К 30-летию Парламента РСО–А
Гость редакции «СО» – сенатор Совета Федерации Федерального собрания РФ от РСО–А Т. МАМСУРОВ
– Таймураз Дзамбекович, вы возглавляли Парламент РСО–А с 2000 по 2005 годы. Чем вам запомнились годы работы в законодательном органе власти республики?
– Самым главным – укреплением парламентаризма как одной из ветвей власти. Мы все помним времена, когда процветал популизм, и каждый рвался к микрофону, от имени своих избирателей требовал решения каких-то вопросов. В действительности же порой им больше важны были аплодисменты одобрения «смелой позиции». К чему страну все это привело, мы тоже помним. Я был еще депутатом Верховного Совета республики, было время перестройки, и уже тогда пришло осознание допущенных ошибок. Мы пытались строить парламент как профессионально действующий орган власти, постепенно стали избавляться от ненужной бравады, чрезмерного самолюбования. Понимая, что от нас многое зависит, начали совершенствовать свою работу.
– Какой деятельности, навыков от вас требовало председательство? Для эффективной работы очень важны опыт, компетенция, ресурсы… Вам было что предложить?
– Парламент принимал законы, постановления, которые надо было кому-то реализовывать. А этим занимались руководители районов, министерств, ведомств, правительство. Скажу так: если ты сам никогда не был на месте тех, кому даешь задания и поручения, то легко опять же скатиться в популизм, чтобы все видели – ты хочешь, как лучше, это другие ничего не делают. Здесь мне повезло, потому что много лет возглавлял район, был председателем правительства, поэтому, когда принимались какие-то решения, понимал, насколько их претворение в жизнь реально, возможно, и чем с нашей стороны мы можем помочь реализовать задачи, исходящие из законов и постановлений парламента. Это для меня стало хорошим подспорьем.
– Любой орган власти, и в большей степени, наверное, законодательный – всегда отражение времени. Как вы можете охарактеризовать время, когда являлись руководителем Парламента РСО–А?
– Надо понимать в целом обстановку, сложившуюся в стране, настроения людей, положение республики, всего Юга России. Я бы охарактеризовал это время как тяжелейшее, когда люди переживали за свое будущее, и не беспочвенно. Северный Кавказ горел, полыхал, мы пережили события в Южной Осетии, чудовищные теракты, Беслан… На этом фоне нельзя было делать вид, что ничего не происходит. Парламент должен был продолжать выполнять свою работу, демонстрировать уверенность в будущем и брать на себя удары, которые любая власть должна быть готова принимать от людей, живущих в тяжелых условиях и обстоятельствах. И, безусловно, взаимодействовать с населением. Учитывая, что республика наша небольшая и по территории, и по численности, все фактически выросли на глазах друг у друга. Редко кто попадал в парламент «ниоткуда», без соответствующей подготовки. Было четкое понимание необходимости не просто отражать общий настрой людей, отвечать их требованиям, но часто принимать непопулярные решения, важность которых правильно доносить населению.
– Что можете сказать о депутатском корпусе тех лет? Удавалось ли объединять совершенно разные точки зрения для достижения конечного результата, работающего на пользу и во благо региона?
– Депутатский корпус совершенствовался по мере того как совершенствовалось избирательное законодательство. Особенно, когда роль партий стала возрастать, и внутрипартийные дебаты являлись своеобразной стадией на пути избрания в парламент. На мой взгляд, каждый новый созыв отличался еще большим профессионализмом, чем предыдущий. И это естественный процесс. Законодательный орган власти формировался хорошими специалистами в своей сфере, профессии. То были известные люди, многого в жизни добившиеся и принесшие большую пользу обществу. В их разумной точке зрения не приходилось сомневаться. При обсуждении того или иного законопроекта кто-то оставался в меньшинстве или голосовал против. Но если парламент большинством голосов принимал решение, все остальные его исполняли. Не помню случая, когда продолжали настаивать, что парламент принял неверное решение. Верное или нет – показывала жизнь.
– Что самое важное в депутатской работе?
– Не забывать, для чего ты избран народом. Самое главное – создавать законодательный простор для развития республики, ее экономики, культуры, образования, здравоохранения. Время было динамичное, федеральный центр часто менял позиции и необходимо было сохранить оплот стабильности, а не барьеры ставить и запрещать, наоборот, давать возможность республике идти вперед.
– Чем, на ваш взгляд, отличается деятельность североосетинского парламента тогда и сейчас, а что остается неизменным?
– Ныне действующий парламент, как я уже сказал, отличается еще большим профессионализмом. Мы в свое время тоже пришли на смену кому-то, несли на себе «родовые пятна» наших предшественников, как положительные, так и отрицательные. В то же время старались избавить парламент, как структуру, от недостатков, которые выявляла сама жизнь, привносили что-то новое в стиль и качество работы. Любой опыт, как нас учил Пушкин, «сын ошибок трудных», и действующим депутатам важно об этом помнить.
– Чем был полезен опыт парламентской деятельности в дальнейшем профессиональном пути, в жизни?
– Я начал свою деятельность в депутатском корпусе Верховного Совета, насчитывающем полторы сотни народных избранников. Был достаточно молодым, старался присматриваться ко всем авторитетным в своих сферах людям, а таких было много – учился у них всему. Законотворчество – это часть жизненного пути, очень важная и полезная. По моему глубокому убеждению, есть польза даже в негативном опыте. Можно семь раз упасть, но встать необходимо восемь. И такое тоже бывало.
– Авторитет любой власти нарабатывается не сразу, довольно часто здесь и сейчас приходится трудиться над тем, что принесет пользу обществу лишь годы спустя. Принятые более двух десятков лет назад решения стали ли основой сегодняшнего благополучия и развития республики?
– В любом случае даже ошибки предшественников, если они были осознаны и исправлены, уже большая польза для нынешних депутатов и вклад в развитие республиканского парламентаризма. Не говоря уже о положительной практике, которая закрепилась и сегодня приносит плоды. Да, иногда приходилось брать на себя ответственность и привлекать внимание всей страны. К слову, мы первые в России поменяли в своей Конституции название руководителя субъекта с президента на главу республики. И это решение было правильным, в федеративном государстве президент может быть только один. Другие субъекты последовали нашему примеру. Северная Осетия также первой из регионов закрыла игровые залы. То была настоящая беда, случались трагедии в семьях, необходимо было решать проблему, что мы и сделали. На нас ополчились многие структуры по всей стране, потому что федеральное законодательство позволяло им работать. Но, к счастью, Президент РФ Владимир Владимирович Путин своим решением впоследствии закрыл игровые залы по всей России, оставив лишь на нескольких территориях. И таких примеров немало. Мы делали все, чтобы Осетия была опорой российского государства. Этому нас научили наши мудрые старшие.
– Ваши пожелания на пороге важной даты – 30-летия Парламента РСО–А.
– Парламент – одна из ветвей древа власти, а власть – это в первую очередь корни, в которых заключен опыт предшественников. Есть ствол, на котором все держится – это современная Осетия. И только потом ветви, которые не должны быть одна слабее другой, и в то же время не стремиться перевешивать, ибо тогда гармония кроны нарушается. Я желаю нашему парламенту в канун 30-летия еще раз осознать огромную важность своей работы и всегда быть украшением того растения, которое называется древом власти.
– Самым главным – укреплением парламентаризма как одной из ветвей власти. Мы все помним времена, когда процветал популизм, и каждый рвался к микрофону, от имени своих избирателей требовал решения каких-то вопросов. В действительности же порой им больше важны были аплодисменты одобрения «смелой позиции». К чему страну все это привело, мы тоже помним. Я был еще депутатом Верховного Совета республики, было время перестройки, и уже тогда пришло осознание допущенных ошибок. Мы пытались строить парламент как профессионально действующий орган власти, постепенно стали избавляться от ненужной бравады, чрезмерного самолюбования. Понимая, что от нас многое зависит, начали совершенствовать свою работу.
– Какой деятельности, навыков от вас требовало председательство? Для эффективной работы очень важны опыт, компетенция, ресурсы… Вам было что предложить?
– Парламент принимал законы, постановления, которые надо было кому-то реализовывать. А этим занимались руководители районов, министерств, ведомств, правительство. Скажу так: если ты сам никогда не был на месте тех, кому даешь задания и поручения, то легко опять же скатиться в популизм, чтобы все видели – ты хочешь, как лучше, это другие ничего не делают. Здесь мне повезло, потому что много лет возглавлял район, был председателем правительства, поэтому, когда принимались какие-то решения, понимал, насколько их претворение в жизнь реально, возможно, и чем с нашей стороны мы можем помочь реализовать задачи, исходящие из законов и постановлений парламента. Это для меня стало хорошим подспорьем.
– Любой орган власти, и в большей степени, наверное, законодательный – всегда отражение времени. Как вы можете охарактеризовать время, когда являлись руководителем Парламента РСО–А?
– Надо понимать в целом обстановку, сложившуюся в стране, настроения людей, положение республики, всего Юга России. Я бы охарактеризовал это время как тяжелейшее, когда люди переживали за свое будущее, и не беспочвенно. Северный Кавказ горел, полыхал, мы пережили события в Южной Осетии, чудовищные теракты, Беслан… На этом фоне нельзя было делать вид, что ничего не происходит. Парламент должен был продолжать выполнять свою работу, демонстрировать уверенность в будущем и брать на себя удары, которые любая власть должна быть готова принимать от людей, живущих в тяжелых условиях и обстоятельствах. И, безусловно, взаимодействовать с населением. Учитывая, что республика наша небольшая и по территории, и по численности, все фактически выросли на глазах друг у друга. Редко кто попадал в парламент «ниоткуда», без соответствующей подготовки. Было четкое понимание необходимости не просто отражать общий настрой людей, отвечать их требованиям, но часто принимать непопулярные решения, важность которых правильно доносить населению.
– Что можете сказать о депутатском корпусе тех лет? Удавалось ли объединять совершенно разные точки зрения для достижения конечного результата, работающего на пользу и во благо региона?
– Депутатский корпус совершенствовался по мере того как совершенствовалось избирательное законодательство. Особенно, когда роль партий стала возрастать, и внутрипартийные дебаты являлись своеобразной стадией на пути избрания в парламент. На мой взгляд, каждый новый созыв отличался еще большим профессионализмом, чем предыдущий. И это естественный процесс. Законодательный орган власти формировался хорошими специалистами в своей сфере, профессии. То были известные люди, многого в жизни добившиеся и принесшие большую пользу обществу. В их разумной точке зрения не приходилось сомневаться. При обсуждении того или иного законопроекта кто-то оставался в меньшинстве или голосовал против. Но если парламент большинством голосов принимал решение, все остальные его исполняли. Не помню случая, когда продолжали настаивать, что парламент принял неверное решение. Верное или нет – показывала жизнь.
– Что самое важное в депутатской работе?
– Не забывать, для чего ты избран народом. Самое главное – создавать законодательный простор для развития республики, ее экономики, культуры, образования, здравоохранения. Время было динамичное, федеральный центр часто менял позиции и необходимо было сохранить оплот стабильности, а не барьеры ставить и запрещать, наоборот, давать возможность республике идти вперед.
– Чем, на ваш взгляд, отличается деятельность североосетинского парламента тогда и сейчас, а что остается неизменным?
– Ныне действующий парламент, как я уже сказал, отличается еще большим профессионализмом. Мы в свое время тоже пришли на смену кому-то, несли на себе «родовые пятна» наших предшественников, как положительные, так и отрицательные. В то же время старались избавить парламент, как структуру, от недостатков, которые выявляла сама жизнь, привносили что-то новое в стиль и качество работы. Любой опыт, как нас учил Пушкин, «сын ошибок трудных», и действующим депутатам важно об этом помнить.
– Чем был полезен опыт парламентской деятельности в дальнейшем профессиональном пути, в жизни?
– Я начал свою деятельность в депутатском корпусе Верховного Совета, насчитывающем полторы сотни народных избранников. Был достаточно молодым, старался присматриваться ко всем авторитетным в своих сферах людям, а таких было много – учился у них всему. Законотворчество – это часть жизненного пути, очень важная и полезная. По моему глубокому убеждению, есть польза даже в негативном опыте. Можно семь раз упасть, но встать необходимо восемь. И такое тоже бывало.
– Авторитет любой власти нарабатывается не сразу, довольно часто здесь и сейчас приходится трудиться над тем, что принесет пользу обществу лишь годы спустя. Принятые более двух десятков лет назад решения стали ли основой сегодняшнего благополучия и развития республики?
– В любом случае даже ошибки предшественников, если они были осознаны и исправлены, уже большая польза для нынешних депутатов и вклад в развитие республиканского парламентаризма. Не говоря уже о положительной практике, которая закрепилась и сегодня приносит плоды. Да, иногда приходилось брать на себя ответственность и привлекать внимание всей страны. К слову, мы первые в России поменяли в своей Конституции название руководителя субъекта с президента на главу республики. И это решение было правильным, в федеративном государстве президент может быть только один. Другие субъекты последовали нашему примеру. Северная Осетия также первой из регионов закрыла игровые залы. То была настоящая беда, случались трагедии в семьях, необходимо было решать проблему, что мы и сделали. На нас ополчились многие структуры по всей стране, потому что федеральное законодательство позволяло им работать. Но, к счастью, Президент РФ Владимир Владимирович Путин своим решением впоследствии закрыл игровые залы по всей России, оставив лишь на нескольких территориях. И таких примеров немало. Мы делали все, чтобы Осетия была опорой российского государства. Этому нас научили наши мудрые старшие.
– Ваши пожелания на пороге важной даты – 30-летия Парламента РСО–А.
– Парламент – одна из ветвей древа власти, а власть – это в первую очередь корни, в которых заключен опыт предшественников. Есть ствол, на котором все держится – это современная Осетия. И только потом ветви, которые не должны быть одна слабее другой, и в то же время не стремиться перевешивать, ибо тогда гармония кроны нарушается. Я желаю нашему парламенту в канун 30-летия еще раз осознать огромную важность своей работы и всегда быть украшением того растения, которое называется древом власти.
ДОСЬЕ «СО»
Таймураз Дзамбекович Мамсуров
Депутат Парламента РСО–А первого, второго и третьего созывов.
Председатель Парламента РСО–А второго и третьего созывов (2000–2005 гг.)
Родился 13 апреля 1954 г. в г.Беслане Правобережного района СОАССР. В 1976 г. окончил факультет промышленного и гражданского строительства СКГМИ. Трудовую деятельность начал мастером участка ПМК-815 треста «Севкавэлеваторстрой».
С 1978 года находился на комсомольской работе. В 1982 году был переведен в Москву, где работал инструктором отдела комсомольских организаций ЦК ВЛКСМ.
В 1983 г. избран Первым секретарем Северо-Осетинского обкома ВЛКСМ.
В 1986 году поступил в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, в 1989 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Работал инструктором Северо-Осетинского обкома КПСС, а с 1990 г. – председателем исполнительного комитета Правобережного совета народных депутатов.
В 1994 г. избран первым заместителем Председателя Верховного Совета РСО–А.
В 1995 г. возглавил АМС Правобережного района РСО–А. С 1998 по 2000 гг. – Председатель Правительства РСО–А.
В 2000 г. избран Председателем Парламента РСО–А второго, а в 2003 г. – третьего созывов.
В 2002 г. избран секретарем политсовета Северо-Осетинского регионального отделения партии «Единая Россия».
В 2002 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук. Профессор кафедры социологии и политологии СКГМИ.
В июне 2005 г. досрочно сложил полномочия депутата Парламента РСО–А в связи с наделением его полномочиями Главы Республики Северная Осетия – Алания.
В апреле 2010 г. Парламент РСО–А большинством голосов поддержал предложение Президента РФ о наделении Т.Д. Мамсурова полномочиями Главы Республики Северная Осетия – Алания на второй срок.
В 2012 г. назначен специальным представителем Президента России по Южной Осетии.
С сентября 2015 г. по настоящее время – сенатор Российской Федерации.
Награды:
ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012) и III степени (2024);
ордена Александра Невского; Дружбы; «Знак Почета»;
Святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
Святого Саввы Освященного – высшая награда Александрийской православной церкви;
«Уацамонга» (РЮО);
«За заслуги перед Уммой» II и I степеней;
медали «За трудовое отличие», «За вклад в укрепление обороны РФ», «За боевое содружество», Серебряная медаль и почетный диплом Института Св. Мартина (Италия), Благодарность Президента РФ, Почетная грамота Правительства РФ.