Сегодня состоялось сорок первое заседание парламента республики седьмого созыва, в повестку дня которого были включены более трех десятков вопросов, в том числе ряд проектов постановлений, а также состоялись «Правительственный час» и «Муниципальный час». Вел заседание Председатель Парламента РСО–АТаймураз ТУСКАЕВ.
Капремонт: наверстать упущенное
Первым по регламенту был рассмотрен внесенный Главой РСО–А законопроект, согласно которому признается утратившим силу закон республики о государственной поддержке проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Однако некоторые его положения, регулирующие меры господдержки капремонта в МКД в рамках реализации соответствующей госпрограммы, предлагается включить в Закон РСО–А «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РСО–А». В действующий закон, как уточнил врио министра жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Тимур Караев, также предлагаются изменения в части уточнения механизмов предоставления средств из республиканского бюджета.
Комментируя необходимость принятия этого законопроекта, спикер парламента Таймураз Тускаев подчеркнул, что организация проведения капремонта – важнейшее направление деятельности минЖКХ, сфера, которая напрямую влияет на качество жизни населения республики. На сегодня в республике реализуется долгосрочная программа капремонта, срок завершения которой запланирован в 2038 году. В республике успешно реализуется краткосрочная программа, но что касается долгосрочной, то здесь, как отметил Т. Тускаев, наблюдается серьезное отставание, особенно в некоторых районах, где за 10 лет капремонт произведен в одном – двух домах. Необходимо провести соответствующие корректировки программы, чтобы наверстать упущенное. Особенно обратил внимание на работу по замене лифтового хозяйства, чтобы люди «не занимались вынужденно физкультурой и спортом», как это приходится делать, например, жителям многоквартирного дома на ул. А. Кесаева, 37, которые пожаловались на неудобства, связанные с заменой лифтов в их подъездах.
Таймураз Русланович также поручил профильному комитету во главе с Г. Ш. Остаевым обсудить итоги проведения капремонта, проблемы, влияющие на его качество – а это и подходы к организации работ по проведению капремонта, и сборы средств от населения, поступающие регоператору, и качество производимых подрядчиками ремонтных работ и т.д.
Законопроект принят в первом чтении и будет доработан.
«Бюджет будет максимально прозрачным!»
Рассмотрению проекта закона об исполнении республиканского бюджета за 2024 год на парламентской сессии предшествовало проведение публичных слушаний. Именно такой формат обсуждения бюджетных вопросов с участием представителей правительства, прокуратуры, УФНС, деятелей науки, предпринимателей делает дискуссию интересной, полезной, конструктивной.
Депутаты заслушали доклад врио министра финансов республики Оксаны Каровой. Закон о бюджете республики на 2024 год четыре раза претерпевал изменения. Как напомнила Оксана Карова, они были связаны, в том числе, с уточнением собственных доходов общим объемом 2,320 млрд руб. Всего же доходная часть бюджета составила 53,596 млрд рублей, или 100,6 % к годовому плану. Налоговые и неналоговые поступления сложились в сумме 20,430 млрд руб., с превышением на 2,7% запланированных на год объемов и с ростом к уровню 2023 года на 16,5%. Безвозмездные поступления в отчетном году составили 33 млрд 166 млн рублей. Общий объем расходов сложился в объеме 53,627 млрд руб. Как и в предыдущие годы, бюджет имел социальную направленность: 63,3% всех расходов были истрачены на мероприятия социально-культурной сферы. Приоритетным явилось повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. Всего же «зарплатные» средства составили более 9,541 млрд руб., что на 17,5% больше, чем в 2023 г. На реализацию девяти нацпроектов и 30 федеральных программ в их составе было направлено 9,082 млрд руб., которые были практически освоены на 99,8%.
Как отметил председатель парламента, в республике сохраняется ряд позитивных тенденций: фиксируется увеличение собственных налоговых и неналоговых доходов, причем, как в республиканском бюджете, так и в бюджетах муниципальных образований, растут ключевые экономические показатели – валовый региональный продукт, объемы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В этом процессе, по его словам, очень важно дать оценку роли реализации нацпроектов, которые стали уникальным инструментом государственного планирования, фактором пропорционального развития регионов страны и всех отраслей экономики.
– Парламент республики совместно с Контрольно-счетной палатой на системной основе анализирует эффективность мер господдержки на предмет инвестиций, сохранности и создания новых рабочих мест в долгосрочном периоде. Обсуждая вопросы социально-экономического развития муниципальных образований, мы приходим к выводу о необходимости изменения подходов к правилам предоставления субсидий. Субъекты предпринимательства, получающие гранты, не должны исчезать из экономического, социального и налогового пространства через 3–4 года, – отметил Таймураз Тускаев.
С аналитическими докладами при обсуждении законопроекта выступили председатель Контрольно-счетной палаты РСО–А Инал Калицев и председатель комитета парламента по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям Асланбек Хадарцев.
Бюджет предполагает постоянную аналитическую работу, и здесь очень важно, чтобы анализ проводился по отраслям, территориям, чтобы осуществлялся внутриведомственный контроль. «Бюджет должен быть, и он будет максимально прозрачным, чтобы все расходы были подотчетны населению, благодаря которому и формируется этот бюджет», – подчеркнул Таймураз Тускаев.
Инвестиции растут. А зарплата?
В рамках традиционного «Правительственного часа» о реализации Закона «Об инвестиционной деятельности в РСО–А» с информацией выступил министр экономического развития республики Марат Сокаев. Он рассказал о мерах, которых направлены на привлечение инвестиций в республику, о зонах приоритетного экономического развития, о частно-государственном партнерстве и других аспектах, повышающих инвестиционную привлекательность республики, особенно в таких отраслях, как туризм, рыбоводство, сельское хозяйство, строительство и транспорт.
Эти меры, несомненно, дают свои положительные результаты. Вместе с тем, как отметили депутаты, рост инвестиций должен сопровождаться ростом зарплат, благосостояния жителей республики, а цены на произведенную продукцию должны быть доступными. К сожалению, ценники на фрукты и на ту же рыбу, выращенные в местных хозяйствах, мало отличаются от завозных.
Много еще вопросов по налоговой отдаче от тех предпринимателей, которые получили поддержку из бюджетных средств в рамках различных госпрограмм. И здесь важна «игра вдолгую», так как спустя год-два некоторые из созданных предприятий и хозяйств прекращают свою деятельность. Но есть и другие примеры, о которых нужно рассказывать, изучать и распространять их опыт.
* * *
На 41-м заседании Парламента РСО–А отсутствовали депутаты: А.Б. Тотоонов, Ж.В. Цаллагова, З.М. Ватаев, А.В. Тавитов, Г.Г. Козаев, Д.В. Гуриев, Р.Б. Абаев, Т.В. Кусов, С.Х. Шавлохов, А.С. Фадзаев, С.В. Дидаров, А.А. Тебиев, А.М. Догузов, Д.И. Тедеев, Г.З. Тетцоев, Б.Р. Кочиев.
Первым по регламенту был рассмотрен внесенный Главой РСО–А законопроект, согласно которому признается утратившим силу закон республики о государственной поддержке проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Однако некоторые его положения, регулирующие меры господдержки капремонта в МКД в рамках реализации соответствующей госпрограммы, предлагается включить в Закон РСО–А «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РСО–А». В действующий закон, как уточнил врио министра жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Тимур Караев, также предлагаются изменения в части уточнения механизмов предоставления средств из республиканского бюджета.
Комментируя необходимость принятия этого законопроекта, спикер парламента Таймураз Тускаев подчеркнул, что организация проведения капремонта – важнейшее направление деятельности минЖКХ, сфера, которая напрямую влияет на качество жизни населения республики. На сегодня в республике реализуется долгосрочная программа капремонта, срок завершения которой запланирован в 2038 году. В республике успешно реализуется краткосрочная программа, но что касается долгосрочной, то здесь, как отметил Т. Тускаев, наблюдается серьезное отставание, особенно в некоторых районах, где за 10 лет капремонт произведен в одном – двух домах. Необходимо провести соответствующие корректировки программы, чтобы наверстать упущенное. Особенно обратил внимание на работу по замене лифтового хозяйства, чтобы люди «не занимались вынужденно физкультурой и спортом», как это приходится делать, например, жителям многоквартирного дома на ул. А. Кесаева, 37, которые пожаловались на неудобства, связанные с заменой лифтов в их подъездах.
Таймураз Русланович также поручил профильному комитету во главе с Г. Ш. Остаевым обсудить итоги проведения капремонта, проблемы, влияющие на его качество – а это и подходы к организации работ по проведению капремонта, и сборы средств от населения, поступающие регоператору, и качество производимых подрядчиками ремонтных работ и т.д.
Законопроект принят в первом чтении и будет доработан.
«Бюджет будет максимально прозрачным!»
Рассмотрению проекта закона об исполнении республиканского бюджета за 2024 год на парламентской сессии предшествовало проведение публичных слушаний. Именно такой формат обсуждения бюджетных вопросов с участием представителей правительства, прокуратуры, УФНС, деятелей науки, предпринимателей делает дискуссию интересной, полезной, конструктивной.
Депутаты заслушали доклад врио министра финансов республики Оксаны Каровой. Закон о бюджете республики на 2024 год четыре раза претерпевал изменения. Как напомнила Оксана Карова, они были связаны, в том числе, с уточнением собственных доходов общим объемом 2,320 млрд руб. Всего же доходная часть бюджета составила 53,596 млрд рублей, или 100,6 % к годовому плану. Налоговые и неналоговые поступления сложились в сумме 20,430 млрд руб., с превышением на 2,7% запланированных на год объемов и с ростом к уровню 2023 года на 16,5%. Безвозмездные поступления в отчетном году составили 33 млрд 166 млн рублей. Общий объем расходов сложился в объеме 53,627 млрд руб. Как и в предыдущие годы, бюджет имел социальную направленность: 63,3% всех расходов были истрачены на мероприятия социально-культурной сферы. Приоритетным явилось повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. Всего же «зарплатные» средства составили более 9,541 млрд руб., что на 17,5% больше, чем в 2023 г. На реализацию девяти нацпроектов и 30 федеральных программ в их составе было направлено 9,082 млрд руб., которые были практически освоены на 99,8%.
Как отметил председатель парламента, в республике сохраняется ряд позитивных тенденций: фиксируется увеличение собственных налоговых и неналоговых доходов, причем, как в республиканском бюджете, так и в бюджетах муниципальных образований, растут ключевые экономические показатели – валовый региональный продукт, объемы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В этом процессе, по его словам, очень важно дать оценку роли реализации нацпроектов, которые стали уникальным инструментом государственного планирования, фактором пропорционального развития регионов страны и всех отраслей экономики.
– Парламент республики совместно с Контрольно-счетной палатой на системной основе анализирует эффективность мер господдержки на предмет инвестиций, сохранности и создания новых рабочих мест в долгосрочном периоде. Обсуждая вопросы социально-экономического развития муниципальных образований, мы приходим к выводу о необходимости изменения подходов к правилам предоставления субсидий. Субъекты предпринимательства, получающие гранты, не должны исчезать из экономического, социального и налогового пространства через 3–4 года, – отметил Таймураз Тускаев.
С аналитическими докладами при обсуждении законопроекта выступили председатель Контрольно-счетной палаты РСО–А Инал Калицев и председатель комитета парламента по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям Асланбек Хадарцев.
Бюджет предполагает постоянную аналитическую работу, и здесь очень важно, чтобы анализ проводился по отраслям, территориям, чтобы осуществлялся внутриведомственный контроль. «Бюджет должен быть, и он будет максимально прозрачным, чтобы все расходы были подотчетны населению, благодаря которому и формируется этот бюджет», – подчеркнул Таймураз Тускаев.
Инвестиции растут. А зарплата?
В рамках традиционного «Правительственного часа» о реализации Закона «Об инвестиционной деятельности в РСО–А» с информацией выступил министр экономического развития республики Марат Сокаев. Он рассказал о мерах, которых направлены на привлечение инвестиций в республику, о зонах приоритетного экономического развития, о частно-государственном партнерстве и других аспектах, повышающих инвестиционную привлекательность республики, особенно в таких отраслях, как туризм, рыбоводство, сельское хозяйство, строительство и транспорт.
Эти меры, несомненно, дают свои положительные результаты. Вместе с тем, как отметили депутаты, рост инвестиций должен сопровождаться ростом зарплат, благосостояния жителей республики, а цены на произведенную продукцию должны быть доступными. К сожалению, ценники на фрукты и на ту же рыбу, выращенные в местных хозяйствах, мало отличаются от завозных.
Много еще вопросов по налоговой отдаче от тех предпринимателей, которые получили поддержку из бюджетных средств в рамках различных госпрограмм. И здесь важна «игра вдолгую», так как спустя год-два некоторые из созданных предприятий и хозяйств прекращают свою деятельность. Но есть и другие примеры, о которых нужно рассказывать, изучать и распространять их опыт.
* * *
На 41-м заседании Парламента РСО–А отсутствовали депутаты: А.Б. Тотоонов, Ж.В. Цаллагова, З.М. Ватаев, А.В. Тавитов, Г.Г. Козаев, Д.В. Гуриев, Р.Б. Абаев, Т.В. Кусов, С.Х. Шавлохов, А.С. Фадзаев, С.В. Дидаров, А.А. Тебиев, А.М. Догузов, Д.И. Тедеев, Г.З. Тетцоев, Б.Р. Кочиев.