Завотделом искусств Фариза Басиева и Денис фон Мекк
Наследие великих: так рождаются стихи и мелодии
В зале искусств Национальной научной библиотеки республики в рамках международного культурно-просветительского проекта «Чайковский – музыка без виз» состоялась лекция потомка знаменитых семей Чайковских и фон Мекк Дениса фон МЕКК на тему: «Пушкин и Чайковский. Чехов и Чайковский».
Денис Андреевич фон Мекк – просветитель, меценат, коллекционер, основатель и президент фонда имени Надежды Филаретовны фон Мекк, за плечами которого – более тысячи выступлений по всей стране и за рубежом, включая трибуну ООН. Он читает лекции, издает книги и так называемые конволюты. Это владельческие сборники, в которых самостоятельные издания или рукописи других авторов переплетены в одну книгу. В некоторых случаях составитель помещает в конволют интересующие его материалы, вырезанные из журналов, реже – книг и газет.
Денис фон Мекк рассказал о переизданной книге Елены Берлянд-Черной «Пушкин и Чайковский», отметив, что встречал оригинал данной книги лишь на аукционах. Поэтому, когда ему удалось ее получить, он решил заняться ее переизданием. Все лекции Дениса Андреевича бесплатные, он занимается любимым и таким важным делом совершенно бескорыстно, исключительно из патриотических чувств, сопровождая свои выступления фотопрезентацией на большом экране.
Слушатели узнали, что в 1877 году Петр Ильич Чайковский был в гостях у знаменитой оперной певицы Е. А. Лавровской, и там заговорили о сюжетах для опер. Чайковский позже написал брату: «Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»?» Мысль эта показалась мне дикой и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся… Тотчас побежал отыскивать Пушкина»… перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был прелестный сценариум оперы с текстом Пушкина». А вот что композитор пишет графине фон Мекк: «Вы говорите, милый друг, что в «Евгении Онегине» мои музыкальные узоры лучше канвы, по которой они вышиты. Я же скажу Вам, что если моя музыка к «Евгению Онегину» имеет достоинства теплоты и поэтичности, то это потому, что мое чувство было согрето прелестью сюжета… Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». Премьера оперы «Евгений Онегин» состоялась в Малом театре в марте 1879 года. Пели ученицы и ученики Московской консерватории. Играл студенческий оркестр, в котором для укрепления были четыре профессора. Дирижировал большой друг Чайковского Николай Григорьевич Рубинштейн. Зрелым мастером симфонической музыки выступает Чайковский в выдающейся музыкальной драме «Пиковая дама». Опера была заказана ему дирекцией императорских театров. Либретто написано братом композитора Модестом Чайковским, хотя некоторые тексты написал сам Чайковский. И вот такая красноречивая самооценка: «... или я ужасно ошибаюсь, или «Пиковая дама» – в самом деле шедевр...»! А опера «Мазепа» и в наши дни остается весьма актуальной и востребованной временем и текущими событиями.
Два великих человека – Пушкин и Чайковский – очень несхожи по характеру, темпераменту, внешним данным, однако близки похожим художественным видением мира, гармоничностью творческого облика, естественностью выражения, своей душевной теплотой. Имя Пушкина в доме Чайковских всегда было окружено ореолом почета и преклонения. И композитор, приступая к работе над пушкинскими произведениями, ставил перед собой главную задачу – быть достойным поэтического гения поэта. Чайковский создал оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Мазепа» по мотивам произведений Пушкина, а также музыку к другим творениям поэта.
И хотя поэт и композитор никогда не встречались, их творчество оказалось тесно переплетено: Пушкин стал неиссякаемым источником вдохновения для Чайковского, а их имена навсегда остались в русской культуре как символы гениальности.
Чехов и Чайковский… Денис Андреевич раскрыл не только культурную общность этих двух русских гениев, но и настоящую человеческую дружбу, творческое притяжение. Композитор стал поклонником творчества Антона Павловича буквально с первых его публикаций. Со своей стороны Чехов заслушивался музыкой Чайковского. Они познакомились в доме брата Петра Ильича Модеста, с тех пор их дружба только крепла с годами. Чехов даже свой сборник рассказов «Хмурые люди» посвятил П.И. Чайковскому. А Петр Ильич предложил Антону Павловичу написать либретто для его будущей оперы по повести Лермонтова «Бэла», но Чехов не успел это сделать, поскольку уехал на Сахалин, где участвовал в переписи населения, именно там его застала весть о смерти композитора. Писатель очень тяжело пережил скоропостижную кончину кумира, и до конца своих дней он оставался горячим поклонником творчества композитора. О дружбе двух русских гениев в своей книге «Чехов и Чайковский» рассказал читателям Е. Балабанович.
Денис фон Мекк поблагодарил директора ННБ И.А. Хайманову и передал в дар библиотеке книги – Е. Ерофеевой-Литвинской «Непридуманная фабула» (первая монография, посвященная выдающейся женщине, составившей славу России, – Надежде Филаретовне фон Мекк) и конволют «Пушкин и Чайковский».
Денис фон Мекк рассказал о переизданной книге Елены Берлянд-Черной «Пушкин и Чайковский», отметив, что встречал оригинал данной книги лишь на аукционах. Поэтому, когда ему удалось ее получить, он решил заняться ее переизданием. Все лекции Дениса Андреевича бесплатные, он занимается любимым и таким важным делом совершенно бескорыстно, исключительно из патриотических чувств, сопровождая свои выступления фотопрезентацией на большом экране.
Слушатели узнали, что в 1877 году Петр Ильич Чайковский был в гостях у знаменитой оперной певицы Е. А. Лавровской, и там заговорили о сюжетах для опер. Чайковский позже написал брату: «Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»?» Мысль эта показалась мне дикой и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся… Тотчас побежал отыскивать Пушкина»… перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был прелестный сценариум оперы с текстом Пушкина». А вот что композитор пишет графине фон Мекк: «Вы говорите, милый друг, что в «Евгении Онегине» мои музыкальные узоры лучше канвы, по которой они вышиты. Я же скажу Вам, что если моя музыка к «Евгению Онегину» имеет достоинства теплоты и поэтичности, то это потому, что мое чувство было согрето прелестью сюжета… Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». Премьера оперы «Евгений Онегин» состоялась в Малом театре в марте 1879 года. Пели ученицы и ученики Московской консерватории. Играл студенческий оркестр, в котором для укрепления были четыре профессора. Дирижировал большой друг Чайковского Николай Григорьевич Рубинштейн. Зрелым мастером симфонической музыки выступает Чайковский в выдающейся музыкальной драме «Пиковая дама». Опера была заказана ему дирекцией императорских театров. Либретто написано братом композитора Модестом Чайковским, хотя некоторые тексты написал сам Чайковский. И вот такая красноречивая самооценка: «... или я ужасно ошибаюсь, или «Пиковая дама» – в самом деле шедевр...»! А опера «Мазепа» и в наши дни остается весьма актуальной и востребованной временем и текущими событиями.
Два великих человека – Пушкин и Чайковский – очень несхожи по характеру, темпераменту, внешним данным, однако близки похожим художественным видением мира, гармоничностью творческого облика, естественностью выражения, своей душевной теплотой. Имя Пушкина в доме Чайковских всегда было окружено ореолом почета и преклонения. И композитор, приступая к работе над пушкинскими произведениями, ставил перед собой главную задачу – быть достойным поэтического гения поэта. Чайковский создал оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Мазепа» по мотивам произведений Пушкина, а также музыку к другим творениям поэта.
И хотя поэт и композитор никогда не встречались, их творчество оказалось тесно переплетено: Пушкин стал неиссякаемым источником вдохновения для Чайковского, а их имена навсегда остались в русской культуре как символы гениальности.
Чехов и Чайковский… Денис Андреевич раскрыл не только культурную общность этих двух русских гениев, но и настоящую человеческую дружбу, творческое притяжение. Композитор стал поклонником творчества Антона Павловича буквально с первых его публикаций. Со своей стороны Чехов заслушивался музыкой Чайковского. Они познакомились в доме брата Петра Ильича Модеста, с тех пор их дружба только крепла с годами. Чехов даже свой сборник рассказов «Хмурые люди» посвятил П.И. Чайковскому. А Петр Ильич предложил Антону Павловичу написать либретто для его будущей оперы по повести Лермонтова «Бэла», но Чехов не успел это сделать, поскольку уехал на Сахалин, где участвовал в переписи населения, именно там его застала весть о смерти композитора. Писатель очень тяжело пережил скоропостижную кончину кумира, и до конца своих дней он оставался горячим поклонником творчества композитора. О дружбе двух русских гениев в своей книге «Чехов и Чайковский» рассказал читателям Е. Балабанович.
Денис фон Мекк поблагодарил директора ННБ И.А. Хайманову и передал в дар библиотеке книги – Е. Ерофеевой-Литвинской «Непридуманная фабула» (первая монография, посвященная выдающейся женщине, составившей славу России, – Надежде Филаретовне фон Мекк) и конволют «Пушкин и Чайковский».