Как настоящий педагог главным своим достижением он считал успехи воспитанников
В истории образования Северной Осетии много знаковых фигур, каждая из которых заслуживает отдельного разговора. Василий Матвеевич БАЙТУГАНОВ, Михаил Заурбекович УРУЙМАГОВ, Илья Сергеевич ЦИДАЕВ, Борис Ефимович ГОЛЬДМАН, Владимир Михайлович ДЕГОЕВ, Александр Михайлович ИГОНИН, Виктор Захарович ГЕРШКОВИЧ… И среди них – Мюрат Константинович АБАЕВ. Почти все педагоги – мужчины, так или иначе узнавшие тяготы войны и прошедшие суровую жизненную школу.
Мюрат Абаев, мальчик из многодетной крестьянской семьи, окончил семь классов Ногирской средней школы как раз в канун 1941 года, а уже в октябре вместе с братом Черменом рыл окопы на подступах к селу Виноградному Моздокского района в составе группы мобилизованных на строительство оборонных рубежей крестьян. За короткий срок были построены доты, дзоты, противотанковые укрепления – мощный рубеж, сыгравший важную роль в отражении фашистского наступления и дальнейшего изгнания немецких оккупантов с территории Осетии.
Уже в 1943 году у подростка появилось еще одно боевое задание: Мюрат участвует в сплошном разминировании колхозных полей. И только в 1944 году с отличием оканчивает школу и поступает на физико-математический факультет Северо-Осетинского государственного пединститута.
Судьба Мюрата Константиновича на долгие годы стала связанной с математикой и организацией образования. Прежде чем стать заведующим Орджоникидзевским городским отделом образования, он работал 9 лет учителем средней школы в с. Коста-Хетагурове, затем – в разных школах г. Орджоникидзе, набирался опыта, оттачивал мастерство преподавания любимого предмета, становился известной и уважаемой фигурой в педагогическом сообществе.
И вот в 1963 году Абаев назначается на должность директора физико-математического интерната №2, организатором которого, собственно, он и был. Мюрат Константинович ввел в практику творческое сотрудничество с вузами: в специализированных классах, кроме всего прочего, трудились преподаватели из СОГУ. Это назначение стало знаковым и для Абаева, и для республиканского образования. Более 11 лет он возглавлял школу, превратив ее не просто в одну из лучших в городе и республике: по итогам каждого учебного года она награждалась переходящим Красным Знаменем Орджоникидзевского горкома КПСС и горсовета. А за этим Знаменем – победы на городских и республиканских олимпиадах по физике и математике, всероссийские олимпиады, в которых команда школы занимала несколько раз вторые места, а в 1969 году – первое место на Всесоюзной олимпиаде. О том, какие школы были в соперниках, остается только догадываться. Наличие «столичных» только подстегивало Абаева. Он верил в учеников и вселял эту уверенность в своих «провинциальных» математиков и физиков. Большая часть выпускников интерната выбирали математические, инженерные факультеты и местных, и столичных вузов.
Каждодневный кропотливый труд с индивидуальным подходом к каждому ученику, слаженная работа всего педагогического коллектива, требовательность к самому себе – вот отличительные качества работы Мюрата Константиновича Абаева.
И награды разных уровней учеников и всей школы как результат. Мюрат Константинович слыл жестким, но справедливым руководителем, его отличала позиция человека, который без остатка отдавался делу и требовал того же от других. И те, кто был рядом, с удовольствием шли за ним: у него был особенный дар зажигать людей.
Во времена директорства Абаева по школе ходили слухи, что даже ночью у него лежали на тумбочке у кровати карандаш и заветный блокнот, а когда в голове созревало нужное решение, поднимался и начинал лихорадочно записывать. Он горел на работе и работой, страстно желая сделать интернат образцовым.
Став в 1974 году заведующим Орджоникидзевским городским отделом образования, Абаев использовал в работе весь свой учительский и директорский опыт, собранный им в свою жизненную, профессиональную копилку за долгое время.
Как настоящий Учитель педагог Мюрат Константинович одним из главных своих достижений считал успехи учеников: 10 докторов наук, 23 кандидата наук и заслуженная слава Учителя учителей.
В 2023 году Республиканский физико-математический лицей, который на протяжении нескольких лет организовывает открытые физико-математические олимпиады школьников среди учащихся 4–8-х классов, продолжая традиции школы-интерната №2, ходатайствует о присвоении РФМЛИ имени М.К. Абаева.
Перечисляя в письме заслуженные Абаевым за 60 с лишним лет трудовой деятельности награды, директор лицея Ф.М. Магомедов делает акцент: все эти годы Мюрат Константинович посвятил образованию и воспитанию детей, привитию учащимся любви к математике, царице наук.
Любой ученик может и должен учиться. Взрослому нужно только понимать это и помогать взрослеющему человеку, к чему именно он склонен: не математикой единой. Но именно она для Мюрата Константиновича была вне конкуренции. Можно сказать, что работа в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи, проводимого в нашей республике на базе созданного в 2022 году центра «Вершина» при непосредственном участии С.И. Меняйло, – в определенном смысле продолжение традиций, заложенных такими педагогами, как М.К. Абаев. Особенно созвучна его деятельности работа «курчатовских классов», цель которых – «формирование у школьников целостного естественнонаучного видения устройства окружающего мира, стимулирование их интереса к познанию и научной деятельности, развитие научно-технического творчества». В бытность работы Абаева заведующим гороно было открыто несколько новых школ, в каждой из которых он делал акцент на создание математических классов. Вот вам и перекличка поколений педагогов, осознающих необходимость преподавания, углубленного изучения, в том числе, предметов естественно-математического цикла.
Радует и то, что проводятся тематические профильные смены «Коды Курчатова», в которых принимают участие более 100 ребят «курчатовских классов» из всех школ – участниц проекта «Курчатовский класс».
В истории с Абаевым радует взаимопонимание РФМЛИ и семьи Мюрата Константиновича.
25 октября этого года в лицее уже имени Мюрата Константиновича Абаева, в его 99-й год рождения, состоялась церемония награждения победителей и призеров IV математической олимпиады имени М.К. Абаева и «Первой математической» от «Школкова», прошедшей месяцем раньше по всей стране.
От имени фамилии Абаевых и по поручению семьивручение проводила автор этих строк – племянница Мюрата Константиновича.
Награды победителям также вручали заместитель министра образования РСО–А М.Х. Джанаев, директор РФМЛИ Ф.М. Магомедов. Оба – выпускники математической школы-интерната. Вот вам и преемственность поколений. Все присутствовавшие на мероприятии это отметили, как и то, что церемония прошла ярко и красочно, что немаловажно для детского учреждения.
Особо все участники церемонии подчеркнули информативную насыщенность мероприятия. А причина в том, что семья Мюрата Абаева бережно сохранила связанные с их выдающимся отцом и дедом документы. Но и это не все. По их же просьбе в Центре историко-политической документации Государственного архива новейшей истории РСО–А создан личный фонд М.К. Абаева, где теперь хранятся все документы. И это путь, который предлагают архивисты республики жителям Осетии: специалисты фонда помогут сформировать домашний архив для последующей сдачи его в государственный. Через личные фонды наших знаменитых, и не только, соотечественников мы можем расширить представления современников о том времени, которое довольно сухо отражено в документах государственных органов.
То, что в торжествах участвовали представители руководства республики, г. Владикавказа, сын Мюрата Константиновича – доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор Зоинбек Абаев, представители фамилии Абаевых, а также директора школ, педагоги и учащиеся, стало наглядным примером правильного отношения к памяти «Учителя учителей» со стороны власти и фамилии.
Уже в 1943 году у подростка появилось еще одно боевое задание: Мюрат участвует в сплошном разминировании колхозных полей. И только в 1944 году с отличием оканчивает школу и поступает на физико-математический факультет Северо-Осетинского государственного пединститута.
Судьба Мюрата Константиновича на долгие годы стала связанной с математикой и организацией образования. Прежде чем стать заведующим Орджоникидзевским городским отделом образования, он работал 9 лет учителем средней школы в с. Коста-Хетагурове, затем – в разных школах г. Орджоникидзе, набирался опыта, оттачивал мастерство преподавания любимого предмета, становился известной и уважаемой фигурой в педагогическом сообществе.
И вот в 1963 году Абаев назначается на должность директора физико-математического интерната №2, организатором которого, собственно, он и был. Мюрат Константинович ввел в практику творческое сотрудничество с вузами: в специализированных классах, кроме всего прочего, трудились преподаватели из СОГУ. Это назначение стало знаковым и для Абаева, и для республиканского образования. Более 11 лет он возглавлял школу, превратив ее не просто в одну из лучших в городе и республике: по итогам каждого учебного года она награждалась переходящим Красным Знаменем Орджоникидзевского горкома КПСС и горсовета. А за этим Знаменем – победы на городских и республиканских олимпиадах по физике и математике, всероссийские олимпиады, в которых команда школы занимала несколько раз вторые места, а в 1969 году – первое место на Всесоюзной олимпиаде. О том, какие школы были в соперниках, остается только догадываться. Наличие «столичных» только подстегивало Абаева. Он верил в учеников и вселял эту уверенность в своих «провинциальных» математиков и физиков. Большая часть выпускников интерната выбирали математические, инженерные факультеты и местных, и столичных вузов.
Каждодневный кропотливый труд с индивидуальным подходом к каждому ученику, слаженная работа всего педагогического коллектива, требовательность к самому себе – вот отличительные качества работы Мюрата Константиновича Абаева.
И награды разных уровней учеников и всей школы как результат. Мюрат Константинович слыл жестким, но справедливым руководителем, его отличала позиция человека, который без остатка отдавался делу и требовал того же от других. И те, кто был рядом, с удовольствием шли за ним: у него был особенный дар зажигать людей.
Во времена директорства Абаева по школе ходили слухи, что даже ночью у него лежали на тумбочке у кровати карандаш и заветный блокнот, а когда в голове созревало нужное решение, поднимался и начинал лихорадочно записывать. Он горел на работе и работой, страстно желая сделать интернат образцовым.
Став в 1974 году заведующим Орджоникидзевским городским отделом образования, Абаев использовал в работе весь свой учительский и директорский опыт, собранный им в свою жизненную, профессиональную копилку за долгое время.
Как настоящий Учитель педагог Мюрат Константинович одним из главных своих достижений считал успехи учеников: 10 докторов наук, 23 кандидата наук и заслуженная слава Учителя учителей.
В 2023 году Республиканский физико-математический лицей, который на протяжении нескольких лет организовывает открытые физико-математические олимпиады школьников среди учащихся 4–8-х классов, продолжая традиции школы-интерната №2, ходатайствует о присвоении РФМЛИ имени М.К. Абаева.
Перечисляя в письме заслуженные Абаевым за 60 с лишним лет трудовой деятельности награды, директор лицея Ф.М. Магомедов делает акцент: все эти годы Мюрат Константинович посвятил образованию и воспитанию детей, привитию учащимся любви к математике, царице наук.
Любой ученик может и должен учиться. Взрослому нужно только понимать это и помогать взрослеющему человеку, к чему именно он склонен: не математикой единой. Но именно она для Мюрата Константиновича была вне конкуренции. Можно сказать, что работа в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи, проводимого в нашей республике на базе созданного в 2022 году центра «Вершина» при непосредственном участии С.И. Меняйло, – в определенном смысле продолжение традиций, заложенных такими педагогами, как М.К. Абаев. Особенно созвучна его деятельности работа «курчатовских классов», цель которых – «формирование у школьников целостного естественнонаучного видения устройства окружающего мира, стимулирование их интереса к познанию и научной деятельности, развитие научно-технического творчества». В бытность работы Абаева заведующим гороно было открыто несколько новых школ, в каждой из которых он делал акцент на создание математических классов. Вот вам и перекличка поколений педагогов, осознающих необходимость преподавания, углубленного изучения, в том числе, предметов естественно-математического цикла.
Радует и то, что проводятся тематические профильные смены «Коды Курчатова», в которых принимают участие более 100 ребят «курчатовских классов» из всех школ – участниц проекта «Курчатовский класс».
В истории с Абаевым радует взаимопонимание РФМЛИ и семьи Мюрата Константиновича.
25 октября этого года в лицее уже имени Мюрата Константиновича Абаева, в его 99-й год рождения, состоялась церемония награждения победителей и призеров IV математической олимпиады имени М.К. Абаева и «Первой математической» от «Школкова», прошедшей месяцем раньше по всей стране.
От имени фамилии Абаевых и по поручению семьивручение проводила автор этих строк – племянница Мюрата Константиновича.
Награды победителям также вручали заместитель министра образования РСО–А М.Х. Джанаев, директор РФМЛИ Ф.М. Магомедов. Оба – выпускники математической школы-интерната. Вот вам и преемственность поколений. Все присутствовавшие на мероприятии это отметили, как и то, что церемония прошла ярко и красочно, что немаловажно для детского учреждения.
Особо все участники церемонии подчеркнули информативную насыщенность мероприятия. А причина в том, что семья Мюрата Абаева бережно сохранила связанные с их выдающимся отцом и дедом документы. Но и это не все. По их же просьбе в Центре историко-политической документации Государственного архива новейшей истории РСО–А создан личный фонд М.К. Абаева, где теперь хранятся все документы. И это путь, который предлагают архивисты республики жителям Осетии: специалисты фонда помогут сформировать домашний архив для последующей сдачи его в государственный. Через личные фонды наших знаменитых, и не только, соотечественников мы можем расширить представления современников о том времени, которое довольно сухо отражено в документах государственных органов.
То, что в торжествах участвовали представители руководства республики, г. Владикавказа, сын Мюрата Константиновича – доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор Зоинбек Абаев, представители фамилии Абаевых, а также директора школ, педагоги и учащиеся, стало наглядным примером правильного отношения к памяти «Учителя учителей» со стороны власти и фамилии.