НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

О вкусах не спорят

«Отелло» в постановке Гиви Валиева вызвал бурную реакцию

В минувшие выходные на сцене СОГАТа им. В. Тхапсаева состоялась долгожданная премьера «Отелло», приуроченная к 115-летию народного артиста СССР, легендарного Владимира Тхапсаева. Билеты были раскуплены заранее, и ажиотаж со стороны зрительской аудитории понятен: Бало в этой роли прославился на весь мир и является достоянием осетинского народа на все времена.
В честь премьеры Музей театрального искусства развернул в фойе две выставки, посвященные 90-летию театра: «Очарование настоящего» и «Магия прошлого», где были представлены фото- и видеоматериалы, афиши, музыкальные номера. Председатель Парламента РСО–А Таймураз Тускаев, заместитель председателя Правительства Северной Осетии Альбина Плаева, министр культуры республики Батраз Гудиев высоко оценили и предварительные мероприятия, и саму творческую работу.

Главную роль исполнил заслуженный артист РСО–А Аслан Тигиев, в Яго перевоплотился народный артист республики Алан Албегов. Дездемону играют Фариза Сикоева и Диана Уртаева.

Перед началом спектакля художественный руководитель театра, народный артист РСО–А Гиви Валиев дал комментарий СМИ. «Я бы хотел, чтобы те зрители, которые сегодня пришли на премьеру, сами рассказали о моем видении спектакля, без моей подсказки. Это моя загадка, которую я хочу, чтобы они разгадали», – выразил свое пожелание режиссер и добавил, что «Отелло» – это запланированное уничтожение, когда сначала возвышают человека, говоря о нем много хорошего, а потом начинается уничтожение личности».

Гиви Валиев не скрывал, что эта работа – вызов самому себе. Новое прочтение, которое отличается от классического и подачей, и антуражем, и выразительными средствами, и актерской игрой, фиксирует то, что мир изменился, а вместе с ним – и главные герои, и мы с вами. И это надо принять, и с этим надо жить.

Интересен и выбор музыкального материала. Известный трек Василия Вакуленко «Моя игра» красной нитью проходит через всю драматургию. С одной стороны, вопрос, где – Шекспир, а где – Баста, конечно, вызовет недоумение у любителей традиционного, классического театра, с другой – тема композиции очень подходящая. Именно игра, зловещая и беспощадная, и стала причиной трагедии двух любящих сердец.

Но если сама концепция постановки, впрочем, проверенная уже на двух других спектаклях Гиви Валиева – «Ромео и Джульетта» и «Король Лир», часто используемая в ведущих московских театрах и объединенная фразой «современное прочтение», вызвала дискуссию, что уже хорошо, куда хуже равнодушие, то актерская игра, и индивидуальная, и в ансамбле – точно выше всяких похвал. Профессионально, убедительно, ярко – настоящие мастера! Хочется наблюдать и восхищаться.

После просмотра зал аплодировал стоя. На сцену поднялся Таймураз Тускаев, который напомнил славную историю и традиции театра и вручил почетные грамоты и благодарности республиканского парламента актерам театра, а также озвучил свои впечатления. «Мы посмотрели уникальный спектакль по подаче, игре актеров и в очередной раз задумались о самых важных вещах, которые формируют человека. Иногда зло бывает убедительнее, и дай Бог, чтобы мы никогда не теряли веру друг в друга».

Каким будет путь спектакля дальше, покажет время. Эксперимент всегда вызывает любопытство, а вот удастся ли ему пройти проверку показами и гастролями, посмотрим. Имя Тхапсаева навсегда связано с трагедией Шекспира, но теперь спектакль отправляется в самостоятельное плавание со своей трактовкой и своим характером. И хочется пожелать, чтобы его афиша стала такой же узнаваемой и притягательной, как и лик великого Мастера.
Культура