НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

Второе рождение слушаний

В этом году исполняется 30 лет парламенту нашей республики. Да, ровно три десятка лет назад он получил это наименование. Но возник не на пустом месте и, по сути, продолжил традиции советского Верховного Совета. Начиная с 1917 года советский законодательный орган власти именовался Съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. И в центре, и в союзных и автономных республиках это была громоздкая трехзвенная система законодательной власти. Съезжались депутаты и избирали всероссийский центральный исполнительный комитет, и уже он из своего состава избирал президиум ВЦИКа.
И. Сталин, как это может показаться неправдоподобным его критикам, упорядочил работу законодательного органа власти, и по Конституции СССР 1936 года стала действовать двухзвенная система. Учреждался Верховный Совет, депутаты которого работали не на постоянной основе. Он избирался на 5 лет. 2 раза в год проводил заседания-сессии, а в перерывах между ними действовал Президиум Верховного Совета. Законодательный орган СССР в условиях советской власти носил во многом формальный характер, несмотря на лозунг: «Вся власть – советам!» Но положение стало меняться по мере ослабевавшей роли КПСС в период перестройки.

Последним председателем Верховного Совета нашей республики в советское время был ректор СОГУ им. К.Л. Хетагурова профессор А. Галазов. Он стал им в 1985 году и совмещал этот пост с должностью 1-го секретаря Обкома КПСС, на которую был избран 24 февраля 1990 года. В его бытностьПрезидентом РСО–А, 25 мая 1995 года, состоялось первое заседание нашего Парламента. Его первым председателем был избран В. Паринов, многолетний руководитель Моздокского района, его заместителями – В. Бзыков и Е. Дзансолов.

Именно в этом парламенте состоялось государственное становление Т. Агузарова, ставшего первым председателем комитета по законодательству. И именно этот комитет играл организующую роль и внедрял практику проведения парламентских слушаний.

После того как профессор Т. Тускаев возглавил наш парламент, эти чтения не только получили свое второе рождение, но и превратились в квалифицированный обмен мнениями и парламентариев, и общественности. Они стали научно-практическим диалогом власти и общества по обсуждавшимся вопросам. В этом я убедился лично 14 мая, когда наши парламентарии во многом предвосхитили многих своих коллег из регионов страны, вынеся на повестку дня чтений проблему развития системы высшего образования в Осетии – Алании.

Как было верно подмечено, кадры решают все. И это особо актуально сегодня, когда преобладающими становятся действия т.н. недружественных стран, которые, чего греха таить, переманивали и переманивают многих представителей нашей науки. Система высшего образования, по воле горе-руководителей «лихих 90-х» загнанная в непродуктивное ложе «Болонской образовательной системы», в кратчайшие сроки должна вернуться к отечественной, патриотически настроенной и наукоемкой форме организации учебного процесса в вузах страны. И эту задачу четко поставил Президент РФ В. Путин.

Ее решают все вузы Осетии – Алании, представившие на слушаниях доклады своих руководителей. Более того, перед их началом все могли ознакомиться со своеобразной фотовыставкой, где были представлены не только теоретические наработки и практические результаты научно-исследовательской деятельности, поскольку современные вузы становятся не только образовательными центрами. Продукция их научной деятельности должна внедряться в производство и, более того, стимулировать развитие наукоемких передовых технологий.

Именно об этом шла речь на парламентских чтениях, и спикер Т. Тускаев очень умело вел эту дискуссию, являясь ученым, прошедшим все ступени научного роста от ассистента до доктора экономических наук, профессора, ректора старейшего вуза на Северном Кавказе.

Мне вспомнилась история. В девяностые, когда почти во всех вузах создавались юридические факультеты, я был ученым секретарем совета ректоров вузов нашей республики. Хорошо помню заседания совета, когда встречались замечательные руководители наших вузов А. Магометов. Б. Басаев, К. Салбиев, З. Хадонов. Считаю, именно благодаря их усилиям удалось сохранить систему высшего образования. Припоминаю интересный диалог. Председатель совета вузов, ректор СОГУ им. К.Л. Хетагурова академик Ахурбек АлихановичМагометов полушутя обратился к ректору СОГМА Казбеку Дахцикоевичу Салбиеву: «Что ты до сих пор у себя юридический факультет не открываешь, вот уже и в ГГАУ, и в СКГМИ открыли»? На что Салбиев парировал: «У нас такой необходимости нет, врачи и учителя – главные специалисты, и на это никто не покушается, а что, у них есть юристы-специалисты для этого?» «Они моими специалистами пользуются», – улыбаясь, ответил А. Магометов, на что З. Хадонов заметил: «Да. Я им зарплату плачу намного больше, вот они и сотрудничают».

Сегодня ситуация совсем иная, и наши вузы конкретизируют свою научно-педагогическую деятельность. В этом плане очень содержательным стало выступление на слушаниях одного из патриархов советской научно-технической школы, организатора электронной промышленности, профессора С. Кулова. Сын легендарного 1-го секретаря Обкома КПСС нашей республики К. Кулова пошел по непроторенным тропам зарождавшейся тогда электронной промышленности, и результатом этой деятельности стали не только ученая степень и научная школа доктора технических наук, но и создание принципиально нового, известного своей продукцией более чем в 40 странах еще со времен Советского Союза предприятия «Баспик».

Он дал оценку как самим слушаниям, так и общей ситуации, сложившейся в системе науки и высшего образования страны и одного из ее 89 субъектов России – Северной Осетии.

Все выступавшие были едины во мнении, что будущее – за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента, а власть – и в центре, и на местах – способствовать этому.
Общество