Селению Быдыры Дæргъæвс (Средний Урух) исполнилось 145 лет
С конца XVIII века началось массовое переселение осетин с гор на равнину.
Долгое время история этого великого переселения была подобна мозаике с утерянными фрагментами. Она сохранялась в семейных преданиях, легендах и разрозненных архивных записях. Систематизировать эти знания, превратив их в целостную историческую картину, взялся исследователь Б.П. Берозов в своей фундаментальной работе «Переселение осетин с гор на плоскость (XVIII–XX вв.)». Его труд стал ключом к пониманию не только демографических, но и глубоких социальных и культурных трансформаций, которые пережил осетинский этнос на пути к своей современной форме.
Путь осетин к равнине был долгим и неоднозначным. Ученые выделяют несколько крупных миграционных волн, каждая из которых запечатлела в памяти народа трагические страницы его истории.
Гуннское нашествие (конец IV века). Первый мощный удар, оттеснивший предков осетин – алан – из степей Предкавказья в горные ущелья Центрального Кавказа.
Монголо-татарское нашествие (середина XIII века). Новая катастрофа, вызвавшая массовый исход населения, особенно из Западной Алании. Горные общества стали убежищем и новой колыбелью для сохранившегося населения.
Походы Тимура (конец XIV века). Опустошительные набеги окончательно подорвали силы Алании, сократили ее территорию и усилили изоляцию горских обществ.
В результате этих потрясений к XVIII веку осетины оказались «заперты» в высокогорных ущельях, разделенные на отдельные общества – Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское. Жизнь в суровых условиях способствовала сохранению уникальной культуры, но одновременно – и племенной обособленности, что сдерживало этническую консолидацию.
Качественно новый этап начался после присоединения Осетии к Российской империи в 1774 году. Этот акт не только обеспечил безопасность от внешних угроз, но и открыл перед горцами равнинные земли. Началась четвертая, самая масштабная, волна заселения территории современной Северной Осетии. Она носила двусторонний характер: навстречу друг другу двигались осетины, спускавшиеся с гор, и русские, украинцы и другие народы, переселявшиеся с севера на Осетинскую наклонную равнину. Этот встречный поток стал основой будущей многонациональной республики. К середине 1820-х годов в равнинной части уже проживало около 45% всего населения Осетии. Перепись 1897 года зафиксировала радикальный перелом: на равнине жило уже 79,8% населения в современных границах республики, а в горах – лишь 20,2%.
Этот массовый исход не был хаотичным. Он представлял собой сложный, часто поэтапный, процесс, который Берозов и смог проследить пофамильно и поселенчески. Ярчайшим примером, идеальной моделью для понимания всего этого глобального процесса стала история, детально восстановленная исследователями, – история села Средний Урух, или Быдыры Даргъавс, которое в этом году отмечает свой 145-летний юбилей.
Горный Даргавс, чьи башни веками стерегли горную котловину, стал отправной точкой для многих переселенческих семей. Его история – это готовый сценарий для эпоса о стойкости и предприимчивости. Как и многие их сородичи, жители Даргавского ущелья долгие годы бились о стену бюрократии, обивая пороги начальства Терской области с просьбами о разрешении на переселение. Получая отказы, они проявили ту самую волю к жизни, которая двигала всем народом, и пошли другим путем.
В 1879 году доверенные лица во главе с Темиром (Темыром) Тегоевичем Фидаровым – ветераном Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., кавалером двух Георгиевских крестов, всадником осетинского конного дивизиона – купили на общие средства 612 десятин земли у кабардинских князей Анзоровых на левом берегу реки Урух. Цена была высока – 25 рублей за десятину, но цена свободы и будущего оказалась выше.
В августе 1880 года 45 дворов спустились на купленную, дикую и покрытую вековой дубравой землю. В числе первых переселенцев были представители фамилий, чьи потомки прославят село: Фидаровы, Токаевы, Мамсуровы, Тменовы, Цириховы, Дзуцевы, Блиевы, Джибиловы, Алборовы, Цахиловы, Хабаевы, Сугаровы, Кантемировы, Байматовы, Рамоновы, Дреевы, Дзарасовы, Кодзаевы, Бадтиевы, Бердиевы, Кудаковы, Сасиевы. Новое поселение они символично назвали «Быдыры Дæргъæвс» – «Равнинный Даргавс», что красноречиво говорило о связи с исторической родиной. Позже оно было административно переименовано в Средний Урух, но в памяти людей навсегда осталось прямым продолжением родового гнезда.
Корчевание леса, распашка целины, строительство первых плетеных турлучных домов – каждый день был битвой за существование, которую они выиграли. Село росло не по дням, а по часам: если в 1880 году было 45 дворов, то к 1910-му – уже 380, а к 1940-му – около 450. Появлялись мельницы, магазины, кирпично-черепичное производство – община крепла и богатела.
Но основать село – полдела. Нужно было заложить в его фундамент не только дома, но и основы будущего. И здесь ключевую роль сыграла личность Темыра Фидарова. Избранный старостой, он понимал, что процветание общины немыслимо без просвещения. Его историческая заслуга перед селом – создание первой школы.
Уже в 1893 году, спустя всего 13 лет после основания, в Среднем Урухе открылась церковноприходская начальная школа. Темыр Фидаров стал ее первым и единственным попечителем. Это была не просто почетная должность. В условиях, когда школа не была казенной, именно попечитель нес тяжелейшую финансовую нагрузку, включая часть заработной платы учителей. Фидаров, не колеблясь, тратил на это и свое жалованье, и личные средства. Учительницу Сызгъар Баграеву ежедневно привозили за 30 км из Христиановского (Дигоры), так как, по обычаю, незамужняя женщина не могла ночевать в чужом доме. «Пусть дети учатся, даже если мне придется платить за каждый километр», – говорил он. Так в самом сердце новорожденного села была зажжена искра знаний.
Искра эта разгорелась в яркое пламя, осветившее путь целым поколениям. История Среднего Уруха – это блестящее подтверждение истины: главное богатство – люди. Небольшое село совершило невероятное, дав республике и стране целую плеяду выдающихся личностей, чьи имена – гордость не только Уруха, но и всей Осетии. Даже беглая попытка перечислить наиболее известных уроженцев села упирается в жесткие рамки газетной полосы. Но сам факт того, что список этот столь обширен, красноречивее любых слов говорит о вкладе Среднего Уруха в судьбу Осетии. Среди них: Марк Блиев – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, известный кавказовед; Максим Блиев – заместитель председателя СНК, министр, председатель потребкооперации республики; Дзандар Кантемиров – доктор философских наук, профессор, работал в аппарате ЦК КП Казахской ССР; Асланбек Бадтиев – возглавлял прокуратуру, более десяти лет был председателем Верховного суда РСО–А; Шмел Мукагов – первый секретарь Ирафского райкома КПСС, партизан; Виктор Бадтиев – второй секретарь Ирафского райкома, директор фонда МТС минкульта; Дабе Мамсуров – основоположник осетинской советской прозы, писатель, драматург; Петр Цирихов – советский писатель, драматург; Альберт Фидаров – заслуженный артист РСО–А, актер Осетинского театра им. В. Тхапсаева; Георгий Фидаров – первый профессиональный журналист Осетии, главный редактор газеты «Рæстдзинад» («Правда»); Георгий Фидаров – работник аппарата Брестского обкома, директор Барановичского военного завода, партизан; Болат Фидаров – многолетний руководитель Гостелерадио и телерадиокомпании РСО–А, главный редактор газеты «Растдзинад»;
Сергей Бадтиев – возглавлял Октябрьский консервный завод; Ахсарбек Фидаров – генеральный директор агрофирмы «Монолит» и строительной организации, депутат Парламента РСО–А.
Эта блестящая плеяда – прямое следствие того выбора, который сделали предки, спускаясь с гор, и той заботы о просвещении, которую проявил Темыр Фидаров. А 170 сыновей села, ушедших на поля Великой Отечественной, 137 из которых не вернулись – вечное свидетельство гражданской жертвенности и любви к Родине.
Сегодня, отмечая 145-летний юбилей, отметим, что Быдыры Дæргъæвс (Средний Урух) – это не просто точка на карте. Это живой памятник мужеству первопоселенцев, мудрости основателя-просветителя и трудолюбию многих поколений.
Путь осетин к равнине был долгим и неоднозначным. Ученые выделяют несколько крупных миграционных волн, каждая из которых запечатлела в памяти народа трагические страницы его истории.
Гуннское нашествие (конец IV века). Первый мощный удар, оттеснивший предков осетин – алан – из степей Предкавказья в горные ущелья Центрального Кавказа.
Монголо-татарское нашествие (середина XIII века). Новая катастрофа, вызвавшая массовый исход населения, особенно из Западной Алании. Горные общества стали убежищем и новой колыбелью для сохранившегося населения.
Походы Тимура (конец XIV века). Опустошительные набеги окончательно подорвали силы Алании, сократили ее территорию и усилили изоляцию горских обществ.
В результате этих потрясений к XVIII веку осетины оказались «заперты» в высокогорных ущельях, разделенные на отдельные общества – Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское. Жизнь в суровых условиях способствовала сохранению уникальной культуры, но одновременно – и племенной обособленности, что сдерживало этническую консолидацию.
Качественно новый этап начался после присоединения Осетии к Российской империи в 1774 году. Этот акт не только обеспечил безопасность от внешних угроз, но и открыл перед горцами равнинные земли. Началась четвертая, самая масштабная, волна заселения территории современной Северной Осетии. Она носила двусторонний характер: навстречу друг другу двигались осетины, спускавшиеся с гор, и русские, украинцы и другие народы, переселявшиеся с севера на Осетинскую наклонную равнину. Этот встречный поток стал основой будущей многонациональной республики. К середине 1820-х годов в равнинной части уже проживало около 45% всего населения Осетии. Перепись 1897 года зафиксировала радикальный перелом: на равнине жило уже 79,8% населения в современных границах республики, а в горах – лишь 20,2%.
Этот массовый исход не был хаотичным. Он представлял собой сложный, часто поэтапный, процесс, который Берозов и смог проследить пофамильно и поселенчески. Ярчайшим примером, идеальной моделью для понимания всего этого глобального процесса стала история, детально восстановленная исследователями, – история села Средний Урух, или Быдыры Даргъавс, которое в этом году отмечает свой 145-летний юбилей.
Горный Даргавс, чьи башни веками стерегли горную котловину, стал отправной точкой для многих переселенческих семей. Его история – это готовый сценарий для эпоса о стойкости и предприимчивости. Как и многие их сородичи, жители Даргавского ущелья долгие годы бились о стену бюрократии, обивая пороги начальства Терской области с просьбами о разрешении на переселение. Получая отказы, они проявили ту самую волю к жизни, которая двигала всем народом, и пошли другим путем.
В 1879 году доверенные лица во главе с Темиром (Темыром) Тегоевичем Фидаровым – ветераном Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., кавалером двух Георгиевских крестов, всадником осетинского конного дивизиона – купили на общие средства 612 десятин земли у кабардинских князей Анзоровых на левом берегу реки Урух. Цена была высока – 25 рублей за десятину, но цена свободы и будущего оказалась выше.
В августе 1880 года 45 дворов спустились на купленную, дикую и покрытую вековой дубравой землю. В числе первых переселенцев были представители фамилий, чьи потомки прославят село: Фидаровы, Токаевы, Мамсуровы, Тменовы, Цириховы, Дзуцевы, Блиевы, Джибиловы, Алборовы, Цахиловы, Хабаевы, Сугаровы, Кантемировы, Байматовы, Рамоновы, Дреевы, Дзарасовы, Кодзаевы, Бадтиевы, Бердиевы, Кудаковы, Сасиевы. Новое поселение они символично назвали «Быдыры Дæргъæвс» – «Равнинный Даргавс», что красноречиво говорило о связи с исторической родиной. Позже оно было административно переименовано в Средний Урух, но в памяти людей навсегда осталось прямым продолжением родового гнезда.
Корчевание леса, распашка целины, строительство первых плетеных турлучных домов – каждый день был битвой за существование, которую они выиграли. Село росло не по дням, а по часам: если в 1880 году было 45 дворов, то к 1910-му – уже 380, а к 1940-му – около 450. Появлялись мельницы, магазины, кирпично-черепичное производство – община крепла и богатела.
Но основать село – полдела. Нужно было заложить в его фундамент не только дома, но и основы будущего. И здесь ключевую роль сыграла личность Темыра Фидарова. Избранный старостой, он понимал, что процветание общины немыслимо без просвещения. Его историческая заслуга перед селом – создание первой школы.
Уже в 1893 году, спустя всего 13 лет после основания, в Среднем Урухе открылась церковноприходская начальная школа. Темыр Фидаров стал ее первым и единственным попечителем. Это была не просто почетная должность. В условиях, когда школа не была казенной, именно попечитель нес тяжелейшую финансовую нагрузку, включая часть заработной платы учителей. Фидаров, не колеблясь, тратил на это и свое жалованье, и личные средства. Учительницу Сызгъар Баграеву ежедневно привозили за 30 км из Христиановского (Дигоры), так как, по обычаю, незамужняя женщина не могла ночевать в чужом доме. «Пусть дети учатся, даже если мне придется платить за каждый километр», – говорил он. Так в самом сердце новорожденного села была зажжена искра знаний.
Искра эта разгорелась в яркое пламя, осветившее путь целым поколениям. История Среднего Уруха – это блестящее подтверждение истины: главное богатство – люди. Небольшое село совершило невероятное, дав республике и стране целую плеяду выдающихся личностей, чьи имена – гордость не только Уруха, но и всей Осетии. Даже беглая попытка перечислить наиболее известных уроженцев села упирается в жесткие рамки газетной полосы. Но сам факт того, что список этот столь обширен, красноречивее любых слов говорит о вкладе Среднего Уруха в судьбу Осетии. Среди них: Марк Блиев – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, известный кавказовед; Максим Блиев – заместитель председателя СНК, министр, председатель потребкооперации республики; Дзандар Кантемиров – доктор философских наук, профессор, работал в аппарате ЦК КП Казахской ССР; Асланбек Бадтиев – возглавлял прокуратуру, более десяти лет был председателем Верховного суда РСО–А; Шмел Мукагов – первый секретарь Ирафского райкома КПСС, партизан; Виктор Бадтиев – второй секретарь Ирафского райкома, директор фонда МТС минкульта; Дабе Мамсуров – основоположник осетинской советской прозы, писатель, драматург; Петр Цирихов – советский писатель, драматург; Альберт Фидаров – заслуженный артист РСО–А, актер Осетинского театра им. В. Тхапсаева; Георгий Фидаров – первый профессиональный журналист Осетии, главный редактор газеты «Рæстдзинад» («Правда»); Георгий Фидаров – работник аппарата Брестского обкома, директор Барановичского военного завода, партизан; Болат Фидаров – многолетний руководитель Гостелерадио и телерадиокомпании РСО–А, главный редактор газеты «Растдзинад»;
Сергей Бадтиев – возглавлял Октябрьский консервный завод; Ахсарбек Фидаров – генеральный директор агрофирмы «Монолит» и строительной организации, депутат Парламента РСО–А.
Эта блестящая плеяда – прямое следствие того выбора, который сделали предки, спускаясь с гор, и той заботы о просвещении, которую проявил Темыр Фидаров. А 170 сыновей села, ушедших на поля Великой Отечественной, 137 из которых не вернулись – вечное свидетельство гражданской жертвенности и любви к Родине.
Сегодня, отмечая 145-летний юбилей, отметим, что Быдыры Дæргъæвс (Средний Урух) – это не просто точка на карте. Это живой памятник мужеству первопоселенцев, мудрости основателя-просветителя и трудолюбию многих поколений.