Завтра – Международный день борьбы с коррупцией
О состоянии законности и организации прокурорского надзора в день Международного дня противодействия коррупции рассказал прокурор республики Олег АПАНАСЕВИЧ.
– Олег Олегович, какие приоритеты вы ставите в одной из ключевых задач в работе прокуратуры – борьбе с коррупцией?
– Объем вопросов в коррупционной сфере достаточно большой: исполнение законодательства о государственной и муниципальной службе, соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, в сфере бюджетных правоотношений, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также реализация органами государственной власти и местного самоуправления своих полномочий по нормативному регулированию вопросов противодействия коррупции, при проведении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, завышения расходов над доходами, конфликта интересов, применения института утраты доверия.
В числе приоритетов – недопущение коррупционных проявлений в освоении бюджетных средств, выделяемых для реализации целевых и инвестиционных программ, национальных и федеральных проектов, а также предназначенных для поддержки населения и стабилизации экономики, применение института утраты доверия.
К сожалению, коррупция выявляется на всех уровнях: государственной власти, органах местного самоуправления, в деятельности контролирующих и правоохранительных органов.
Только по итогам 11 месяцев текущего года нами выявлено 2096 нарушений закона в этой сфере, в связи с чем внесено 582 представления с требованием об их устранении. По результатам рассмотрения которых 914 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 77– к административной. Опротестовано 337 незаконных правовых актов, в суд направлено 64 исковых заявления, возбуждено 13 уголовных дел.
– Какие сферы наиболее подвержены коррупции?
– Таковыми являются сферы бюджетных правоотношений, закупок, распоряжения государственной и муниципальной собственностью и др. Характерные нарушения – принятие нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, неправомерное использование бюджетных средств различных уровней, государственного и муниципального имущества.
Распространенный характер носят факты предоставления государственными и муниципальными служащими недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом, остается малоэффективной деятельность кадровых подразделений и комиссий органов государственной власти по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
В результате проведенных проверок выявлены нарушения, допущенные 1 176 должностными лицами, из которых 535 – федеральные государственные служащие, 37 – государственные гражданские служащие; 405 – муниципальные служащие; 206 – руководители муниципальных бюджетных учреждений. С целью устранения выявленных нарушений внесено 133 представления, по результатам рассмотрения на 510 должностных лиц наложены взыскания за совершение коррупционных правонарушений. Кроме того, 3 должностных лица уволены по утрате доверия в связи с непредставлением сведений о доходах.
– Расскажите о результатах проверок соблюдения чиновниками антикоррупционных ограничений и запретов.
– К сожалению, запреты нарушают, такие факты прокурорами выявляются и пресекаются.
Приведу пример неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. В ходе проведенных надзорных мероприятий выявлен факт непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой одного из сельских поселений республики (Моздокский район), трудоустроившего в прямое подчинение своего близкого родственника. По итогам проверки главой республики в Собрание представителей сельского поселения направлено заявление о досрочном прекращении полномочий данного лица.
Кроме того, выявлены факты непринятия мер по урегулированию конфликта интересов руководителями пяти бюджетных учреждений, также трудоустроивших в свое прямое подчинение близких родственников. Мерами прокурорского реагирования указанные нарушения устранены, работники уволены.
Негативным примером стал выявленный нами факт непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должностными лицами ГУ МЧС России по РСО–А, состоящими в гражданском браке. Должностное лицо указанного ведомства не приняло мер по уведомлению работодателя о наличии личной заинтересованности при проведении служебной проверки в отношении своей гражданской супруги, вносившей заведомо недостоверные сведения в табели учета об отработанном ею рабочем времени.
В связи с допущенными нарушениями антикоррупционных запретов руководителю ведомства внесено представление с требованием об увольнении должностных лиц в связи с утратой доверия.
На основании материалов прокурорской проверки в отношении должностного лица возбуждено и расследуется уголовное дело ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
– Вы упомянули об уголовном деле. Есть ли еще примеры о возбужденных уголовных делах на основании материалов прокурорских проверок?
– Безусловно. В текущем году, по результатам реализованных нами надзорных мероприятий в сфере соблюдения требований земельного законодательства возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении бывшего и действующего глав двух администраций сельских поселений Ирафского района, а также и.о. главы администрации Дигорского района республики, преступными действиями которых незаконно отчуждены принадлежащие муниципалитетам земельные участки. Мы осуществляем надзор за ходом их расследования.
– Как складывается практика изъятия незаконно нажитого имущества в нашей республике? Поделитесь, пожалуйста, примерами такой работы.
– Результатом нашей принципиальной позиции стало принятие мер по обращению в доход Российской Федерации имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы.
В текущем году удовлетворены исковые требования прокурора об обращении в доход государства имущества, обнаруженного при осуществлении оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности, в отношении которого не были представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации доказательства его приобретения на законные доходы. Речь идет об имуществе, стоимостью более 20 млн рублей, зарегистрированном на близкого родственника бывшего заместителя руководителя УФНС России по РСО–А, в отношении которой следственным органом возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в особо крупном размере).
Также в текущем году в суд направлено 3 исковых заявления об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы лицами, ранее замещавшими государственные должности. Речь идет об имуществе стоимостью более 50 млн рублей, которое приобреталось в период замещения ими государственных должностей и оформленное с целью сокрытия факта приобретения на родственников.
Помимо контроля за расходами, аналогичный механизм работает и в отношении денежных средств, поступивших на счета действующих служащих и членов их семей – супругов и несовершеннолетних детей. Вопросы возникают в том случае, когда объем этих средств превышает совокупный семейный доход за последних три года, при этом отсутствуют доказательства законности их получения.
К примеру, в текущем году на основании материалов, поступивших от Главы РСО–А прокуратурой республики проведена проверка законности поступления денежных средств в сумме свыше 30 млн рублей на банковские счета депутата одного из сельских поселений республики. В ходе проверки законность их поступления депутатом не подтверждена, в связи с чем прокуратура республики направила в суд исковое заявление с требованием об обращении незаконно полученных денежных средств в доход Российской Федерации и о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия.
Работа на данном направлении нами будет продолжена. При этом следует отметить, что для коррупционеров нет сроков давности. Данная окончательная позиция закреплена Конституционным судом Российской Федерации.
– Относится ли это к административным правонарушениям коррупционной направленности?
– Нет, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции срок давности составляет 6 лет со дня совершения административного правонарушения.
Хочу отметить, что возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.28 КоАПа РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и 19.29 КоАПа РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего) относится к исключительной компетенции прокурора.
– В фокусе внимания прокуроров находятся и госслужащие, которые после завершения службы трудоустраиваются в коммерческие организации…
– Антикоррупционным законом предусмотрены ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности, за несоблюдение которых установлена административная ответственность по ст. 19.29 КоАПа РФ.
Статьей 19.29 КоАПа РФ предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. Обязанность подлежит исполнению в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы.
Практика прокурорского надзора показывает, что совершение данного правонарушения, как правило, связано с незнанием действующего законодательства.
Соблюдение вышеназванных несложных требований законодательства служит целям предотвращения коррупционных проявлений.
На основании направленных в суды прокуратурой республики административных материалов к административной ответственности по ст. 19.28 КоАПа РФ в связи с незаконной передачей вознаграждения должностным лицам налогового органа привлечено 5 юридических лиц. Общая сумма назначенных административных штрафов составила 2,5 млн рублей.
Привлечению по данной статье подлежит только юридическое лицо. Минимальный штраф, предусмотренный санкцией статьи, достаточно велик – 1 млн рублей.
Ответственность по данной статье наступает за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в его интересах действия либо бездействия, связанного с занимаемым ими служебным положением.
Следует отметить, что юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
– Какие еще способы противодействия коррупции вы используете?
– Большое значение мы уделяем действиям на упреждение, используя средства так называемой правовой пропаганды – антикоррупционного просвещения. Проведение лекций, бесед, распространение социальной рекламы, выступление в СМИ направлено на изменение сознания людей, формирование в обществе нетерпимости к любым коррупционным проявлениям.
В заключение хочу сказать, что борьба с коррупцией, несомненно, является той задачей, успешного выполнения которой ждут от нашей системы граждане. Работа в данном направлении нами будет продолжена.
– Объем вопросов в коррупционной сфере достаточно большой: исполнение законодательства о государственной и муниципальной службе, соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, в сфере бюджетных правоотношений, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также реализация органами государственной власти и местного самоуправления своих полномочий по нормативному регулированию вопросов противодействия коррупции, при проведении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, завышения расходов над доходами, конфликта интересов, применения института утраты доверия.
В числе приоритетов – недопущение коррупционных проявлений в освоении бюджетных средств, выделяемых для реализации целевых и инвестиционных программ, национальных и федеральных проектов, а также предназначенных для поддержки населения и стабилизации экономики, применение института утраты доверия.
К сожалению, коррупция выявляется на всех уровнях: государственной власти, органах местного самоуправления, в деятельности контролирующих и правоохранительных органов.
Только по итогам 11 месяцев текущего года нами выявлено 2096 нарушений закона в этой сфере, в связи с чем внесено 582 представления с требованием об их устранении. По результатам рассмотрения которых 914 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 77– к административной. Опротестовано 337 незаконных правовых актов, в суд направлено 64 исковых заявления, возбуждено 13 уголовных дел.
– Какие сферы наиболее подвержены коррупции?
– Таковыми являются сферы бюджетных правоотношений, закупок, распоряжения государственной и муниципальной собственностью и др. Характерные нарушения – принятие нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, неправомерное использование бюджетных средств различных уровней, государственного и муниципального имущества.
Распространенный характер носят факты предоставления государственными и муниципальными служащими недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом, остается малоэффективной деятельность кадровых подразделений и комиссий органов государственной власти по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
В результате проведенных проверок выявлены нарушения, допущенные 1 176 должностными лицами, из которых 535 – федеральные государственные служащие, 37 – государственные гражданские служащие; 405 – муниципальные служащие; 206 – руководители муниципальных бюджетных учреждений. С целью устранения выявленных нарушений внесено 133 представления, по результатам рассмотрения на 510 должностных лиц наложены взыскания за совершение коррупционных правонарушений. Кроме того, 3 должностных лица уволены по утрате доверия в связи с непредставлением сведений о доходах.
– Расскажите о результатах проверок соблюдения чиновниками антикоррупционных ограничений и запретов.
– К сожалению, запреты нарушают, такие факты прокурорами выявляются и пресекаются.
Приведу пример неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. В ходе проведенных надзорных мероприятий выявлен факт непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой одного из сельских поселений республики (Моздокский район), трудоустроившего в прямое подчинение своего близкого родственника. По итогам проверки главой республики в Собрание представителей сельского поселения направлено заявление о досрочном прекращении полномочий данного лица.
Кроме того, выявлены факты непринятия мер по урегулированию конфликта интересов руководителями пяти бюджетных учреждений, также трудоустроивших в свое прямое подчинение близких родственников. Мерами прокурорского реагирования указанные нарушения устранены, работники уволены.
Негативным примером стал выявленный нами факт непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должностными лицами ГУ МЧС России по РСО–А, состоящими в гражданском браке. Должностное лицо указанного ведомства не приняло мер по уведомлению работодателя о наличии личной заинтересованности при проведении служебной проверки в отношении своей гражданской супруги, вносившей заведомо недостоверные сведения в табели учета об отработанном ею рабочем времени.
В связи с допущенными нарушениями антикоррупционных запретов руководителю ведомства внесено представление с требованием об увольнении должностных лиц в связи с утратой доверия.
На основании материалов прокурорской проверки в отношении должностного лица возбуждено и расследуется уголовное дело ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
– Вы упомянули об уголовном деле. Есть ли еще примеры о возбужденных уголовных делах на основании материалов прокурорских проверок?
– Безусловно. В текущем году, по результатам реализованных нами надзорных мероприятий в сфере соблюдения требований земельного законодательства возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении бывшего и действующего глав двух администраций сельских поселений Ирафского района, а также и.о. главы администрации Дигорского района республики, преступными действиями которых незаконно отчуждены принадлежащие муниципалитетам земельные участки. Мы осуществляем надзор за ходом их расследования.
– Как складывается практика изъятия незаконно нажитого имущества в нашей республике? Поделитесь, пожалуйста, примерами такой работы.
– Результатом нашей принципиальной позиции стало принятие мер по обращению в доход Российской Федерации имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы.
В текущем году удовлетворены исковые требования прокурора об обращении в доход государства имущества, обнаруженного при осуществлении оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности, в отношении которого не были представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации доказательства его приобретения на законные доходы. Речь идет об имуществе, стоимостью более 20 млн рублей, зарегистрированном на близкого родственника бывшего заместителя руководителя УФНС России по РСО–А, в отношении которой следственным органом возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в особо крупном размере).
Также в текущем году в суд направлено 3 исковых заявления об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы лицами, ранее замещавшими государственные должности. Речь идет об имуществе стоимостью более 50 млн рублей, которое приобреталось в период замещения ими государственных должностей и оформленное с целью сокрытия факта приобретения на родственников.
Помимо контроля за расходами, аналогичный механизм работает и в отношении денежных средств, поступивших на счета действующих служащих и членов их семей – супругов и несовершеннолетних детей. Вопросы возникают в том случае, когда объем этих средств превышает совокупный семейный доход за последних три года, при этом отсутствуют доказательства законности их получения.
К примеру, в текущем году на основании материалов, поступивших от Главы РСО–А прокуратурой республики проведена проверка законности поступления денежных средств в сумме свыше 30 млн рублей на банковские счета депутата одного из сельских поселений республики. В ходе проверки законность их поступления депутатом не подтверждена, в связи с чем прокуратура республики направила в суд исковое заявление с требованием об обращении незаконно полученных денежных средств в доход Российской Федерации и о досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия.
Работа на данном направлении нами будет продолжена. При этом следует отметить, что для коррупционеров нет сроков давности. Данная окончательная позиция закреплена Конституционным судом Российской Федерации.
– Относится ли это к административным правонарушениям коррупционной направленности?
– Нет, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции срок давности составляет 6 лет со дня совершения административного правонарушения.
Хочу отметить, что возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.28 КоАПа РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и 19.29 КоАПа РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего) относится к исключительной компетенции прокурора.
– В фокусе внимания прокуроров находятся и госслужащие, которые после завершения службы трудоустраиваются в коммерческие организации…
– Антикоррупционным законом предусмотрены ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности, за несоблюдение которых установлена административная ответственность по ст. 19.29 КоАПа РФ.
Статьей 19.29 КоАПа РФ предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. Обязанность подлежит исполнению в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы.
Практика прокурорского надзора показывает, что совершение данного правонарушения, как правило, связано с незнанием действующего законодательства.
Соблюдение вышеназванных несложных требований законодательства служит целям предотвращения коррупционных проявлений.
На основании направленных в суды прокуратурой республики административных материалов к административной ответственности по ст. 19.28 КоАПа РФ в связи с незаконной передачей вознаграждения должностным лицам налогового органа привлечено 5 юридических лиц. Общая сумма назначенных административных штрафов составила 2,5 млн рублей.
Привлечению по данной статье подлежит только юридическое лицо. Минимальный штраф, предусмотренный санкцией статьи, достаточно велик – 1 млн рублей.
Ответственность по данной статье наступает за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в его интересах действия либо бездействия, связанного с занимаемым ими служебным положением.
Следует отметить, что юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
– Какие еще способы противодействия коррупции вы используете?
– Большое значение мы уделяем действиям на упреждение, используя средства так называемой правовой пропаганды – антикоррупционного просвещения. Проведение лекций, бесед, распространение социальной рекламы, выступление в СМИ направлено на изменение сознания людей, формирование в обществе нетерпимости к любым коррупционным проявлениям.
В заключение хочу сказать, что борьба с коррупцией, несомненно, является той задачей, успешного выполнения которой ждут от нашей системы граждане. Работа в данном направлении нами будет продолжена.