В Большом зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии состоялась презентация книги «Кудесник осетинской художественной прозы. Жизнь и творчество Сека Гадиева» (на осетинском языке) члена Союза писателей России и Союза российских писателей, кандидата педагогических наук, обладателя гранта Президента РФ В.В. Путина, автора 5 книг, писателя-литературоведа Асланбека Бечмурзаевича МЗОКОВА, приуроченной к 170-летию Мастера, которого священник Харлампий Цомаев назвал «сияющей звездой осетинского языка».
Представление новой книги началось с молитвы на родном языке священника Игоря Кусова, настоятеля храма Собора Аланских святых. Отец Игорь рассказал о Сека Гадиеве как о религиозном деятеле, его прозе и поэзии и обратил внимание зала на икону, которая по сей день свято хранится в семье Гадиевых и к которой прикасался сам Сека…
Слова приветствия к участникам мероприятия прозвучали из уст заслуженного работника культуры республики, заместителя директора ННБ по краеведческой деятельности Ирины Бибоевой. То, что значат имя и деяния Сека Гадиева для осетинского народа и культуры Осетии в целом, в своих выступлениях отметили народный поэт республики Музафер Дзасохов, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Людвиг Чибиров и кандидат исторических наук, старший научный сотрудник СОИГСИ им. В. Абаева Лариса Гостиева.
Сека Куцриевич Гадиев (1855 или 1857, село Нижний Ганиси в Гудском ущелье, Душетский уезд, Тифлисская губерния — 21 июля (3 августа) 1915, Владикавказ) – российский осетинский поэт и прозаик, классик осетинской литературы. Основоположник осетинской классической прозы. Семья Сека очень нуждалась, и в юности ему приходилось трудиться на земле, наниматься в пастухи, заниматься тяжелой поденной работой на Военно-Грузинской дороге. Грамоте он научился в 18 лет. В 1872 году стал служить псаломщиком в Гудской церкви, а спустя 10 лет вместе с семьей в поисках лучшей жизни переселился в Северную Осетию. Все годы служения С. Гадиева псаломщиком в сельских храмах его материальное положение оставалось трудным. Нужда заставляла многие годы батрачить, арендовать землю на кабальных условиях.Он служил сначала в Дарг-Кохе, затем – в Гизели и Санибе, а к 1912 году оказался во Владикавказе. Вероятно, это решение принял в связи с арестом в 1908 г. сына Михаила (Цомака), будущего известного поэта, писателя и общественного деятеля, арестованного за участие в революционном движении.
Все эти годы Сека Куцриевич повышает свою начитанность, ежедневно изучая десятки книг на грузинском, осетинском и русском языках: особенно его вдохновляют рифмы. А писать Гадиев начал еще в конце семидесятых годов XIX века. Однако самоучке, овладевшему грамотой горцу-крестьянину, долго и упорно пришлось работать над расширением своих литературных знаний и грамотности. Наиболее ярко и всесторонне талант писателя проявился на рубеже XIX–XX веков. С самого начала своей творческой деятельности Сека испытал сильное влияние поэзии Коста Хетагурова. Первый сборник стихотворений Гадиева «Осетинский пастух» вышел в свет в 1905 году, он состоял из 25 стихотворений и 22 басен. Гадиев осуществил перевод с русского на осетинский некоторых басен Крылова, хотя и не владел русским языком настолько, чтобы читать произведения русских писателей – в этом ему помогали его дети, которые устно переводили на осетинский язык басни Крылова из школьных учебников. Большое значение для освещения истории Осетии Сека Гадиев придавал осетинскому фольклору. В разные годы он подверг литературной обработке целый ряд народных сказок. В 1914 г. в петербургском журнале «Жизнь для всех» рассказ «Азау» был опубликован в переводе на русский язык Цомака Гадиева. Впоследствии он много раз переиздавался на осетинском и в переводах на русский язык. С самого начала своей писательской деятельности Гадиев стоял на позициях реализма. Прекрасный талант раскрылся главным образом в прозе, он считается одним из зачинателей художественной прозы на осетинском языке. Основное место в ней занимают рассказы, снискавшие писателю общенародное признание. Большое место в творчестве С. Гадиева занимало его участие в религиозно-проповедническом журнале «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»), выходившем в 1911, 1913 и 1915–1916 гг., а также в журнале «Христианская жизнь» (1911–1915), где Гадиев публиковал агиографические произведения, публицистические статьи, стихи, повесть, драму. Он поднимал на страницах журнала вопросы христианского просвещения осетинского народа, выступал против засилья устаревших обычаев и обрядов, откликался на важные события, происходившие в стране и Осетии. В научном архиве СОИГСИ хранятся рукописи сборников писателя, подготовленные к печати самим автором. Некоторые произведения С. Гадиева до сих пор ни разу не издавались.
После трагической гибели 21 июля (3 августа) 1915 года он был похоронен на Мещанском кладбище Владикавказа, близ Ильинской часовни, впоследствии преобразованной в храм. В советское время могила писателя, к сожалению, была утрачена.
Об истории счастливой находки единственной найденной во Владикавказе фотографии Сека Гадиева рассказала собравшимся руководитель ГБУ «Наследие Алании» Людмила Габоева. Интересным был и рассказ директора издательства «Ир» Олеси Хачировой и самого автора – Асланбека Мзокова – о том, как рождалась эта книга о Сека Гадиеве. Очень теплым и эмоциональным стало выступление заслуженного работника культуры РСО–А, поэта Станислава Кадзаева и заместителя председателя МОД «ВСО» – «Аланты Ныхас» Казбека Еналдиева.
Старейшина фамилии во Владикавказе Эльбрус Гадиев поблагодарил всех причастных к выходу в свет этой книги и отметил тот факт, что 170-летие Сека Гадиева для Осетии стало большой культурной датой и народным признанием значимости творческого наследия писателя.
Завершилось мероприятие выступлением мужского хора национальной песни под руководством народной артистки Северной Осетии Ольги Джанаевой.