Сколько предметов можно пересдать и отменят ли ЕГЭ для олимпиадников? Глава Рособрнадзора ответил на вопросы школьников и родителей о ЕГЭ и ОГЭ
Единый госэкзамен стартует в ближайшую пятницу, 23 мая, с экзаменов по истории, литературе и химии. А уже в среду начнется основной период ОГЭ у девятиклассников.
Сколько предметов можно будет пересдать? Что будут делать родители в пунктах проведения ЕГЭ? Планируется ли продлевать эксперимент с двумя экзаменами для тех, кто идет в колледжи? На все самые острые вопросы школьников, учителей и родителей ответил глава Рособрнадзора Анзор МУЗАЕВ во время прямой линии.
Самый первый вопрос – про изменения в правилах пересдачи: нет ли планов дать школьникам возможность пересдать не один, а два предмета по выбору?
– Вопрос о двух пересдачах нам задавали еще в прошлом году, – ответил Анзор Музаев. – Напомню, по поручению президента мы ввели два дня специально для пересдачи одного любого предмета, результаты которого выпускник хочет улучшить. Как и в прошлом году, этим летом для пересдачи выделены 3 и 4 июля.
В прошлом году правом пересдать один предмет по выбору воспользовались около 100 тысяч школьников и около 70 процентов улучшили свои результаты.
– Вместе с экспертами мы пришли к выводу, что вводить пересдачу двух предметов нецелесообразно, – заявил глава Рособрнадзора. – Пересдача обязательных дисциплин – русского языка и математики – и так предусмотрена порядком проведения ЕГЭ.
Анзор Музаев отметил, что кампания ЕГЭ и вступительная кампания в вузы – «сообщающиеся сосуды»: заканчивается одна, и тут же начинается другая. Любые сдвиги в графике экзаменов повлекут за собой сдвиги в начале учебного года и в школах, и в вузах.
– Введем вторую пересдачу по выбору, пойдут разговоры про третью и так далее. Придем к тому, что весь год будут пересдачи, – пояснил он и подчеркнул, что после пересдачи по-прежнему будет учитываться только последний результат, даже если он хуже первого.
– Мы не хотим мотивировать выпускников просто идти на пересдачу в надежде, что засчитают лучший результат. Здесь своя ответственность: выпускной экзамен – это шаг во взрослую жизнь, а взрослые люди должны принимать ответственные решения, – отметил глава Рособрнадзора.
Спросили «главного по ЕГЭ» и про самые популярные предметы: зависит ли выбор школьников от экономической ситуации в стране.
– Мы видим четкую связь между тем, какие предметы по выбору заявляют ребята, и трендами на рынке труда. И самый динамичный предмет, выбор которого растет год от года – информатика, – рассказал Анзор Музаев. – Она за последние годы динамично идет вверх, потому что на айтишников по-прежнему большой спрос, причем в разных сферах. А ведь лет 10 назад этот предмет был в аутсайдерах.
Все постепенно двигается к тому, что обществознание, которое пока еще в лидерах (в этом году его выбрали около 300 тысяч выпускников), начнет терять свои позиции.
Глава Рособрнадзора напомнил, что выбор предметов на ЕГЭ сильно зависит от того, какие экзамены принимают на то или иное направление в вузе.
– Есть приказ Министерства науки и высшего образования РФ для высших учебных заведений, где по каждой специальности прописан набор предметов, баллы ЕГЭ по которым должны представить абитуриенты, – уточнил он. – Раньше выпускники так часто выбирали обществознание, потому что оно было в числе экзаменов на большинстве нетехнических направлений подготовки в вузах, например, на педагогических. Сейчас правила обновлены, и, скорее всего, процент выбирающих обществознание уменьшится.
В этом году есть рост на 2–3 процента по всем предметам естественнонаучного цикла. Информатику выбрали более 21 процента выпускников, биологию – почти 20, химию – более 14. Чуть вверх идут физика и профильная математика.
– Запрос работодателей на инженерные кадры увеличивается, растут зарплаты в этой отрасли. Думаю, что в ближайшие годы естественнонаучные предметы на ЕГЭ будут выбирать чаще, – заключил Анзор Музаев.
Отменят ли ЕГЭ для выпускников школ, которые не планируют поступать в вузы? Такой вопрос задали главе Рособрнадзора выпускники московской школы и, кажется, с надеждой ждали ответа. Но...
– У нас был опыт в пандемию: мы оставили только два обязательных экзамена для тех, кто не собирался после школы поступать в университеты. Это было обусловлено сложной эпидемиологической обстановкой, которая, надеемся, не повторится, – ответил Анзор Музаев. – В нормальном режиме работы эксперты Рособрнадзора, преподаватели и в школах, и в вузах считают, что необходимости в отмене ЕГЭ для ребят, которые не выбирают высшее образование, нет.
Вопросы про отмену всего ЕГЭ целиком уже не звучали. Но нельзя было не спросить про недавнюю инициативу депутатов по отмене ЕГЭ для победителей олимпиад. И спросили.
– Отмена ЕГЭ для победителей олимпиад пагубно отразится на прозрачности состязаний, – «отрезал» Анзор Музаев. – В этом нет никакой необходимости. Для победителей олимпиад не составляет никакого труда сдать ЕГЭ на высокие баллы. Разговоры о том, что олимпиадники не могут преодолеть границу в 70 баллов – мифы.
В этом году в режиме эксперимента пройдет основной госэкзамен в трех регионах – Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области. Выпускникам 9-х классов, которые собираются поступать в колледжи, разрешат сдавать только два обязательных предмета – русский и математику, не выбирая еще два. А что будет дальше?
– Эксперимент со сдачей двух ОГЭ в некоторых регионах РФ может быть продолжен в следующем году, – допустил руководитель Рособрнадзора. – Не утверждаю, но, возможно, по итогам эксперимента будет принято такое решение.
Родители школьников спросили Анзора Музаева, как и что в этом году будут делать в пунктах проведения ЕГЭ мамы и папы, допущенные в качестве общественных наблюдателей.
– Родители не будут отбирать телефоны или искать шпаргалки. Они – полномочные представители родительского и детского сообщества в пункте проведения экзамена, – уточнил он. – Будут выявлять нарушения в организации экзамена. Те, кто уже зарегистрировался, прошли специальное обучение.
Ключевой вопрос: как помочь школьникам справиться со стрессом перед ЕГЭ? Анзор Музаев дал советы родителям:
– Прежде всего со стрессом должен справиться родитель. Давайте думать не о себе, а о детях, без эгоизма. Как правило, сами школьники уже смотрят на волнения родителей с удивлением. Но если ребенок все же сильно переживает, нужна безоговорочная поддержка. Не оценивайте сына или дочь по стобалльной шкале, создайте комфортные условия. И прежде всего – психологические. Не нагнетайте, пожалуйста! Не нужно фраз типа «не сдашь ЕГЭ – пойдешь работать дворником». Это не мотивация, а антимотивация. Тяжелее всего для ребенка и в целом, и в период ЕГЭ особенно – страх не оправдать ожиданий родителей. Поддерживайте, а не нагнетайте – вот главный совет.
Самый первый вопрос – про изменения в правилах пересдачи: нет ли планов дать школьникам возможность пересдать не один, а два предмета по выбору?
– Вопрос о двух пересдачах нам задавали еще в прошлом году, – ответил Анзор Музаев. – Напомню, по поручению президента мы ввели два дня специально для пересдачи одного любого предмета, результаты которого выпускник хочет улучшить. Как и в прошлом году, этим летом для пересдачи выделены 3 и 4 июля.
В прошлом году правом пересдать один предмет по выбору воспользовались около 100 тысяч школьников и около 70 процентов улучшили свои результаты.
– Вместе с экспертами мы пришли к выводу, что вводить пересдачу двух предметов нецелесообразно, – заявил глава Рособрнадзора. – Пересдача обязательных дисциплин – русского языка и математики – и так предусмотрена порядком проведения ЕГЭ.
Анзор Музаев отметил, что кампания ЕГЭ и вступительная кампания в вузы – «сообщающиеся сосуды»: заканчивается одна, и тут же начинается другая. Любые сдвиги в графике экзаменов повлекут за собой сдвиги в начале учебного года и в школах, и в вузах.
– Введем вторую пересдачу по выбору, пойдут разговоры про третью и так далее. Придем к тому, что весь год будут пересдачи, – пояснил он и подчеркнул, что после пересдачи по-прежнему будет учитываться только последний результат, даже если он хуже первого.
– Мы не хотим мотивировать выпускников просто идти на пересдачу в надежде, что засчитают лучший результат. Здесь своя ответственность: выпускной экзамен – это шаг во взрослую жизнь, а взрослые люди должны принимать ответственные решения, – отметил глава Рособрнадзора.
Спросили «главного по ЕГЭ» и про самые популярные предметы: зависит ли выбор школьников от экономической ситуации в стране.
– Мы видим четкую связь между тем, какие предметы по выбору заявляют ребята, и трендами на рынке труда. И самый динамичный предмет, выбор которого растет год от года – информатика, – рассказал Анзор Музаев. – Она за последние годы динамично идет вверх, потому что на айтишников по-прежнему большой спрос, причем в разных сферах. А ведь лет 10 назад этот предмет был в аутсайдерах.
Все постепенно двигается к тому, что обществознание, которое пока еще в лидерах (в этом году его выбрали около 300 тысяч выпускников), начнет терять свои позиции.
Глава Рособрнадзора напомнил, что выбор предметов на ЕГЭ сильно зависит от того, какие экзамены принимают на то или иное направление в вузе.
– Есть приказ Министерства науки и высшего образования РФ для высших учебных заведений, где по каждой специальности прописан набор предметов, баллы ЕГЭ по которым должны представить абитуриенты, – уточнил он. – Раньше выпускники так часто выбирали обществознание, потому что оно было в числе экзаменов на большинстве нетехнических направлений подготовки в вузах, например, на педагогических. Сейчас правила обновлены, и, скорее всего, процент выбирающих обществознание уменьшится.
В этом году есть рост на 2–3 процента по всем предметам естественнонаучного цикла. Информатику выбрали более 21 процента выпускников, биологию – почти 20, химию – более 14. Чуть вверх идут физика и профильная математика.
– Запрос работодателей на инженерные кадры увеличивается, растут зарплаты в этой отрасли. Думаю, что в ближайшие годы естественнонаучные предметы на ЕГЭ будут выбирать чаще, – заключил Анзор Музаев.
Отменят ли ЕГЭ для выпускников школ, которые не планируют поступать в вузы? Такой вопрос задали главе Рособрнадзора выпускники московской школы и, кажется, с надеждой ждали ответа. Но...
– У нас был опыт в пандемию: мы оставили только два обязательных экзамена для тех, кто не собирался после школы поступать в университеты. Это было обусловлено сложной эпидемиологической обстановкой, которая, надеемся, не повторится, – ответил Анзор Музаев. – В нормальном режиме работы эксперты Рособрнадзора, преподаватели и в школах, и в вузах считают, что необходимости в отмене ЕГЭ для ребят, которые не выбирают высшее образование, нет.
Вопросы про отмену всего ЕГЭ целиком уже не звучали. Но нельзя было не спросить про недавнюю инициативу депутатов по отмене ЕГЭ для победителей олимпиад. И спросили.
– Отмена ЕГЭ для победителей олимпиад пагубно отразится на прозрачности состязаний, – «отрезал» Анзор Музаев. – В этом нет никакой необходимости. Для победителей олимпиад не составляет никакого труда сдать ЕГЭ на высокие баллы. Разговоры о том, что олимпиадники не могут преодолеть границу в 70 баллов – мифы.
В этом году в режиме эксперимента пройдет основной госэкзамен в трех регионах – Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области. Выпускникам 9-х классов, которые собираются поступать в колледжи, разрешат сдавать только два обязательных предмета – русский и математику, не выбирая еще два. А что будет дальше?
– Эксперимент со сдачей двух ОГЭ в некоторых регионах РФ может быть продолжен в следующем году, – допустил руководитель Рособрнадзора. – Не утверждаю, но, возможно, по итогам эксперимента будет принято такое решение.
Родители школьников спросили Анзора Музаева, как и что в этом году будут делать в пунктах проведения ЕГЭ мамы и папы, допущенные в качестве общественных наблюдателей.
– Родители не будут отбирать телефоны или искать шпаргалки. Они – полномочные представители родительского и детского сообщества в пункте проведения экзамена, – уточнил он. – Будут выявлять нарушения в организации экзамена. Те, кто уже зарегистрировался, прошли специальное обучение.
Ключевой вопрос: как помочь школьникам справиться со стрессом перед ЕГЭ? Анзор Музаев дал советы родителям:
– Прежде всего со стрессом должен справиться родитель. Давайте думать не о себе, а о детях, без эгоизма. Как правило, сами школьники уже смотрят на волнения родителей с удивлением. Но если ребенок все же сильно переживает, нужна безоговорочная поддержка. Не оценивайте сына или дочь по стобалльной шкале, создайте комфортные условия. И прежде всего – психологические. Не нагнетайте, пожалуйста! Не нужно фраз типа «не сдашь ЕГЭ – пойдешь работать дворником». Это не мотивация, а антимотивация. Тяжелее всего для ребенка и в целом, и в период ЕГЭ особенно – страх не оправдать ожиданий родителей. Поддерживайте, а не нагнетайте – вот главный совет.