НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

Инструмент развития современного образования

Как помочь школьникам лучше понять свои интересы и способности?

Обучение в 10–11-х классах средних общеобразовательных школ регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОССОО). Какие предметы будут изучаться на углубленном уровне, сколько часов будет отведено на их изучение – решает школа, опираясь на рекомендации ФГОС.
В Северной Осетии реализуются 6 профилей обучения.

Технологический: инженерный (профильная математика + физика), информационно-технологический (профильная математика + информатика,IT-классы), Курчатовские и космические классы. Он подходит для учащихся, которые хотят поступить в вузы на технические специальности.

Естественнонаучный профиль. Здесь на углубленном уровне изучаются или химия + биология, или химия + физика. Этот профиль выбирают ученики, которые хотят продолжить обучение в вузе на таких специальностях, как медицина, биотехнологии или химическая промышленность.

Гуманитарный профиль. Основной предмет – русский язык. К нему школа может предложить учащимся связки или из двух предметов обществознания + истории, иностранного языка + обществознания, иностранного языка + литературы; или из трех – литература, история, обществознание. Этот профиль подходит учащимся, которые планируют получать культурологическое образование или работать в сфере общественных отношений.

Социально-экономический профиль – для тех, кто хочет в будущем работать в социальной сфере, сфере финансов или заниматься обработкой информации, управлением и предпринимательством. На углубленном уровне здесь изучаются профильная математика + обществознание.

Психолого-педагогический профиль. А это направление ориентировано на подготовку учеников, интересующихся психологией, педагогикой и социальной работой, и подходит тем учащимся, которые планируют получать педагогическое, психологическое образование.

Универсальный профиль дает ученику возможность выбрать, какие предметы он будет изучать на углубленном уровне. Преимущество этого профиля в том, что можно подбирать редкие сочетания предметов для поступления на определенные специальности или в конкретные вузы. Например, биология + обществознание (психология), история + литература (искусствоведение, журналистика), биология + профильная математика (геология, биологические ресурсы, сельское хозяйство), химия + профильная математика (нефтяная и химическая промышленность); обществознание + информатика (таможенное дело, аналитика, компьютерная безопасность). В реальности школа не может открыть отдельный профиль ради 1–2 учеников.

Наряду с технологическим профилем универсальный становится популярным в школах. Технологический профиль обучения является одним из самых востребованных в связи с обеспечением технологического суверенитета страны, поэтому приоритетом для нашей страны являются развитие инженерного образования, подготовка квалифицированных специалистов. Универсальный профиль – профиль без точной специализации. Это не означает, что учащегося в школе не будут готовить к ЕГЭ. В универсальном классе он сможет выбрать для экзамена те предметы, которые ему интересны, и хорошо по ним подготовиться.

Если в начале 10-го класса ученик еще не определился, какой будет будущая профессия, удобнее выбрать ему универсальный профиль. Время, чтобы решить это, еще есть: выбирать предметы для сдачи ЕГЭ нужно только в 11-м классе. Универсальный профиль позволяет выбирать набор предметов, которые нужно сдавать для поступления, нестандартный, например, одновременно нужны технические и естественные дисциплины. К примеру, чтобы стать биоинженером, понадобятся биология и математика, будущим авиастроителям – математика и химия. В универсальном классе можно выбрать любое сочетание предметов для углубленного изучения.

Связь универсального профиля обучения с технологическим проявляется в том, что они оба способствуют развитию у обучающихся гибких навыков, умения применять знания в различных сферах и адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка труда. Универсальный профиль обеспечивает широкую подготовку, технологический – углубленное изучение конкретных инженерных, технических или информационных компетенций. Вместе они создают основу для эффективного сочетания теоретических знаний и практических навыков, что позволяет выпускникам успешно интегрироваться в современные технологические процессы и инновационные сферы деятельности.

Операторами профильного обучения в нашей республике являются министерство образования и науки и Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования (СОРИПКРО). Они осуществляют организацию, управление и реализацию профильных классов в общеобразовательных школах, обеспечивая качество и соответствие обучения установленным стандартам. Куратор профильного обучения – проректор СОРИПКРО Мадина Фардзинова, куратором психолого-педагогического профиля является старший преподаватель Лариса Пухова, универсальный профиль курирует старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин Лариса Дзасохова.

20 октября на базе СОШ №22 г. Владикавказа состоялся семинар-практикум «Профильное изучение предметов в рамках универсального профиля». Семинар по универсальному профилю, который собрал педагогов-предметников, стал важной платформой для обсуждения современных подходов в организации профильного обучения, обмена опытом и внедрения инновационных методов преподавания, что актуально для повышения качества образования и развития профессиональных компетенций учителей.

Всех присутствовавших поприветствовала Мадина Фардзинова, сделав акцент на важность развития профильного образования для формирования профессиональных компетенций у учащихся при поступлении в профильные вузы.

В рамках семинара были проведены мастер-классы по предметным областям. В секции «Биология/химия» (модератор – Заретта Кантемирова) были рассмотрены особенности подготовки к заданию №32 ЕГЭ по химии (Светлана Черчесова, СОШ №28 г. Владикавказа), своим опытом работы в универсальном профильном классе с углубленным изучением биологии поделилась Альбина Дзампаева (СОШ, с. Майрамадаг).

Модератором секции «История/обществознание» выступила старший преподаватель СОРИПКРО Залина Абисалова. Почетный работник образования РФ, учитель истории и обществознания СОШ №26 г. Владикавказа Марина Мхциева рассказала коллегам об аспектах, которые помогают формировать социально-нормативное пространство личности, в частности, через реализацию воспитательной системы школы. Это и социальная практика, и воспитание культуры поведения, и организация ученического самоуправления, и профилактика правонарушений, и профориентация учащихся. Большой интерес вызвали мастер-классы «Профиль как проект» – Диана Дарчиева (СОШ №3 г. Алагира) и «Образовательное право» – Заира Мурзабекова (СОШ №2 с. Кизляра).

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задумываться над тем, как поддержать у школьников интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Поэтому ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысли обучающихся, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний. Таким методам и приемам была посвящена работа в секции «Математика» (модератор – старший преподаватель СОРИПКРО Фатима Мзокова). Варианты повторения базовых понятий по теме: «Логарифмические уравнения» и изучения нового материала представили Светлана Малкарова (СОШ, с. Ахсарисар Ирафского района), Каринэ Межлумян (СОШ, с. Балта). Поделилась опытом подготовки к ЕГЭ по математике Наталья Балкарова (СОШ, ст. Луковская Моздокского района). О способах решения целых и дробно рациональных уравнений и неравенств рассказала Анета Боциева (СОШ №1, г. Дигора).

Проектная деятельность предоставляет учащимся возможность работать над реальными задачами, что делает обучение более значимым. Она помогает не только усваивать теоретические основы физики, но и применять их на практике. Кроме того, такая форма работы развивает умение работать в команде, критически мыслить и самостоятельно находить решения. Эти и другие вопросы обсудили в рамках секции «Физика» (модератор – автор этих строк). Значению проектной деятельности в обучении физике посвятила свое выступление Анна Кодзасова (СОШ №2, г. Дигора). Вызвал интерес у участников семинара мастер-класс автора этих строк «Метод векторных диаграмм в цепи переменного тока».

Участники семинара получили представление о современных трендах в профильном образовании и возможностях интеграции предметов с технологическими направлениями. Мероприятие еще раз подчеркнуло важность междисциплинарных связей для подготовки компетентных специалистов будущего.
Образование