В горах лавинная опасность – одна из самых серьезных природных угроз
Сегодня мы подробно поговорим о том, какие природные и климатические условия способствуют лавинной активности, как устроена система безопасности на Транскавказской автомагистрали, а также о том какие правила поведения помогут спастись в случае попадания под лавину.
Наш собеседник – заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия – Алания Максим Исаев – поделится опытом, расскажет о трагических событиях прошлого и современных методах борьбы с лавинной опасностью, которые уже спасли не одну жизнь.
– В Северо-Кавказском федеральном округе лавинная опасность особенно характерна для четырех субъектов, расположенных в пределах горных территорий северного склона Большого Кавказского хребта. Это Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и, конечно же, Северная Осетия – Алания. Именно здесь, высоко в горах, и расположены 443 очага, где зарождаются лавины. Всего же в Северо-Кавказском федеральном округе 195 участков, которые при сходе лавин оказываются на пути снежной массы.
Но самый лавиноопасный – Рокский перевал, по которому проходит часть Транскавказской магистрали. И расположен этот участок в Северной Осетии.
– Какие природные и климатические факторы способствуют активной лавинной деятельности в горах Северной Осетии?
– Конечно же, основными рельефообразующими являются Главный Кавказский, Скалистый и Боковой хребты. В горах региона активная лавинная деятельность, этому способствуют условия рельефа, благоприятствующие формированию лавин, например, крутые склоны, большие превышения пригребневых частей горных хребтов, которые выступают в роли снегосборов. Лавины сходят под углом наклона от 25 до 50 градусов. Климат в горах Северной Осетии в холодный период года способствует долговременной жизни снежного покрова. Когда критический объем снега превышает возможности шероховатой поверхности, снег с огромной скоростью сходит вниз, сметая все на своем пути. Подытоживая, скажу: в горных районах региона наибольшую опасность представляют именно лавины и оползни.
– Лавины, насколько я знаю, делятся на мокрые и сухие. Чем они отличаются?
– Прежде всего температурой снега. Если она относительно низкая, то это сухая лавина. Если относительно положительная, и воды в снеге около 30–40 процентов, то мокрая. Это практически бетонный раствор, который течет по наклонной поверхности. При определенных условиях фронтальная часть останавливается, а последующая напирает, и за счет этого снег прессуется. Достаточно человеку по колено туда попасть и он уже не сможет выбраться. Мокрая лавина из-за своего большого веса движется медленнее, но она более разрушительная. Сухая же красиво пылит, но сразу забивает дыхательные пути. С ноября по февраль чаще сходят сухие лавины, а весной – с марта по май – мокрые.
– Транскавказская автомагистраль, связывающая Россию с Закавказьем, считается одной из самых опасных российских трасс. Так ли это?
– Да, это так. Большая часть Транскама проходит по высокогорью. Дорога считается круглогодичной, однако в период с ноября по май движение транспорта по магистрали часто бывает ограничено в связи с регулярными сходами лавин, селевых потоков, камнепадов. На 28 километрах дороги – от Бурона до Северного портала Рокского тоннеля – расположены 234 лавинных очага. 128 из них непосредственно угрожают автодороге. Наибольшая плотность лавинных очагов – на восьмикилометровом участке от «Чертова» моста (86-й километр) до северного портала Рокского тоннеля. Здесь расположено около 100 очагов, непосредственно угрожающих дороге, их плотность составляет 12 лавинных очагов на погонный километр. Самые мощные из них даже имеют собственные имена: Той, Гомхат, Дед, Автобусная… Я позже еще расскажу о некоторых из них. Одним словом, лавины на Транскаме идут одна за другой, поэтому дорогу приходится часто закрывать. Суммарный объем снежных масс, обрушивающихся на трассу, колеблется от 200 до 500 тысяч кубометров в год. Между тем эта трасса – одна из самых живописных на Кавказе. А когда магистраль спасла Южную Осетию от уничтожения, ее назвали «дорогой жизни».
– Наверняка прокладка дороги сквозь горный хребет была непростым делом…
– Конечно. Строительство большой транспортной артерии было связано со множеством проблем и даже гибелью людей.
Идея строительства дороги через Кавказский хребет в Закавказье появилась еще в Российской империи в конце XIX века, однако первые шаги по ее реализации были предприняты лишь в 1930-е годы, уже советской властью. Больше 10 лет ушло на строительство тоннеля через Рокский перевал. На момент сдачи в эксплуатацию он был самым протяженным автомобильным тоннелем в СССР. Его длина составляет 3730 метров, протяженность технической штольни –3805 метров, ширина проезжей части – 7,5, высота – 4,75 метра. Официально дорога была принята в эксплуатацию в конце 1986 года.
– При строительстве объекта были предусмотрены противолавинные сооружения?
– Конечно, были построены и галереи, и тоннели. В последующие годы защитные сооружения достраивались, модернизировались. Так, например, проводилась реконструкция Рокского тоннеля. Она продолжалась почти четыре года. После завершения работ он стал шире и безопаснее. Теперь по нему имеют возможность проезжать длинномерные и большегрузные транспортные средства. Но, к сожалению, и на сегодня все эти технические сооружения полностью оградить от беды участников движения не могут.
– Как же защититься от лавин?
– Бороться с ними и не допускать гибели людей можно как минимум двумя методами: техническим (о нем мы сказали выше) и административно-командным.
В первое время после ввода в эксплуатацию автодороги административно-командный способ плохо работал. Не было централизованного управления ситуацией, складывающейся на трассе в соответствии с погодными условиями. Если движение закрывалось, то спасателям приходилось становиться живым щитом на пути особенно ретивых участников движения, стремившихся прорваться к перевалу. И хотя эти действия были направлены на обеспечение безопасности жизней людей, доходило до угроз оружием.
– Можете рассказать о нештатных ситуациях, связанных с лавинами на Транскавказской автомагистрали?
– Самый черный день в истории Транскама, пожалуй, 27 января 1993 года. Тогда на дороге в один день погибли 55 человек. Неподалеку от поворота к Зарамагу лавиной был сброшен в обрыв автобус, следовавший из Владикавказа в Цхинвал. Повторным сходом этой же лавины он был запрессован в русле реки. Тогда в автобусе погибли 23 человека. Трое суток спасатели откапывали их и сами чуть не стали жертвами очередного ее схода. В тот же день выше «Чертова» моста лавины погубили 28 водителей и пассажиров так называемой армянской автоколонны – бензовозов, следовавших в Россию за ГСМ. Поиски погибших продолжались более трех месяцев. Последнего спасатели нашли только 20 мая. Теперь, я думаю, понятно, почему данный лавинный очаг носит имя «Автобусная».
Одна из опаснейших лавин – Той – расположена у северного портала Рокского тоннеля. Потенциально здесь может сойти снежная масса объемом около 1 млн кубометров. За время функционирования автодороги под этой лавиной погибли более десятка человек.
В декабре 1996 года трагедии удалось избежать. Только в Рокском тоннеле было заперто более 300 автомобилей. Всего же отрезанными лавинами оказались около полутора тысяч человек. Слава Богу, все остались живы и были эвакуированы спасателями.
Чтобы суметь оказать помощь застрявшим между лавинами и самим уцелеть, спасатели усовершенствовали гусеничный легкий бронированный тягач МТЛБ. Если попасть на нем под лавину, машину не раздавит. На тренировках в течение 18 минут спасатели выкопались из-под двухметровой лавины на поверхность. Они сами в этой чудо-машине соорудили дверь, которая открывается внутрь. Предусмотрели и кислородные баллоны, и противогазы, и лопаты.
– Как происходит поиск в лавине? Удавалось ли спасать из-под них людей живыми?
– Первое, что делают спасатели, когда начинают работать на лавине – выставляют пост наблюдения, так как любой лавинный очаг может сработать неоднократно. Затем намечают пути отхода людей, которые будут там работать.
Если идет новая лавина, наблюдатель дает сигнал или сообщает об этом по рации. И по намеченным ориентирам те, кто работает на лавине, отходят. Уже потом участок, оказавшийся под ней, «ощупывается» специальными зондами, чтобы отыскать пострадавших. Но, к сожалению, за все время работы не более 10 человек были найдены живыми… Был такой случай, что человек 1 час 50 минут находился под двухметровой лавиной и остался жив.
– Что изменилось в алгоритме обеспечения безопасности на Транскаме?
– Ситуацию удалось переломить к лучшему благодаря тесному взаимодействию всех служб, задействованных в обеспечении безопасности на Транскаме, а это спасатели, дорожники, лавинщики, сотрудники ГИБДД, пограничники, врачи Медицины катастроф и, конечно же, своевременному перекрытию движения при наступлении лавиноопасных периодов. Для совершенствования данной деятельности был разработан и регулярно актуализируется Единый регламент взаимодействия органов управления, сил и средств территориальной и функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению безопасности на Транскавказской автомагистрали и Военно-Грузинской дороге. Регулярно проводятся учения – ведь важна отточенность действий. Каждый должен знать, что делать в любое время суток.
– Какие основные правила поведения необходимо соблюдать человеку, оказавшемуся в лавине, чтобы повысить шансы на выживание?
– Правил на самом деле несколько. Первое. Как только вас подхватит лавина, нужно сопротивляться. Чем активнее вы будете это делать, тем выше шанс на выживание. Нужно совершать движения, направленные к краю лавины. Так как скорость движения в центральной ее части выше, чем с края. Совершая плавательные движения, нужно попытаться как можно больше времени удержаться на поверхности лавины. Как правило, эту теорию можно применить, когда человек попадает в зону зарождения: лавина только начинает сходить и еще не успела набрать скорость. Поэтому, пока вас не засосало в глубину снежных масс и вы четко понимаете, где край, а где центр, нужно начинать двигаться к краю.
Второе. Может случиться так, что ваши силы на исходе, и, несмотря на борьбу, лавина начинает вас засасывать. В этот момент нужно прекратить бороться и принять позу эмбриона, то есть поджать колени к груди и закрыть лицо руками. Пока все частицы лавины движутся вместе, человек внутри не будет испытывать сильное сдавливание. Если он не успевает принять позу эмбриона, то ничего уже сделать не может – лавина распластает, сдавит, переломает. Поэтому для выживания в мелких лавинах, которые зачастую вызывают сами горнолыжники, катаясь по склону, поза эмбриона – ваш шанс.
Третье. Как только лавина начнет замедляться, вы начнете испытывать силу ее сдавливания и почувствуете, что движение остановлено. Самое время разжаться, приложив для этого все силы и энергию, и создать вокруг себя как можно большую пустоту. Чем больше полость вокруг головы, тем дольше выживание.
Четвертое. Когда вы находитесь внутри лавины, главное – не паниковать, так как при этом расход кислорода увеличивается в разы. И помните: в лавину слышно, а из лавины – нет. Те, кто в лавине, могут слышать шаги и все, что происходит на поверхности, а те, кто ищет, не слышат звуки из-под снега.
И, наконец, пятое правило. Когда вы находитесь внутри лавины, надо определить, где верх, а где низ. Как это сделать? Плюнуть или, как говорят спасатели, «пустить слюну». Определив, в какую сторону она течет, поймете, лежите ли вы боком или попали в лавину вверх ногами. Определить местоположение в лавине необходимо для того чтобы попытаться выкопаться.
– В Северо-Кавказском федеральном округе лавинная опасность особенно характерна для четырех субъектов, расположенных в пределах горных территорий северного склона Большого Кавказского хребта. Это Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и, конечно же, Северная Осетия – Алания. Именно здесь, высоко в горах, и расположены 443 очага, где зарождаются лавины. Всего же в Северо-Кавказском федеральном округе 195 участков, которые при сходе лавин оказываются на пути снежной массы.
Но самый лавиноопасный – Рокский перевал, по которому проходит часть Транскавказской магистрали. И расположен этот участок в Северной Осетии.
– Какие природные и климатические факторы способствуют активной лавинной деятельности в горах Северной Осетии?
– Конечно же, основными рельефообразующими являются Главный Кавказский, Скалистый и Боковой хребты. В горах региона активная лавинная деятельность, этому способствуют условия рельефа, благоприятствующие формированию лавин, например, крутые склоны, большие превышения пригребневых частей горных хребтов, которые выступают в роли снегосборов. Лавины сходят под углом наклона от 25 до 50 градусов. Климат в горах Северной Осетии в холодный период года способствует долговременной жизни снежного покрова. Когда критический объем снега превышает возможности шероховатой поверхности, снег с огромной скоростью сходит вниз, сметая все на своем пути. Подытоживая, скажу: в горных районах региона наибольшую опасность представляют именно лавины и оползни.
– Лавины, насколько я знаю, делятся на мокрые и сухие. Чем они отличаются?
– Прежде всего температурой снега. Если она относительно низкая, то это сухая лавина. Если относительно положительная, и воды в снеге около 30–40 процентов, то мокрая. Это практически бетонный раствор, который течет по наклонной поверхности. При определенных условиях фронтальная часть останавливается, а последующая напирает, и за счет этого снег прессуется. Достаточно человеку по колено туда попасть и он уже не сможет выбраться. Мокрая лавина из-за своего большого веса движется медленнее, но она более разрушительная. Сухая же красиво пылит, но сразу забивает дыхательные пути. С ноября по февраль чаще сходят сухие лавины, а весной – с марта по май – мокрые.
– Транскавказская автомагистраль, связывающая Россию с Закавказьем, считается одной из самых опасных российских трасс. Так ли это?
– Да, это так. Большая часть Транскама проходит по высокогорью. Дорога считается круглогодичной, однако в период с ноября по май движение транспорта по магистрали часто бывает ограничено в связи с регулярными сходами лавин, селевых потоков, камнепадов. На 28 километрах дороги – от Бурона до Северного портала Рокского тоннеля – расположены 234 лавинных очага. 128 из них непосредственно угрожают автодороге. Наибольшая плотность лавинных очагов – на восьмикилометровом участке от «Чертова» моста (86-й километр) до северного портала Рокского тоннеля. Здесь расположено около 100 очагов, непосредственно угрожающих дороге, их плотность составляет 12 лавинных очагов на погонный километр. Самые мощные из них даже имеют собственные имена: Той, Гомхат, Дед, Автобусная… Я позже еще расскажу о некоторых из них. Одним словом, лавины на Транскаме идут одна за другой, поэтому дорогу приходится часто закрывать. Суммарный объем снежных масс, обрушивающихся на трассу, колеблется от 200 до 500 тысяч кубометров в год. Между тем эта трасса – одна из самых живописных на Кавказе. А когда магистраль спасла Южную Осетию от уничтожения, ее назвали «дорогой жизни».
– Наверняка прокладка дороги сквозь горный хребет была непростым делом…
– Конечно. Строительство большой транспортной артерии было связано со множеством проблем и даже гибелью людей.
Идея строительства дороги через Кавказский хребет в Закавказье появилась еще в Российской империи в конце XIX века, однако первые шаги по ее реализации были предприняты лишь в 1930-е годы, уже советской властью. Больше 10 лет ушло на строительство тоннеля через Рокский перевал. На момент сдачи в эксплуатацию он был самым протяженным автомобильным тоннелем в СССР. Его длина составляет 3730 метров, протяженность технической штольни –3805 метров, ширина проезжей части – 7,5, высота – 4,75 метра. Официально дорога была принята в эксплуатацию в конце 1986 года.
– При строительстве объекта были предусмотрены противолавинные сооружения?
– Конечно, были построены и галереи, и тоннели. В последующие годы защитные сооружения достраивались, модернизировались. Так, например, проводилась реконструкция Рокского тоннеля. Она продолжалась почти четыре года. После завершения работ он стал шире и безопаснее. Теперь по нему имеют возможность проезжать длинномерные и большегрузные транспортные средства. Но, к сожалению, и на сегодня все эти технические сооружения полностью оградить от беды участников движения не могут.
– Как же защититься от лавин?
– Бороться с ними и не допускать гибели людей можно как минимум двумя методами: техническим (о нем мы сказали выше) и административно-командным.
В первое время после ввода в эксплуатацию автодороги административно-командный способ плохо работал. Не было централизованного управления ситуацией, складывающейся на трассе в соответствии с погодными условиями. Если движение закрывалось, то спасателям приходилось становиться живым щитом на пути особенно ретивых участников движения, стремившихся прорваться к перевалу. И хотя эти действия были направлены на обеспечение безопасности жизней людей, доходило до угроз оружием.
– Можете рассказать о нештатных ситуациях, связанных с лавинами на Транскавказской автомагистрали?
– Самый черный день в истории Транскама, пожалуй, 27 января 1993 года. Тогда на дороге в один день погибли 55 человек. Неподалеку от поворота к Зарамагу лавиной был сброшен в обрыв автобус, следовавший из Владикавказа в Цхинвал. Повторным сходом этой же лавины он был запрессован в русле реки. Тогда в автобусе погибли 23 человека. Трое суток спасатели откапывали их и сами чуть не стали жертвами очередного ее схода. В тот же день выше «Чертова» моста лавины погубили 28 водителей и пассажиров так называемой армянской автоколонны – бензовозов, следовавших в Россию за ГСМ. Поиски погибших продолжались более трех месяцев. Последнего спасатели нашли только 20 мая. Теперь, я думаю, понятно, почему данный лавинный очаг носит имя «Автобусная».
Одна из опаснейших лавин – Той – расположена у северного портала Рокского тоннеля. Потенциально здесь может сойти снежная масса объемом около 1 млн кубометров. За время функционирования автодороги под этой лавиной погибли более десятка человек.
В декабре 1996 года трагедии удалось избежать. Только в Рокском тоннеле было заперто более 300 автомобилей. Всего же отрезанными лавинами оказались около полутора тысяч человек. Слава Богу, все остались живы и были эвакуированы спасателями.
Чтобы суметь оказать помощь застрявшим между лавинами и самим уцелеть, спасатели усовершенствовали гусеничный легкий бронированный тягач МТЛБ. Если попасть на нем под лавину, машину не раздавит. На тренировках в течение 18 минут спасатели выкопались из-под двухметровой лавины на поверхность. Они сами в этой чудо-машине соорудили дверь, которая открывается внутрь. Предусмотрели и кислородные баллоны, и противогазы, и лопаты.
– Как происходит поиск в лавине? Удавалось ли спасать из-под них людей живыми?
– Первое, что делают спасатели, когда начинают работать на лавине – выставляют пост наблюдения, так как любой лавинный очаг может сработать неоднократно. Затем намечают пути отхода людей, которые будут там работать.
Если идет новая лавина, наблюдатель дает сигнал или сообщает об этом по рации. И по намеченным ориентирам те, кто работает на лавине, отходят. Уже потом участок, оказавшийся под ней, «ощупывается» специальными зондами, чтобы отыскать пострадавших. Но, к сожалению, за все время работы не более 10 человек были найдены живыми… Был такой случай, что человек 1 час 50 минут находился под двухметровой лавиной и остался жив.
– Что изменилось в алгоритме обеспечения безопасности на Транскаме?
– Ситуацию удалось переломить к лучшему благодаря тесному взаимодействию всех служб, задействованных в обеспечении безопасности на Транскаме, а это спасатели, дорожники, лавинщики, сотрудники ГИБДД, пограничники, врачи Медицины катастроф и, конечно же, своевременному перекрытию движения при наступлении лавиноопасных периодов. Для совершенствования данной деятельности был разработан и регулярно актуализируется Единый регламент взаимодействия органов управления, сил и средств территориальной и функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению безопасности на Транскавказской автомагистрали и Военно-Грузинской дороге. Регулярно проводятся учения – ведь важна отточенность действий. Каждый должен знать, что делать в любое время суток.
– Какие основные правила поведения необходимо соблюдать человеку, оказавшемуся в лавине, чтобы повысить шансы на выживание?
– Правил на самом деле несколько. Первое. Как только вас подхватит лавина, нужно сопротивляться. Чем активнее вы будете это делать, тем выше шанс на выживание. Нужно совершать движения, направленные к краю лавины. Так как скорость движения в центральной ее части выше, чем с края. Совершая плавательные движения, нужно попытаться как можно больше времени удержаться на поверхности лавины. Как правило, эту теорию можно применить, когда человек попадает в зону зарождения: лавина только начинает сходить и еще не успела набрать скорость. Поэтому, пока вас не засосало в глубину снежных масс и вы четко понимаете, где край, а где центр, нужно начинать двигаться к краю.
Второе. Может случиться так, что ваши силы на исходе, и, несмотря на борьбу, лавина начинает вас засасывать. В этот момент нужно прекратить бороться и принять позу эмбриона, то есть поджать колени к груди и закрыть лицо руками. Пока все частицы лавины движутся вместе, человек внутри не будет испытывать сильное сдавливание. Если он не успевает принять позу эмбриона, то ничего уже сделать не может – лавина распластает, сдавит, переломает. Поэтому для выживания в мелких лавинах, которые зачастую вызывают сами горнолыжники, катаясь по склону, поза эмбриона – ваш шанс.
Третье. Как только лавина начнет замедляться, вы начнете испытывать силу ее сдавливания и почувствуете, что движение остановлено. Самое время разжаться, приложив для этого все силы и энергию, и создать вокруг себя как можно большую пустоту. Чем больше полость вокруг головы, тем дольше выживание.
Четвертое. Когда вы находитесь внутри лавины, главное – не паниковать, так как при этом расход кислорода увеличивается в разы. И помните: в лавину слышно, а из лавины – нет. Те, кто в лавине, могут слышать шаги и все, что происходит на поверхности, а те, кто ищет, не слышат звуки из-под снега.
И, наконец, пятое правило. Когда вы находитесь внутри лавины, надо определить, где верх, а где низ. Как это сделать? Плюнуть или, как говорят спасатели, «пустить слюну». Определив, в какую сторону она течет, поймете, лежите ли вы боком или попали в лавину вверх ногами. Определить местоположение в лавине необходимо для того чтобы попытаться выкопаться.