духовным, недосказанность, вызывающая желание у зрителя запустить свой мыслительный процесс, эстетические и колористические решения работ находят отклик у аудитории. Работы Олега Басаева размещаются в Республиканском государственном художественном музее им. М.Туганова (Владикавказ), Музее современного русского искусства Р. Табакмана (Нью-Йорк, США), Музее современного искусства Российской академии художеств (Москва), в Фонде М. Шемякина (Санкт-Петербург), а также в частных собраниях в России и за рубежом.