Новая книга профессора Людвига Чибирова
«Аланы из истории постепенно превращаются в политику, и это чревато последствиями. Нехорошими. Аланы сегодня разъединяют Кавказ, становясь объектом спекуляций в руках различных маргиналов. Об этом только можно сожалеть», – эти мысли выдающийся политик и ученый Людвиг Чибиров высказал в статье «Аланы раздора», опубликованной в газете «Северная Осетия» в 2015 году.
В тот же период на заседании президиума ВНЦ РАН в докладе «Вопросы этногенеза осетин в призме лженауки» дает рецепт противодействия тенденции разъединения: «Историческое мифотворчество нельзя недооценивать, игнорировать. Оно околонаучно, деструктивно, а по социальным последствиям как проявление этнонационализма весьма опасно. Необходима консолидация исторических сил региона. В этой связи желательно было бы создать ассоциацию историков в пределах национальных республик, а затем федерального округа, которые бы способствовали консолидации народов регионов».
Объединяющая ассоциация не была создана, но это не помешало автору инициативы сделать конкретные действенные шаги в области «превращения» алан из предмета раздора в символ сплочения вокруг общего стремления к изучению своих истоков. Встать горой за истинную историю против ее искажателей, зачастую в «тогах» докторов и кандидатов наук, у действительно компетентных специалистов пока не получается. Но регулярно задаваемый в выступлениях и трудах резонный вопрос о метаморфозах с историей не остается без внимания трезво мыслящих современников: «Как можно так беспардонно отказываться от своих подлинных, достойных предков, ничем не скомпрометировавших себя в прошлом, и окрестить себя потомками другого народа, даже если частица его крови течет в твоих жилах?»
Автор книги «Вопросы этногенеза и истории осетин» Людвиг Чибиров не устает воздавать должное светлой памяти ученого и политика Солтанбека Таболова, чья деятельность оказалась поистине звездной для научного сообщества Осетии. Экспедиция «Дорогами алан», организованная выдающейся личностью, стала первым прорывом ученых Осетии на Запад с целью более глубокого изучения скифо-сармато-аланского наследия. Более чем действенный способ борьбы с лжеисториками, но здесь опять – конкретный вопрос от Людвига Чибирова: «Где последователи трагически погибшего патриота своей родины? Если он смог инициировать поход ученых в период начала разрушительных ельцинских реформ, что мешало налаживанию связей с ведущими мировыми профильными институтами в последующие годы?» Нет ничего невозможного и сегодня – молодое поколение алановедов можно и нужно взрастить именно в Алании…
А историко-культурные связи алан-осетин с угорскими, скандинавскими, абхазскими, дагестанскими народами? Здесь специалист по этногенезу осетин также последователен, убедителен при аргументированном отстаивании четкой позиции: связи эти многовековые и служат дальнейшему сближению потомков тех, кто вершил историю. И подходить к этой истории следует с позиций объективности, взяв за основу свидетельства признанных мастеров документирования «древности глубокой».
Неотъемлемой частью той самой древности является и Нартовский эпос, увы, тоже часто становящийся предметом неконструктивных дискуссий в огранке ничем не подкрепленных рассуждений о создании памятника фольклора тем или иным народом на Кавказе. И здесь опять – «подсказка» от автора Людвига Чибирова: «Любой серьезный ученый-осетиновед с узкой специальностью языковеда, фольклориста, этнографа, археолога, историка, антрополога никак не обойдет стороной вопрос о происхождении осетинского народа, столетиями будоражащий умы целых поколений исследователей своей сложностью и загадочностью. Так пусть все перечисленные профильные специалисты сообща поищут истоки в эпосе тоже». И – поискали, при непосредственном участии автора анализируемого сборника. Благодаря этому мы и имеем сегодня «Энциклопедию осетинской нартиады».
С появлением книги «Вопросы этногенеза и истории осетин» в научный оборот будет введен целый пласт интереснейших материалов, так как статьи, а тем более доклады, если и публиковались ранее, то в изданиях, выходивших малыми тиражами. Вместе с новыми поколениями ученых сборник избранных статей может стать настольным и для самого широкого круга читателей.
Настоящая наука, призвав докопаться до сути, объединяет вокруг Ее Величества Истории…
Объединяющая ассоциация не была создана, но это не помешало автору инициативы сделать конкретные действенные шаги в области «превращения» алан из предмета раздора в символ сплочения вокруг общего стремления к изучению своих истоков. Встать горой за истинную историю против ее искажателей, зачастую в «тогах» докторов и кандидатов наук, у действительно компетентных специалистов пока не получается. Но регулярно задаваемый в выступлениях и трудах резонный вопрос о метаморфозах с историей не остается без внимания трезво мыслящих современников: «Как можно так беспардонно отказываться от своих подлинных, достойных предков, ничем не скомпрометировавших себя в прошлом, и окрестить себя потомками другого народа, даже если частица его крови течет в твоих жилах?»
Автор книги «Вопросы этногенеза и истории осетин» Людвиг Чибиров не устает воздавать должное светлой памяти ученого и политика Солтанбека Таболова, чья деятельность оказалась поистине звездной для научного сообщества Осетии. Экспедиция «Дорогами алан», организованная выдающейся личностью, стала первым прорывом ученых Осетии на Запад с целью более глубокого изучения скифо-сармато-аланского наследия. Более чем действенный способ борьбы с лжеисториками, но здесь опять – конкретный вопрос от Людвига Чибирова: «Где последователи трагически погибшего патриота своей родины? Если он смог инициировать поход ученых в период начала разрушительных ельцинских реформ, что мешало налаживанию связей с ведущими мировыми профильными институтами в последующие годы?» Нет ничего невозможного и сегодня – молодое поколение алановедов можно и нужно взрастить именно в Алании…
А историко-культурные связи алан-осетин с угорскими, скандинавскими, абхазскими, дагестанскими народами? Здесь специалист по этногенезу осетин также последователен, убедителен при аргументированном отстаивании четкой позиции: связи эти многовековые и служат дальнейшему сближению потомков тех, кто вершил историю. И подходить к этой истории следует с позиций объективности, взяв за основу свидетельства признанных мастеров документирования «древности глубокой».
Неотъемлемой частью той самой древности является и Нартовский эпос, увы, тоже часто становящийся предметом неконструктивных дискуссий в огранке ничем не подкрепленных рассуждений о создании памятника фольклора тем или иным народом на Кавказе. И здесь опять – «подсказка» от автора Людвига Чибирова: «Любой серьезный ученый-осетиновед с узкой специальностью языковеда, фольклориста, этнографа, археолога, историка, антрополога никак не обойдет стороной вопрос о происхождении осетинского народа, столетиями будоражащий умы целых поколений исследователей своей сложностью и загадочностью. Так пусть все перечисленные профильные специалисты сообща поищут истоки в эпосе тоже». И – поискали, при непосредственном участии автора анализируемого сборника. Благодаря этому мы и имеем сегодня «Энциклопедию осетинской нартиады».
С появлением книги «Вопросы этногенеза и истории осетин» в научный оборот будет введен целый пласт интереснейших материалов, так как статьи, а тем более доклады, если и публиковались ранее, то в изданиях, выходивших малыми тиражами. Вместе с новыми поколениями ученых сборник избранных статей может стать настольным и для самого широкого круга читателей.
Настоящая наука, призвав докопаться до сути, объединяет вокруг Ее Величества Истории…