Изучение беспилотников стимулирует интерес учащихся к наукам
Когда в детском технопарке «Кванториум» Моздокского ЦДТ в 2020-м появилось новое оборудование, в том числе с квадрокоптерами, казалось, что ребята, изучающие их, прикасаются к будущему. С 1 же января 2024-го в России запущен инициированный Президентом РФ В.В. ПУТИНЫМ национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС).
СОШ №№3 и 108 г. Моздока приступили к его реализации с начала учебного года. Будущее, похоже, настало...
Проект «БАС» определяет стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030–2035 гг. На его реализацию до 2030 г. предусмотрено федеральное финансирование в размере 696 млрд рублей. Благодаря нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» в СОШ №108 и №3 г. Моздока с сентября 2024 г. открыты специализированные классы с аппаратным и программным обеспечением для реализации программы дополнительного образования «БАС». В беседе с нашим корреспондентом директор СОШ №108 им. Ю. Андропова г. Моздока Ирина Григорьян рассказала:
– Школьное образование сейчас играет ключевую роль в подготовке будущих специалистов в области робототехники, аэрокосмической техники и информационных технологий. Вот почему внедрение проектов, связанных с БАС, становится важной частью современного учебного процесса. В завершившемся учебном году школа стала участницей федерального проекта «Беспилотные авиационные системы». В рамках проекта был получен комплекс оборудования и программного обеспечения, предназначенный для управления полетами летательных аппаратов без участия пилота.
Внедрение образовательных модулей по изучению беспилотников стимулирует интерес учащихся к естественным наукам, инженерии, математике и технологии. Это помогает развивать критическое мышление, аналитические способности и умение решать технические проблемы. Практические занятия помогают изучению основ аэродинамики, электроники, программирования и навигации. Учащиеся приобретают практические навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности широкого спектра специальностей. Разработка и эксплуатация беспилотных систем открывают новые перспективы трудоустройства и карьерного роста. Уже сегодня востребованы специалисты по ремонту, обслуживанию и управлению такими системами. Использование же современных технологий привлекает внимание молодежи и повышает мотивацию к учебе. Возможность самостоятельно собрать и запустить собственный аппарат вызывает огромный энтузиазм и гордость. Сегодня Россия активно развивает направления беспилотных технологий, конкурируя с ведущими мировыми державами. Поэтому важно начать уже в школе подготовку кадров, способных создавать конкурентоспособные решения и обеспечивать безопасность государства. Ключевым специалистом БАС на сегодня является Заур Эдуардович Асаев. Именно его усилиями был собран и запущен в работу весь комплекс оборудования. На занятия к нему дети спешат с радостью.
В кабинете БАС, несмотря на каникулярный период, собрались ребята из 8-го класса: они попросили преподавателя позаниматься с ними. «А почему бы и нет, – объяснил Заур Эдуардович. – Мальчики и девочки – перспективные, рад им пойти навстречу».
Заур Асаев и не помышлял, что педагогика станет его профессией. Родом он из п. Садового, родители и сейчас там живут. Окончил среднюю школу, учился в техникуме, увлекался ремонтом гаджетов и прочей современной техники. И как всякий молодой человек, хотел найти себя в мегаполисах, поездил по городам и весям… Сегодня у Заура уже своя семья, растет дочурка. А вот жилья своего нет – живут на квартире в Моздоке. Заур оформил свой небольшой и надежный бизнес – мастерскую – как самозанятый, увлекается и велоспортом. Но наступает момент, когда понимаешь, что «заработать на жизнь» – совсем не единственный смысл в жизни.
Как-то хороший знакомый предложил ему переучиться по государственной программе… на педагога дополнительного образования. Им и стал Заур Асаев весной 2024 г. благодаря обучению в федеральном Институте развития профессионального образования, который обеспечил переподготовку по дополнительной профессиональной программе «Практическая подготовка педагогических работников в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем». Учеба проходила на базе Грозненского государственного нефтяного института. Осенью 2024-го Заур получил удостоверение о повышении квалификации как оператор беспилотных воздушных судов мультироторного и самолетного типов.
Так очень востребованный специалист Заур Эдуардович Асаев приступил к своей новой работе. Сам увлеченный предметом, он сумел увлечь детей и в СОШ №108 – более 80 ребят из 7–11-х классов, и в СОШ №3 – стольких же. Педагог поясняет:
– Реализация данной программы открывает большие перспективы в выборе будущей профессии для старшеклассников. Беспилотные авиационные системы применяются в гражданском, промышленном, дорожном строительстве, сельском и лесном хозяйствах… Обучение проходит в несколько этапов: школьники осваивают теорию, получают азы виртуального пилотирования на симуляторах и учатся на практике управлять беспилотниками. Развернутая в школе база БАС включает специально оборудованные помещения и спортзал. В кабинете у каждого ученика есть рабочее место, оснащенное ноутбуком, программируемым учебным набором, симуляторами, FPV-очками (шлемами). Имеются различные квадрокоптеры и спецодежда. В общем, все необходимое для приобретения навыков визуального пилотирования, программирования квадрокоптера для автономного полета; ремонта, пайки, разработки и 3D-печати комплектующих; сборки – разборки квадрокоптера; управления полетами в FPV-очках.
Ученики нарабатывают минимальный жестикуляционный (полетный) опыт оператора после 40–50 часов практики. В спортзале, где проходят занятия с квадрокоптерами, есть специальный защитный купол. Ребятам надо освоить процессы «взлет – посадка», «наклоны – повороты». Там же есть гоночная трасса с препятствиями – «кольцо», «дуга», «флажки», которые надо учиться преодолевать на скорость. Переход на управляемые полеты не такой простой, как кажется, поэтому инструктаж во избежание ЧП серьезный: коптеры в полете шумят, скорость контролировать в реальности тоже не сразу получается... Впрочем, ребята и сами вам объяснят!
Мальчики и девочки, только что окончившие 7-й класс, охотно рассказали о себе.
Грант хорошо учится, занимается баскетболом в спортивной школе №1, в этом году увлекся беспилотными авиационными системами. И учитель заверяет, что у него в этом направлении – хорошая перспектива.
Диана – отличница, тоже спортсменка, ее увлечение – футбол. О будущей профессии еще не думала, но понимает, что занятия БАС помогут ей в выборе.
Эмилия – тоже отличница и в общеобразовательной, и в музыкальной школах. Кроме еженедельных занятий после уроков в БАС с удовольствием занимается и в народном ансамбле кавказского национального танца «Исток». По дому тоже есть свои обязанности. Но загруженной себя не считает. «Гулять на свежем воздухе успеваю», – заверяет она. А профессию выбрала: хочет стать учителем русского языка и литературы. Скажете: где филология, а где БАС? Будущее покажет!
Егор спортивными достижениями не хвастается: «Так, на турнике на площадке могу повисеть, подтянуться». Зато, по мнению педагога, его сильная сторона – компьютерные технологии, у него хорошие задатки оператора. О своих же профессиональных предпочтенияхЕгорговорит кратко: «Привлекает профессия повара! Научился готовить яичницу, омлет. А недавно с Грантом вместе приготовили пиццу (Грант согласно закивал). С самого начала – все по рецепту! И тесто приготовили, и испекли, и угощали. Всем понравилось! Буду осваивать новые блюда!» Да, это обнадеживает: ребята без куска хлеба не останутся.
Разброс увлечений, как видите, широкий. Ведь взрослые сегодня создают все условия для того чтобы дети росли в зоне комфорта, не переживая за бытовые вопросы. Значит, растет поколение разносторонне развитых, способных учиться молодых людей. Возможно, что-то для них так и останется здоровым и полезным увлечением, а что-то станет профессией. Главное, вовремя заметить и сориентировать их.
А пока хотелось бы, чтобы ребята принимали участие в турнирах по беспилотным авиационным системам, набирались опыта в конкуренции. Чтобы вузы и ссузы Северной Осетии оперативно встраивались в новые программы профессиональной подготовки. Уже в текущем году в России 5000 граждан пройдут обучение по программам ДПО в области беспилотных авиационных систем с субсидией от государства в рамках федерального проекта «Кадры для БАС».