В повестке дня сорок второго заседания был единственный вопрос – о внесении изменений в республиканский бюджет текущего года и на плановый период 2026–2027 годов
Сегодня, под занавес весенней сессии, состоялось заседание парламента, на котором депутаты обсудили проект республиканского закона с предлагаемыми правительством корректировками бюджета- 2025 и на последующие два года. Вел его Председатель Парламента РСО–А Таймураз ТУСКАЕВ. Законопроект представила врио министра финансов республики Оксана КАРОВА.
Внесение поправок в бюджетное законодательство – нормальная практика, связанная с увеличением как поступающих доходов, так и расходов. Благодаря достижению плановых показателей и увеличению налоговых и неналоговых поступлений, республиканская казна увеличилась на 1 млрд 50 млн руб. Как пояснила Оксана Карова, из них 50 млн пойдут на увеличение дорожного фонда республики. 227 млн – сумма налоговых и неналоговых поступлений от минимущества за счет приватизации объектов республиканского имущества.
Что касается расходных обязательств, то они сохраняют социальную направленность. Значительная часть расходов в сумме 710,9 млн руб. предусмотрена на обеспечение социальных выплат и социальной помощи гражданам, в их числе – участники СВО и члены их семей, а также граждане, заключившие контракт с минобороны. Более 21 млн руб. направят на льготное лекарственное обеспечение, более 18 млн – на заготовку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; 17,7 млн – на обеспечение медицинских организаций. 22 млн руб.предусмотрены на реализацию специальных инфраструктурных проектов в сфере образования на подшефных республике территориях. 16,2 млн руб. направят на проектно-сметную документацию строительства школы на 360 мест и Дома культуры в станице Змейской Кировского района. Кстати, как отметила врио министра, это позволит привлечь в республиканский бюджет более 800 млн руб. на строительство объектов в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий».
В рамках реализации мероприятий софинансирования федерального бюджета 23,7 млн руб. будет направлено на строительство поликлиники в Правобережном районе и 1 млн – на поддержку творческой деятельности и материально-технической базы муниципальных театров.
Эти и другие данные, приведенные в докладе врио министра финансов, свидетельствуют о новых возможностях, которые дает увеличение собственных доходов республики. В то же время в ходе обсуждения законопроекта депутаты говорили о необходимости более рационального подхода к расходам, а руководитель бюджетного комитета парламента Асланбек Хадарцев недвусмысленно призывал не просто затянуть пояса, а поискать резервы там, где они лежат на поверхности. К примеру, в одном из лечебных медицинских учреждений республики из тысячи работающих 180 человек не имеют к его профильной деятельности никакого отношения. И это при том что в больнице не хватает врачей и медперсонала. Или взять другой пример: строительство образовательных учреждений в двух сельских населенных пунктах с одинаковой площадью и количеством мест для учащихся, а вот объем средств, запланированных на их строительство, почему-то заметно разнится. А вот почему? – это вопрос, очевидно, не только к минфину, но и к другим министерствам и ведомствам.
– Бюджет – процесс динамичный – и в части появления новых возможностей собственного республиканского бюджета, а мы видим, что налоговые поступления увеличились в сумме более 1 млрд рублей, безвозмездные поступления из федерального бюджета тоже увеличились. Все эти доходы создают возможности для финансирования расходных обязательств республиканского бюджета, – отметил Т. Тускаев, комментируя итоги заседания. – Все рассмотренные направления актуальны – это и большее финансирование учреждений здравоохранения, и новые возможности для развития дорожного строительства и по транспортному оснащению в сфере пассажирских перевозок. Сегодня мы также предоставили новые ресурсы для лизинговыхплатежей за новую транспортную технику, благодаря чему жители получили возможность в комфортабельных автобусах совершать поездки по республике.
В то же время мы, депутаты, отметили необходимость более детального контроля за формированием доходной части республиканского бюджета, более глубокого исследования возможностей промышленности, сельского хозяйства, туризма.
В части формирования бюджета мы много и обоснованно говорили о результатах государственной поддержки: это и увеличение производства продукции, создание новых рабочих мест, и, безусловно, все это необходимо связывать с ролью этих отраслей при формировании нашего бюджета. И здесь нужен более детальный и отраслевой, и территориальный анализ по нашим муниципальным образованиям.
Но никаких доходов не хватит, если не будет четкого планирования возникновения бюджетных обязательств. А анализировать надо с уровня принятия решений, когда мы честно для себя отвечаем на вопрос: эти расходы дадут новые блага отрасли, территориям, людям? И когда запрос общества такой, что, да, это нужно, принимаем решение о возникновении бюджетных обязательств, и тогда доходы республиканского бюджета будут достаточны, и будет время, чтобы анализировать, каким образом новые бюджетные возможности использовать при определении приоритетов расходования средств республиканского бюджета.
Законопроект с корректировками параметров бюджета принят в первом и во втором, окончательном, чтениях. Но обсуждение поднятых депутатами вопросов будет продолжено в комитетах, на площадках круглых столов и других форматов работы парламента.
Что касается расходных обязательств, то они сохраняют социальную направленность. Значительная часть расходов в сумме 710,9 млн руб. предусмотрена на обеспечение социальных выплат и социальной помощи гражданам, в их числе – участники СВО и члены их семей, а также граждане, заключившие контракт с минобороны. Более 21 млн руб. направят на льготное лекарственное обеспечение, более 18 млн – на заготовку, хранение, транспортировку и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; 17,7 млн – на обеспечение медицинских организаций. 22 млн руб.предусмотрены на реализацию специальных инфраструктурных проектов в сфере образования на подшефных республике территориях. 16,2 млн руб. направят на проектно-сметную документацию строительства школы на 360 мест и Дома культуры в станице Змейской Кировского района. Кстати, как отметила врио министра, это позволит привлечь в республиканский бюджет более 800 млн руб. на строительство объектов в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий».
В рамках реализации мероприятий софинансирования федерального бюджета 23,7 млн руб. будет направлено на строительство поликлиники в Правобережном районе и 1 млн – на поддержку творческой деятельности и материально-технической базы муниципальных театров.
Эти и другие данные, приведенные в докладе врио министра финансов, свидетельствуют о новых возможностях, которые дает увеличение собственных доходов республики. В то же время в ходе обсуждения законопроекта депутаты говорили о необходимости более рационального подхода к расходам, а руководитель бюджетного комитета парламента Асланбек Хадарцев недвусмысленно призывал не просто затянуть пояса, а поискать резервы там, где они лежат на поверхности. К примеру, в одном из лечебных медицинских учреждений республики из тысячи работающих 180 человек не имеют к его профильной деятельности никакого отношения. И это при том что в больнице не хватает врачей и медперсонала. Или взять другой пример: строительство образовательных учреждений в двух сельских населенных пунктах с одинаковой площадью и количеством мест для учащихся, а вот объем средств, запланированных на их строительство, почему-то заметно разнится. А вот почему? – это вопрос, очевидно, не только к минфину, но и к другим министерствам и ведомствам.
– Бюджет – процесс динамичный – и в части появления новых возможностей собственного республиканского бюджета, а мы видим, что налоговые поступления увеличились в сумме более 1 млрд рублей, безвозмездные поступления из федерального бюджета тоже увеличились. Все эти доходы создают возможности для финансирования расходных обязательств республиканского бюджета, – отметил Т. Тускаев, комментируя итоги заседания. – Все рассмотренные направления актуальны – это и большее финансирование учреждений здравоохранения, и новые возможности для развития дорожного строительства и по транспортному оснащению в сфере пассажирских перевозок. Сегодня мы также предоставили новые ресурсы для лизинговыхплатежей за новую транспортную технику, благодаря чему жители получили возможность в комфортабельных автобусах совершать поездки по республике.
В то же время мы, депутаты, отметили необходимость более детального контроля за формированием доходной части республиканского бюджета, более глубокого исследования возможностей промышленности, сельского хозяйства, туризма.
В части формирования бюджета мы много и обоснованно говорили о результатах государственной поддержки: это и увеличение производства продукции, создание новых рабочих мест, и, безусловно, все это необходимо связывать с ролью этих отраслей при формировании нашего бюджета. И здесь нужен более детальный и отраслевой, и территориальный анализ по нашим муниципальным образованиям.
Но никаких доходов не хватит, если не будет четкого планирования возникновения бюджетных обязательств. А анализировать надо с уровня принятия решений, когда мы честно для себя отвечаем на вопрос: эти расходы дадут новые блага отрасли, территориям, людям? И когда запрос общества такой, что, да, это нужно, принимаем решение о возникновении бюджетных обязательств, и тогда доходы республиканского бюджета будут достаточны, и будет время, чтобы анализировать, каким образом новые бюджетные возможности использовать при определении приоритетов расходования средств республиканского бюджета.
Законопроект с корректировками параметров бюджета принят в первом и во втором, окончательном, чтениях. Но обсуждение поднятых депутатами вопросов будет продолжено в комитетах, на площадках круглых столов и других форматов работы парламента.