НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

В учебный год – с нововведениями

Об изменениях в школьной жизни устами специалистов
Этот учебный год для российских школ – не просто очередной, а новый по-настоящему. Изменения в нагрузке на учителей и школьников, особые требования к домашним заданиям и планированию уроков, пилотный проект по выставлению оценок за поведение и многое другое. Большинство новинок определяет приказ Минпросвещения №704, который вступил в силу 1 сентября 2025 года.
У родителей и учителей – масса вопросов. Кто и как будет следить за временем, которое школьники тратят на выполнение «домашки»? Что такое единое образовательное пространство? Чего ждать от эксперимента по введению оценок за поведение? Об этом и многом другом мы поговорили с нашими экспертами.

Отменять или не отменять, вот в чем вопрос

Начнем, пожалуй, с домашнего задания. Родители жалуются, что часто ребенок проводит за тетрадями целые вечера, учителя признают: нагрузка действительно выросла, а дети устают быстрее. Вот что по этому поводу думает министр образования и науки Северной Осетии Элла Алибекова:

«Домашние задания, безусловно, нужны. 40 минут урока – этого далеко не всегда достаточно, чтобы полностью усвоить материал. Самостоятельная работа помогает закрепить знания, развить навыки и научиться работать с информацией самостоятельно. Однако ключевое действие – это разумный объем заданий. Он должен быть таким, чтобы ребенок не просто учился, а имел возможность отдыхать, заниматься любимыми делами и участвовать в разных проектах».

Учеба – это труд, но без баланса между учебой и личным временем полноценного развития не добиться. Именно поэтому, по словам министра, необходимо, чтобы задания были дозированы и соответствовали возрасту и нагрузке ребенка, сохраняя пространство для творчества и отдыха.

В свою очередь, ректор Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования Алана Гагиева подчеркнула, что тезис об «отмене» домашних заданий не совсем корректен. Речь идет не об упразднении, а о качественном переосмыслении их роли и содержания.

«Проблема не в наличии, а в объеме и формате. Классические домашние задания, дублирующие классную работу (списки упражнений, механическое заучивание), действительно, себя изжили. Они приводят к перегрузке, убивают мотивацию и не оставляют времени на кружки, проекты и главное – на отдых и общение с семьей», – считает она.

Что должно прийти на смену? По словам эксперта, персонализированные и практико-ориентированные задания. Например, проектная деятельность: небольшое исследование, интервью, создание макета или презентации, которые выполняются в течение определенного времени; творческие задания: написание эссе, решение нестандартной задачи.

«Кроме того, очень важная составляющая – объем домашнего задания, он и сейчас регламентируется нормами СанПиНа, но ключевой принцип – задание должно быть посильным, осмысленным и полезным, а не формальным. Наша задача, как регионального института, в рамках курсовой подготовки – проработать с педагогами проектирование новых форматов домашних заданий для закрепления урочного материала, которые не «нагружают», а «развивают», – сказала она.

Самые сложные предметы

Каждый взрослый вспоминает школьные годы по-разному, но почти у всех в памяти остались те самые «трудные» предметы, которые никак не давались, вызывали стресс и непонимание. Есть ли вообще такое понятие, как «сложный предмет»?

По мнению министра, все зависит от индивидуальных способностей ученика. Сейчас большое внимание уделяется естественно-научному циклу – это физика, химия, математика. Понимание этих предметов учит выстраивать строгие доказательства, логически мыслить.

«В республике в рамках национального проекта «Образование» открыли 138 точек роста. Они были созданы, чтобы дети начали увлекаться естественными науками. Сегодня мы уже видим, что по сравнению с предыдущими годами значительно увеличилось число детей, интересующихся этими направлениями и показывающих результат. Помимо этого в школах работают 479 профильных классов и 700 предпрофильных».

Сложность субъективна, согласилась Алана Гагиева, но статистика и практика показывают устойчивую группу «сложных» предметов. Как правило, это дисциплины, требующие высокого уровня абстрактного мышления и сложной логики: математика (геометрия), физика, химия, русский язык.

«Корень проблемы часто лежит не в самих предметах, а в разрыве преемственности между ступенями образования (начальная – основная школа), а также в непонимании детьми, зачем они изучают тот или иной материал. А это уже функциональная грамотность, – считает ректор СОРИПКРО. – В своей деятельности мы обращаем особое внимание на методику формирования и развития функциональной грамотности с начальных классов: умение читать и понимать условие задачи, выстраивать логические цепочки. Также важно, чтобы учитель внедрял метапредметный подход: показывал, как законы физики работают в биологии, а математика – в искусстве. В этом отношении представители Ассоциации учителей года республики и представители Ассоциации молодых педагогов активно делятся педагогическими идеями с коллегами».

Конечно, у каждого предмета свой коэффициент трудности. А при составлении расписания, увы, это не всегда учитывают.

«Мы составляем расписание в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации. Наиболее сложные предметы рекомендовано ставить со 2 по 4 урок, а уроки, обеспечивающие разгрузку напряжения, – между сложными предметными областями», – отметила директор школы № 27 им. Ю.С. Кучиева Галина Джимиева.

Учитель русского языка и литературы гимназии № 4 им. Героя Советского Союза А.Н. Кибизова Алина Джиоева рассказала, что расписание в их школе стараются составлять максимально комфортное, но есть некоторые трудности. «Невозможно даже в трех имеющихся у нас физкультурных залах провести все последние уроки. Тем более, стоит учитывать нагрузку учителей. В школе физкультуру первым уроком не ставят вообще. Стараются хотя бы после третьего урока, потому что нет возможности всем классам ставить 6–7 уроком физкультуру, по которой всего три учителя», – отметила она.

Конец бумажной волоките?

С нагрузкой на учеников разобрались. Теперь поговорим о главных героях системы образования – о наших учителях. За последнее время в системе образования предпринимаются активные шаги для сокращения бюрократической нагрузки на них. Внедряются цифровые платформы и автоматизированные системы, которые облегчают ведение отчетности и документации. Это позволяет педагогам тратить меньше времени на бумажную работу и больше – на подготовку и проведение уроков.

«Мы планомерно идем к упрощению процедуры оформления и сбора данных, снижению количества обязательных отчетов без утраты контроля качества образования. Благодаря этим мерам учителя могут уделять больше внимания ученикам и повышать эффективность преподавания», – сказала министр.

Алана Гагиева отмечает, что уже сокращен ряд отчетов, произведен переход на электронный документооборот (Дневник.ру, конструктор образовательных программ), что автоматизирует многие процессы. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 г. № 779 «Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования» определен перечень документов, который педагог должен готовить в своей профессиональной деятельности. В детским садах – 2 документа; в школах – 5 документов; в колледжах – 6.

«Важно понимать, что любой отчет должен быть содержательным. Главный вызов – изменить не формы, а содержание контроля. Вместо отчета «сколько мероприятий проведено» – переход к анализу «какой образовательный или воспитательный результат достигнут». И здесь большая роль отводится директорскому корпусу. От того как выстроена система управления процессами внутри школы, зависит очень многое».

Согласилась с мнением экспертов в части перехода на электронный документооборот и директор 27-й школы Галина Джимиева.

«Все это снижает бюрократическую нагрузку на педагогов и позволяет быстро и качественно готовиться к урокам», – сказала она.

Что касается бумажной работы, то учителя пока не особо замечают снижение нагрузки. Так, молодой учитель русского языка и литературы гимназии № 4 Алина Джиоева, став в этом году классным руководителем 10 класса, просто ужаснулась количеству документов, которые нужно было сдать в срочном порядке.

«Мне не с чем сравнить, потому что это мой первый опыт классного руководства, но бумажной работы действительно много. Стоит еще учитывать подготовку к урокам, составление конспектов. Иногда до позднего вечера приходится сидеть за компьютером», – рассказала она.

По словам Эллы Алибековой, говорить об успехах в этом направлении рановато, полностью избавиться от бюрократии пока невозможно, но тенденция к ее снижению очевидна и будет продолжена в дальнейшем.

Возвращение к советской практике

С 1 сентября 2025 года в ряде регионов России стартовал эксперимент, где учителям разрешили ставить оценки за поведение учащимся с 1 по 8 классы. Оценки выставляют классные руководители, учитывая мнение других педагогов, что позволяет сделать оценку максимально объективной и всесторонней. Министр Алибекова особо отметила, что вопрос введения оценки за поведение требует внимательного подхода:

«Исторически практика оценивания поведения в российских школах существовала давно – с XIX века и до 1989 года. После отмены этой системы, дискуссии о ее возвращении не сходили с повестки, и в конце 2024 года поддержку инициативе высказал президент Владимир Путин. Это говорит о важности и своевременности такого шага. Суть нововведения – не в том, чтобы наказывать или ограничивать учеников, но чтобы оценка стала инструментом для развития, диалога и поддержки».

Она отметила, что оценка будет базироваться на дисциплине, умении соблюдать нормы общения и социальной активности, что помогает формировать ответственность и уважение к окружающим. В то же время введение оценки за поведение – это важная, но тонкая задача, требующая тщательной проработки, понимания и системного подхода.

«Если все сделать правильно, это может значительно повысить качество воспитательной работы и создать более комфортную и безопасную образовательную среду», – подчеркнула министр.

Алана Гагиева же считает, что данный вопрос нуждается в доработке. Как измерить «хорошее» или «плохое» поведение в баллах? Активность на уроке – это «5» или отвлечение? Спокойствие – это «5» или пассивность?

«Кроме того, мне кажется, что вместо диалога, выяснения причин поступка и построения доверительных отношений мы получаем формальный ярлык «Поведение – 2». Возможно, вместо оценки стоит развивать систему воспитательной работы, что и делается последние 4 года. И в этом наша сила. А еще очень важно обучать примером, примером уважения, примером такта, примером добра и действий», – считает она.
2025-10-07 18:35 Образование