НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

Векторы развития

Задача – подготовить специалистов технологической направленности, обладающих современными знаниями и навыками

Вопросы развития инженерного образования в школах республики, участие учащихся в олимпиадах, проектах МФТИ, «Сириус» через взаимодействие с вузами (СКГМИ, СОГУ), работа с мотивированными детьми по подготовке к олимпиадам, современные технологии и проблемы преподавания физики обсудили участники республиканской научно-практической конференции «Современные подходы к преподаванию физики. Векторы развития инженерного образования».
Конференция «физиков» проходила в рамках основных мероприятий «дорожной карты» по развитию инженерного образования в республике. В обсуждении вопросов приняли участие учителя физики общеобразовательных и инженерных классов образовательных учреждений республики. В дистанционном формате к обсуждению подключились участники из Москвы, Кабардино-Балкарии, Бурятии и Южной Осетии. Соучредителями мероприятия стали министерство образования и науки республики и ЧОУВО «Владикавказский институт управления».

Первая часть конференции прошла в СОРИПКРО. С приветственным словом выступили заместитель министра образования и науки республики Андрей Швецов и проректор по научно-методической работе СОРИПКРО Алана Гагиева.

В ходе обсуждения участники форума подчеркнули важность интеграции физических знаний и навыков в подготовку будущих инженеров. Сакцентировали внимание на вопросы внедрения междисциплинарных подходов, использования современных технологий и методов обучения, таких как моделирование, виртуальные лаборатории и проекты, способствующие развитию практических навыков и креативного мышления у учащихся.

Внедрение междисциплинарных подходов позволяет связывать теорию с практикой. Учащиеся, изучая материал через призму нескольких предметов, могут увидеть, как теоретические знания применяются в реальной жизни. Такой подход способствует развитию системного мышления, анализу и синтезу информации.

Отмечена значимость использования современных методов обучения, в том числе моделирования. Виртуальная реальность позволяет создавать иммерсивные обучающие среды, которые могут быть полезными для моделирования сложных технических задач. К примеру, школьники и студенты могут погружаться в виртуальные окружения, чтобы изучать программные коды, отлаживать системы или даже проводить виртуальные эксперименты с безопасностью.

Виртуальные лаборатории становятся неотъемлемой частью учебного процесса в физике. То есть обучающиеся могут проводить эксперименты, не выходя из дома, что значительно упрощает и ускоряет процесс обучения. А в рамках проектов учащиеся могут исследовать реальные проблемы, находить пути их решения и применять полученные знания на практике.

Такие современные подходы позволяют создавать более динамичную и эффективную образовательную среду, способствующую развитию широкого спектра навыков и компетенций учащихся.

О том, как реализуется инженерное образование в школах республики, рассказала автор этих строк. Организации проектной и учебно-исследовательской деятельности при изучении физики и астрономии как обязательному требованию федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) было посвящено выступление Владимира Опаловского, кандидата технических наук, заместителя руководителя методического центра «ГлобалЛаб» (г. Москва).

Александр Баззаев, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики СОГУ, доцент кафедры ИТ ВИУ, исполнительный директор фонда поддержки образования «Кредо – знание», познакомил участников форума с результатами проведения Северо-Кавказской олимпиады интеллектуальных единоборств «Кредо–знание» для школьников 10–11-х классов.

Основная мысль сообщения Астемира Гедмишхова, учителя биологии Лицея для одаренных детей ГБОУ «ДАТ «Солнечный город» Минпросвещения КБР (г. Нальчик), заключается в том, что интеграция общего и дополнительного образования способствует развитию олимпиадной подготовки талантливых школьников, создавая более гибкую и индивидуализированную образовательную среду. Такое объединение позволяет выявлять и поддерживать талантливых школьников, обеспечивая им доступ к ресурсам и программам, которые способствуют их развитию.

Продолжила тему и поделилась своим опытом работы директор Лицея для одаренных детей ГБОУ «ДАТ «Солнечный город» Тамара Джаппуева. Она рассказала о системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи в КБР.

Проблемы преподавания в вузах, подготовки учителей физики стали темами выступлений старшего преподавателя кафедры математики и физики ЮОГУ, кандидата физико-математических наук Кетино Икоевой и декана физико-технического факультета СОГУ, кандидата технических наук Альбины Дауровой.

Большой интерес у участников конференции вызвали сообщения заведующей кафедрой методики преподавания общеобразовательных дисциплин ГАУ ДПО «Бурятский институт образовательной политики» Дашимы Базаровой и Ирины Сункуевой о повышении качества образования по предметам естественноматематического цикла в условиях реализации ФГОС в Республике Бурятия. О проблемах преподавания физики в условиях реализации ФГОС в Северной Осетии рассказала и учительница СОШ №2 г. Алагира Горислава Селиверстова.

Тематика докладов была разнообразной. Конференция дала возможность участникам обменяться передовым опытом, обсудить новые методы и подходы к преподаванию физики и обучению учащихся в инженерных классах, а также наладить сотрудничество между образовательными учреждениями.

Во второй части конференции, которая состоялась в СКГМИ (ГТУ), рассматривались аспекты развития инженерного образования. Участниками стали учителя физики инженерных классов, директора школ, реализующих проект «Инженерный класс» учреждений, представители министерства образования и науки республики, студенты и школьники.

Популяризация инженерных направлений – важнейшая задача, которая реализуется в СКГМИ с 2022 года в рамках национального проекта «Образование», отметил в ходе своего выступления проректор по информатизации и цифровому развитию вуза Алан Моураов.

Участники форума заслушали доклады директора Института довузовской подготовки Наили Кобесашвили на тему: «Формирование инженерного мышления учащихся в рамках взаимодействия «вуз+школа»; директора школы № 6 г. Беслана Татьяны Гусаловой: «Из опыта работы по реализации профильного образования». Информацию «О взаимодействии школ республики с Московским физико-техническим институтом» озвучила автор этих строк.

Своими впечатлениями об учебе в СКГМИ поделились выпускники предпрофессиональных классов. А учащиеся базовых школ представили свои проектные работы на темы: «Урбан Майнинг. Круговорот металлов» (алюминий) – гимназия «Диалог» и «Влияние ГЭС на экологическую обстановку территории рек» – СОМШ № 44.

В рамках форума были вручены благодарственные письма преподавателям вузов, школ, участвующим в подготовке к олимпиаде «Физ.Тех.Инженер» МФТИ по физике. А ученик 8 класса РФМЛИ Георгий Елоев, призер всероссийской олимпиады МФТИ по физике, занявший 2-е место, был награжден денежным сертификатом.

Таким образом, «школа+ вуз» – это концепция интеграции систем общего и высшего образования, что способствует созданию единого образовательного пространства. Такой подход позволяет более эффективно подготавливать специалистов технологической направленности, обладающих современными знаниями и навыками, а также укреплять технологический суверенитет страны.
Образование