Возможности профильного обучения необходимо внедрять в практику
Предпрофильные и профильные классы и группы, функционирующие в школах Моздокского района, способствуют знакомству обучающихся с азами профессий и их выбору.
Главный специалист Управления образования АМС Моздокского муниципального района ЛюбовьИндолова рассказала, что в нынешнем, 2025–2026, учебном году в этом районе функционируют 29 общеобразовательных учреждений. Из 11870 учащихся 10232 обучаются в 18 средних школах, остальные – в 11 основных. Во всех школах в текущем учебном году будет продолжена реализация проектов предпрофильного и профильного образования.
Предпрофильное осуществляется в рамках основного курса (до 9 класса), с тем чтобы школьники и их родители могли лучше познакомиться с различными профессиональными направлениями и сделать выбор для следующей ступени к профессии во взрослой жизни – к профильному обучению в старших классах. В 104 классах 29 школ открыты предпрофильные классы и группы по следующим направлениям: социально-экономическое, математическое – 5 классов; туризм и гостеприимство – 1; естественнонаучное – 6; естественнонаучное химико-биологическое – 1; естественнонаучное медицинское – 19; гуманитарное – 9; гуманитарное психолого-педагогическое – 18; медиаклассов – 3; гуманитарной лингвистической направленности – 2 (английский и осетинский языки); технологический инженерной направленности – 1; информационно-технологических – 12; космический – 1; универсальных – 9; спортивный – 1 класс.
В рамках реализации в РСО–А мероприятий, предусмотренных поручениями Сергея Меняйло об основных направлениях социально-экономического развития республики и отчета о результатах деятельности Правительства РСО–А за 2023 г., в районе функционируют 5 агротехнологических классов для 100 обучающихся: СОШ №5, №2, с. Кизляр; ООШ пп. Садового и Калининского, в том числе ООШ ст. Черноярской, которая является базовой школой Горского государственного аграрного университета. В целях подготовки кадров для индустрии туризма и гостиничного бизнеса открыт предпрофильный класс «Туризм и гостеприимство» на базе школы-интерната г. Моздока.
С целью развития профильного технологического и естественнонаучного образования СОШ №2 и №3 г. Моздока, СОШ ст. Терской, СОШ №1 с. Кизляра, СОШ с. Троицкого участвуют в образовательном проекте «Наука в регионе». На основании соглашения о сотрудничестве между РСО–А и ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» открыт «Курчатовский класс» в СОШ №108 им. Ю.В. Андропова г. Моздока. СОШ №2 и СОШ №8 г. Моздока являются ассоциированными партнерами образовательного центра поддержки и сопровождения одаренных детей в РФ «Сириус» с охватом более 75 обучающихся. На базе СОШ №3 и №108 г. Моздока реализуется проект БАС. СОШ №1 и №108 являются базовыми школами СОГУ по гуманитарному и физико-техническому направлениям соответственно, СОШ №8 – базовая школа СКГМИ по инженерному направлению, СОШ №108 – базовая школа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В рамках сотрудничества с ассоциацией «ФизТехШколы» СОШ №8 и №108 участвуют в проекте «Код будущего».
В рамках реализации проекта «Развитие кадетского движения в РСО–А» для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в военном и других видах государственной службы открыты два кадетских класса полицейской направленности в СОШ ст. Луковской и МЧС в СОШ с. Веселого, а также 10 предпрофильных кадетских классов полицейской, казачьей, пограничной направленностей с общим охватом 200 человек в СОШ №3 г. Моздока, ст. Павлодольской, с. Веселого, ст. Терской, №1 с. Кизляра, ООШ п. Советского.
В средних общеобразовательных учреждениях функционируют 54 профильных класса: социально-экономические – 3 класса (группы); естественнонаучные – 18 классов (групп); гуманитарные классы – 16 классов (групп); информационно-технологический – 1 класс; инженерные – 3 класса (группы); универсальные – 10 классов (групп).
Недавно мы посетили школу №108, где побеседовали сначала с директором Мурадом Джахаевым. Он отметил, что возможности предпрофильного и профильного образования необходимо внедрять в практику, чтобы мотивировать школьников к исследовательской учебной и практической работе. Несмотря на то что прозвенел звонок с последнего урока, многие ребята не спешили уходить из школы: они расходились по кабинетам «Точки роста» и другим на занятия кружков, как их называют до сих пор. И это не может не радовать.
В одном из них семиклассники знакомились с азами систем автоматизированного проектирования (САПР). Педагог Саркис Григорян имеет уже большой опыт работы. После окончания Пятигорского лингвистического университета молодой специалист по английскому и немецкому языкам начал работать в международном отделе, а затем – и в администрации Академии физической культуры и спорта в Москве. Потом его пригласили в центр спортивной подготовки «Измайлово» заместителем директора по воспитанию. В то же время самостоятельно Саркис Арменович на протяжении восьми лет изучал компьютерные технологии, в частности, БАС, увлекся и разными направлениями САПР (по-английски – CAD (Computer-Aided Design – проектирование с помощью компьютера). Ведь программы этой системы имеют практически неограниченные возможности в ряде профессий в архитектуре, дизайне, киноиндустрии, мультипликации, рекламном бизнесе, техническом моделировании…
Недавно Саркис Григорян по семейным обстоятельствам вернулся в родной Моздок, где в детском технопарке «Кванториум» и школе нашел применение своим познаниям и педагогическому опыту.
Дисциплину «Система автоматизированного проектирования» в 108-й школе открыли в начале прошлого учебного года благодаря федеральному проекту «Новые места в допобразовании». Занятия могут посещать около 300 человек, в том числе и из других школ Моздокского района. Мы заглянули в «Точку роста», где шло первое занятие у семиклассников. Сначала Саркис Арменович познакомил детей с техническим оборудованием и мерами техники безопасности, выяснив, у кого из школьников какой опыт работы с компьютером. Затем стал демонстрировать на мониторе возможности программы Blender («Блендер») для создания трехмерной компьютерной графики, включающей в себя средства моделирования, анимации, симуляции, постобработки и монтажа видео со звуком, компоновки с помощью «узлов», а также создания 2D-анимаций. Рассказал педагог и о профессиях. САПР повышает эффективность и качество труда проектировщика (инженера, конструктора, дизайнера). Первой фигурой, поэтапно сконструированной в трехмерном изображении на занятии у ребят, стал кубик.
Пока в «Точке роста» шел творческий процесс, мы продолжили обмен мнениями с Мурадом Джахаевым. У моздокских школьников, как показывает опыт, есть высокий потенциал конкурентоспособности при поступлении и обучении в федеральных и региональных вузах. Заключить соглашение о партнерстве с вузом – очень серьезный шаг. Но как реализовать это партнерство на практике, да так, чтобы и вуз, и выпускники были в нем заинтересованы?
Бывший директор школы №108, учительница химии Ирина Григорян на личном энтузиазме поддерживает связь между вузами-партнерами и школьниками. Взаимодействие, как правило, происходит в режиме онлайн, который является приоритетной формой системы партнерства. Даже исключая технические особенности трансляции, понимаешь, что детям все-таки нужно живое общение с преподавателем, куратором. Хотелось бы хотя бы раз в месяц видеть его в Моздоке на встречах с нашими учениками – потенциальными студентами.
Ряд лет в Моздоке работало представительство СКГМИ, которое оправдало подобную идею. Это был настоящий бум популярности инженерных специальностей, вуз получал мотивированных студентов. Многие выпускники вернулись работать в Моздок, уехали на предприятия страны, а кто-то продолжил заниматься наукой в институте. «Хорошо бы этот опыт изучили в СОГУ, – делится идеей директор СОШ №108, – для физико-технического факультета которого мы сегодня являемся базовой школой».
Центр БАС открыли на базе Северо-Кавказского аграрно-технологического колледжа в г. Ардоне благодаря грантовой поддержке Минпросвещения России. Эффективнее обучение по этому актуальному направлению будет, если откроется центр подготовки и в Моздокском районе. Скажем, на базе детского технопарка «Кванториум».
Перспектив для предпрофильного и профильного образования в наших школах немало. Надеемся, их воплощение не заставит себя долго ждать.