ВОПРОС ДНЯ
Инна СТАРИЧЕНКО, старший научный сотрудник Моздокского музея краеведения:
– У нас, музейщиков, к фотографии как к экспонату особенно трепетное отношение: это запечатленный исторический момент! Дореволюционные фотографии многое могли рассказать о жизни казачества – и костюмы, и оружие, и прически, и головные уборы, и награды на груди у мужчин, и традиционная одежда или модная на тот период. Многие дарят из семейных архивов фотографии, уже и не зная, кто на них изображен. Поэтому фотографии с оборотной стороны принято было подписывать. А какие великолепные постановочные фотографии делали в фотоателье в XIX–XX веках! Мы тщетно пытались найти корни людей на одной старинной фотографии, и вдруг пришел посетитель, который сразу сказал, кто на ней изображен: он видел такую же у знакомого, проживающего в Бельгии. Оказалось, это были жители станицы Черноярской, по именам и фамилиям их назвал. В этом году искали фотографии Моздока времен Великой Отечественной. Сейчас стали востребованными фотографии советского периода: колхозная жизнь, культурная, школьная, строители, фабричные рабочие, праздничные демонстрации. Хранятся они у нас в альбомах или тематических папках. Мы переводим в цифровой формат наиболее интересные фотоэкспонаты, из такого архива легче делиться, например, с газетой.
Олег ДУЛАЕВ, студент:
– В «СО» часто публикуются статьи о наших ветеранах. Сопровождаются они фотографиями солдат. Кто помладше, кто постарше. Интересно вглядываться в лица людей той кровавой эпохи. Заметил, даже когда улыбаются, у всех – грустные лица, они немного напряжены.
А еще нравится рассматривать фотографии старого Владикавказа. Не только дореволюционные, но и советского периода. Это же целая история на фотобумаге! Сравниваешь места, какими они были ранее и какие сейчас…
Игорь БАЕВ, фотограф:
– Для меня фотография – это способ реализации внутреннего художника без длительной работы над навыком рисования. Казалось бы, щелчок затвора – и шедевр готов. Но быстрая фиксация картинки невозможна без умения предвидеть то (того), что реально получится в кадре.
Зачастую бывает, что пейзаж есть, а кадра – нет, такие нюансы возможно предугадать только со временем и с опытом. Естественно, что у профессионала всегда достойное качество съемки. Но все-таки по-настоящему значимых кадров не так уж много даже у великих мастеров. Зато удачный кадр бывает интересен через многие годы, вызывая эмоциональный отклик.
Юлия ВАСИЛЕНКО, фотограф:
– Для кого-то фотография – это снимок с самыми близкими людьми, бережно хранящийся в бумажнике, а для кого-то – мимолетное мгновение, запечатленное на камеру телефона и выложенное в соцсети. Для меня фотография давно стала больше, чем просто работой и сферой деятельности. Это настоящее искусство, запечатлевающее моменты времени, эмоции и воспоминания, которые уже никогда не повторятся.
Люблю создавать мостики между прошлым и настоящим с помощью снимков. Я люблю эмоции и жизнь в кадре, семейные съемки с детьми, свадебные. Душа радуется, глядя на то, как горят глаза людей от полученного результата. Об этом особенно хочется вспомнить сегодня – во Всемирный день фотографии.
Артур ЕГИЗАРОВ, инженер-связист:
– Мне интересно самому фотографировать, долго и тщательно обрабатывать понравившиеся фотографии, самому печатать альбомы А4 и на стену – А3+. Причем печать – это и выбор принтера, и СНПЧ, и чернила, и профилирование (купил для этого спектрофотометр). В результате получаю себестоимость отпечатка А4 не более 10 руб. при превосходном качестве (но это отдельный разговор). Альбомы делаю так: печать А4, ламинирование (купил ламинатор) тонкой (30 мкм) пленкой (тоже долго выбирал тип и производителя пленки, чтобы качество изображения улучшалось), затем прошиваю пластиковыми пружинками (купил перфоратор). Альбом можно хоть в ванной мыть, ничего ему не будет, а изображение, думаю, переживет меня и всех. Снимаю друзей и родственников, делаю альбомы и дарю.
Владимир БАЗИЕВ, пенсионер, ветеран труда:
– Мои фотографии – это мое прошлое. На них запечатлены лица близких мне людей, события, происходившие в моей жизни давно и не очень. Когда мне очень плохо, я достаю семейные альбомы с фотографиями и просматриваю их.
Вспоминаю тех, кого уже нет и никогда не будет, тех, кто сейчас далеко от меня…
Какими были молодыми наши родители, как интересно были одеты! Глядя на фотографии, невольно возвращаешься в прошлое. И кажется, что нет прожитых лет, и снова все живы и молоды. Посмотришь на фотографии, и словно груз с души спадает, как будто пообщался с родными, ненадолго окунувшись в свои детство и юность.
Александр ОСТАШКО, бывший фотокорреспондент ардонской районной газеты «Рухс» («Свет»):
– Для меня фотография – большая и неотъемлемая часть жизни. Занимаюсь ею с 1972 года. В детстве любил смотреть, как фотографирует, проявляет пленку, просушивает фотографии мой отец. Он почти не расставался с фотоаппаратом, по тем временам это была редкость, в Моздоке его все знали, приглашали снимать свадьбы, юбилеи и другие события. И я пошел по его стопам. В школе оформлял фотостенды, внештатно работал в районной газете «Ленинская правда», в армии уже через месяц после карантина стал полковым фотографом. Затем работал в моздокской газете штатно, а с 1979 года я – фотокорреспондент газеты «Путь к коммунизму». С той поры живу и работаю в Ардоне.
С 2006 года, с переходом на цифровую фотосъемку, стал осваивать новый для меня формат работы, много учился, в том числе у молодых коллег. Освоил и продолжаю дело, хотя давно уже не работаю в газете. Рад, что по-прежнему востребован как фотограф. Говорят, что мои фотографии с событий чем-то напоминают фоторепортажи, и людям это нравится, говорят, что снимки благодаря этому «оживают». Выходит, что для меня фотография – смысл жизни.
Аслан ПЛИЕВ, студент СОГУ:
– Для меня фото – это память в самом теплом смысле. Листаешь семейный альбом – вот я маленький, вот родители молоды, вот бабушка улыбается... Так здорово эти моменты сохранять! Сам люблю снимать семью, друзей, красивую природу. Не для выставок, а для себя, чтобы потом с теплом вспоминать. Это – как сохранить в сердце кусочек счастья…
– У нас, музейщиков, к фотографии как к экспонату особенно трепетное отношение: это запечатленный исторический момент! Дореволюционные фотографии многое могли рассказать о жизни казачества – и костюмы, и оружие, и прически, и головные уборы, и награды на груди у мужчин, и традиционная одежда или модная на тот период. Многие дарят из семейных архивов фотографии, уже и не зная, кто на них изображен. Поэтому фотографии с оборотной стороны принято было подписывать. А какие великолепные постановочные фотографии делали в фотоателье в XIX–XX веках! Мы тщетно пытались найти корни людей на одной старинной фотографии, и вдруг пришел посетитель, который сразу сказал, кто на ней изображен: он видел такую же у знакомого, проживающего в Бельгии. Оказалось, это были жители станицы Черноярской, по именам и фамилиям их назвал. В этом году искали фотографии Моздока времен Великой Отечественной. Сейчас стали востребованными фотографии советского периода: колхозная жизнь, культурная, школьная, строители, фабричные рабочие, праздничные демонстрации. Хранятся они у нас в альбомах или тематических папках. Мы переводим в цифровой формат наиболее интересные фотоэкспонаты, из такого архива легче делиться, например, с газетой.
Олег ДУЛАЕВ, студент:
– В «СО» часто публикуются статьи о наших ветеранах. Сопровождаются они фотографиями солдат. Кто помладше, кто постарше. Интересно вглядываться в лица людей той кровавой эпохи. Заметил, даже когда улыбаются, у всех – грустные лица, они немного напряжены.
А еще нравится рассматривать фотографии старого Владикавказа. Не только дореволюционные, но и советского периода. Это же целая история на фотобумаге! Сравниваешь места, какими они были ранее и какие сейчас…
Игорь БАЕВ, фотограф:
– Для меня фотография – это способ реализации внутреннего художника без длительной работы над навыком рисования. Казалось бы, щелчок затвора – и шедевр готов. Но быстрая фиксация картинки невозможна без умения предвидеть то (того), что реально получится в кадре.
Зачастую бывает, что пейзаж есть, а кадра – нет, такие нюансы возможно предугадать только со временем и с опытом. Естественно, что у профессионала всегда достойное качество съемки. Но все-таки по-настоящему значимых кадров не так уж много даже у великих мастеров. Зато удачный кадр бывает интересен через многие годы, вызывая эмоциональный отклик.
Юлия ВАСИЛЕНКО, фотограф:
– Для кого-то фотография – это снимок с самыми близкими людьми, бережно хранящийся в бумажнике, а для кого-то – мимолетное мгновение, запечатленное на камеру телефона и выложенное в соцсети. Для меня фотография давно стала больше, чем просто работой и сферой деятельности. Это настоящее искусство, запечатлевающее моменты времени, эмоции и воспоминания, которые уже никогда не повторятся.
Люблю создавать мостики между прошлым и настоящим с помощью снимков. Я люблю эмоции и жизнь в кадре, семейные съемки с детьми, свадебные. Душа радуется, глядя на то, как горят глаза людей от полученного результата. Об этом особенно хочется вспомнить сегодня – во Всемирный день фотографии.
Артур ЕГИЗАРОВ, инженер-связист:
– Мне интересно самому фотографировать, долго и тщательно обрабатывать понравившиеся фотографии, самому печатать альбомы А4 и на стену – А3+. Причем печать – это и выбор принтера, и СНПЧ, и чернила, и профилирование (купил для этого спектрофотометр). В результате получаю себестоимость отпечатка А4 не более 10 руб. при превосходном качестве (но это отдельный разговор). Альбомы делаю так: печать А4, ламинирование (купил ламинатор) тонкой (30 мкм) пленкой (тоже долго выбирал тип и производителя пленки, чтобы качество изображения улучшалось), затем прошиваю пластиковыми пружинками (купил перфоратор). Альбом можно хоть в ванной мыть, ничего ему не будет, а изображение, думаю, переживет меня и всех. Снимаю друзей и родственников, делаю альбомы и дарю.
Владимир БАЗИЕВ, пенсионер, ветеран труда:
– Мои фотографии – это мое прошлое. На них запечатлены лица близких мне людей, события, происходившие в моей жизни давно и не очень. Когда мне очень плохо, я достаю семейные альбомы с фотографиями и просматриваю их.
Вспоминаю тех, кого уже нет и никогда не будет, тех, кто сейчас далеко от меня…
Какими были молодыми наши родители, как интересно были одеты! Глядя на фотографии, невольно возвращаешься в прошлое. И кажется, что нет прожитых лет, и снова все живы и молоды. Посмотришь на фотографии, и словно груз с души спадает, как будто пообщался с родными, ненадолго окунувшись в свои детство и юность.
Александр ОСТАШКО, бывший фотокорреспондент ардонской районной газеты «Рухс» («Свет»):
– Для меня фотография – большая и неотъемлемая часть жизни. Занимаюсь ею с 1972 года. В детстве любил смотреть, как фотографирует, проявляет пленку, просушивает фотографии мой отец. Он почти не расставался с фотоаппаратом, по тем временам это была редкость, в Моздоке его все знали, приглашали снимать свадьбы, юбилеи и другие события. И я пошел по его стопам. В школе оформлял фотостенды, внештатно работал в районной газете «Ленинская правда», в армии уже через месяц после карантина стал полковым фотографом. Затем работал в моздокской газете штатно, а с 1979 года я – фотокорреспондент газеты «Путь к коммунизму». С той поры живу и работаю в Ардоне.
С 2006 года, с переходом на цифровую фотосъемку, стал осваивать новый для меня формат работы, много учился, в том числе у молодых коллег. Освоил и продолжаю дело, хотя давно уже не работаю в газете. Рад, что по-прежнему востребован как фотограф. Говорят, что мои фотографии с событий чем-то напоминают фоторепортажи, и людям это нравится, говорят, что снимки благодаря этому «оживают». Выходит, что для меня фотография – смысл жизни.
Аслан ПЛИЕВ, студент СОГУ:
– Для меня фото – это память в самом теплом смысле. Листаешь семейный альбом – вот я маленький, вот родители молоды, вот бабушка улыбается... Так здорово эти моменты сохранять! Сам люблю снимать семью, друзей, красивую природу. Не для выставок, а для себя, чтобы потом с теплом вспоминать. Это – как сохранить в сердце кусочек счастья…