Министр иностранных дел РФ выступил с программной речью на слушаниях по безопасности и сотрудничеству в Евразии, которые прошли 29 мая в Перми. «СО» подготовила краткий обзор основных положений этого доклада.
Завершается многовековой период западного доминирования, наступает эпоха многополярности. Динамично развиваются новые центры силы, прежде всего в Евразии. Всем государствам на континенте нужны прочные гарантии безопасного сосуществования.
Главная угроза исходит от тех сил на Западе, которые пытаются воспрепятствовать объективным процессам многополярности, воспринимают их как вызов своему глобальному доминированию, не хотят без боя отказываться от тех преимуществ в политике, финансах и торговле, которые они присвоили себе еще с колониальных времен, а теперь стремятся удержать неоколониальными методами под лозунгом «порядка, основанного на правилах».
Однако подобное видение современного мироустройства более неактуально. Сегодня можно с уверенностью говорить, что Евро-Атлантика утратила статус локомотива мирового развития: по совокупности экономических показателей объединение БРИКС оставило «семерку» лидеров западного мира позади, и отрыв увеличивается с каждым годом.
Центр экономической и торгово-инвестиционной активности смещается в Евразию – на самый большой и богатый континент, колыбель нескольких великих цивилизаций. Сама жизнь подталкивает к тому, чтобы в духе многополярности по-новому заняться всесторонним обустройством нашего общего географического и политического пространства – начиная с экономического фундамента.
Именно такая философия лежала в основе выдвинутой в 2015 г. инициативы президента В.В. Путина по созданию Большого Евразийского партнерства – интеграционного контура, открытого для всех государств и объединений континента. В рамках ее претворения в жизнь ведется работа по сопряжению планов развития ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Установлены тесные контакты между ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. «Горизонтальные» связи с ШОС и ОДКБ налаживает СНГ.
Евразийская целостность обеспечивается через создание трансконтинентальных транспортных коридоров. Среди важнейших назову проект международного транспортного коридора «Север – Юг», Северный морской путь, который развивается быстро, и трансконтинентальный, транссибирский маршрут «Запад – Восток».
Однако только экономикой, торговлей, транспортом и логистикой Большое Евразийское партнерство не ограничивается. Оно представляет собой материальную основу для другой российской инициативы – формирования архитектуры евразийской безопасности, которую выдвинул глава государства 14 июня 2024 г. Это объективный, исторически обусловленный процесс.
Наши западные коллеги «поставили крест» на модели евроатлантической безопасности, которую мы с ними выстраивали с конца 1960-х гг. Они буквально «растоптали» взятые на высшем уровне обязательства и в ОБСЕ, и в рамках Совета Россия – НАТО не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других и не допускать военно-политического доминирования в Европе какой-либо страны, группы стран или организации.
Все это было разрушено натовскими бомбардировками Югославии в 1999 г. и нахрапистой экспансией НАТО и ЕС на восток, которая проводилась и проводится в откровенно враждебном по отношению к нам стиле и в нарушение интересов безопасности России. Все эти десятилетия Запад требовал от наших соседей определиться, с кем они – с ними или с Россией. О крайней опасности подобных действий Президент России В.В. Путин предупреждал еще в 2007 г. в Мюнхене.
В 2008 г. на саммите НАТО было безапелляционно провозглашено, что Украина и Грузия будут членами этого военного блока. В 2014 г. западники дружно поддержали подготовленный США кровавый госпереворот в Киеве. Его организовали буквально наутро после подписания соглашений между президентом Украины и оппозицией об урегулировании конфликта под гарантии ЕС.
После этого ускоренными темпами из Украины создавалась «антиРоссия», которую поставили под внешний контроль и накачивали оружием. Русские и русскоязычные жители Украины были объявлены «людьми второго сорта» и подверглись тотальной дискриминации.
В очередной раз полная недоговороспособность ЕС проявилась в позорной позиции Парижа и Берлина, которые вместе с Киевом саботировали заключенный по инициативе России Минский «Комплекс мер». Впоследствии А. Меркель, Ф. Олланд и тогдашний глава Украины признали, что не собирались выполнять Минские соглашения и что это была передышка для накачки Украины оружием для войны с Россией.
Ту же цель Париж, Берлин и Зеленский преследуют и сейчас, истерически требуя от нас прекращения огня. Как говорится, спасибо, мы это уже «пробовали» и видим вас насквозь!
Главная угроза исходит от тех сил на Западе, которые пытаются воспрепятствовать объективным процессам многополярности, воспринимают их как вызов своему глобальному доминированию, не хотят без боя отказываться от тех преимуществ в политике, финансах и торговле, которые они присвоили себе еще с колониальных времен, а теперь стремятся удержать неоколониальными методами под лозунгом «порядка, основанного на правилах».
Однако подобное видение современного мироустройства более неактуально. Сегодня можно с уверенностью говорить, что Евро-Атлантика утратила статус локомотива мирового развития: по совокупности экономических показателей объединение БРИКС оставило «семерку» лидеров западного мира позади, и отрыв увеличивается с каждым годом.
Центр экономической и торгово-инвестиционной активности смещается в Евразию – на самый большой и богатый континент, колыбель нескольких великих цивилизаций. Сама жизнь подталкивает к тому, чтобы в духе многополярности по-новому заняться всесторонним обустройством нашего общего географического и политического пространства – начиная с экономического фундамента.
Именно такая философия лежала в основе выдвинутой в 2015 г. инициативы президента В.В. Путина по созданию Большого Евразийского партнерства – интеграционного контура, открытого для всех государств и объединений континента. В рамках ее претворения в жизнь ведется работа по сопряжению планов развития ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Установлены тесные контакты между ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. «Горизонтальные» связи с ШОС и ОДКБ налаживает СНГ.
Евразийская целостность обеспечивается через создание трансконтинентальных транспортных коридоров. Среди важнейших назову проект международного транспортного коридора «Север – Юг», Северный морской путь, который развивается быстро, и трансконтинентальный, транссибирский маршрут «Запад – Восток».
Однако только экономикой, торговлей, транспортом и логистикой Большое Евразийское партнерство не ограничивается. Оно представляет собой материальную основу для другой российской инициативы – формирования архитектуры евразийской безопасности, которую выдвинул глава государства 14 июня 2024 г. Это объективный, исторически обусловленный процесс.
Наши западные коллеги «поставили крест» на модели евроатлантической безопасности, которую мы с ними выстраивали с конца 1960-х гг. Они буквально «растоптали» взятые на высшем уровне обязательства и в ОБСЕ, и в рамках Совета Россия – НАТО не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других и не допускать военно-политического доминирования в Европе какой-либо страны, группы стран или организации.
Все это было разрушено натовскими бомбардировками Югославии в 1999 г. и нахрапистой экспансией НАТО и ЕС на восток, которая проводилась и проводится в откровенно враждебном по отношению к нам стиле и в нарушение интересов безопасности России. Все эти десятилетия Запад требовал от наших соседей определиться, с кем они – с ними или с Россией. О крайней опасности подобных действий Президент России В.В. Путин предупреждал еще в 2007 г. в Мюнхене.
В 2008 г. на саммите НАТО было безапелляционно провозглашено, что Украина и Грузия будут членами этого военного блока. В 2014 г. западники дружно поддержали подготовленный США кровавый госпереворот в Киеве. Его организовали буквально наутро после подписания соглашений между президентом Украины и оппозицией об урегулировании конфликта под гарантии ЕС.
После этого ускоренными темпами из Украины создавалась «антиРоссия», которую поставили под внешний контроль и накачивали оружием. Русские и русскоязычные жители Украины были объявлены «людьми второго сорта» и подверглись тотальной дискриминации.
В очередной раз полная недоговороспособность ЕС проявилась в позорной позиции Парижа и Берлина, которые вместе с Киевом саботировали заключенный по инициативе России Минский «Комплекс мер». Впоследствии А. Меркель, Ф. Олланд и тогдашний глава Украины признали, что не собирались выполнять Минские соглашения и что это была передышка для накачки Украины оружием для войны с Россией.
Ту же цель Париж, Берлин и Зеленский преследуют и сейчас, истерически требуя от нас прекращения огня. Как говорится, спасибо, мы это уже «пробовали» и видим вас насквозь!