Более 40 своих работ Николай Ходов передал в дар родной республике
«Друзья, сейчас мы находимся у памятника дважды Герою Советского Союза, генералу армии Исса Александровича Плиева. Он является визитной карточкой Владикавказа. …А сейчас мы видим монумент «Уастырджи», сложнейшее инженерно-конструкторское сооружение. Вес статуи 12 тонн, а в кулаке скульптуры легко помещается взрослый мужчина. … Перед нами памятник Герою Советского Союза Петру Барбашову, который повторил подвиг Александра Матросова. Солдат, шагающий в вечность. Его именем назван мемориальный комплекс – Барбашово поле…». Примерно так экскурсоводы рассказывают жителям и гостям Северной Осетии, когда автобусы или пешие группы подъезжают, подходят к памятникам-символам эпохи, памятникам-произведениям искусства, памятникам народному достоянию, которые настолько «сроднились» с нашей республикой, что, казалось бы, по-другому и не было никогда. Они как бы выросли из земли, из скалы и стали ее неотъемлемой частью, важной, очень характерной, знаковой для народа Осетии.
А еще величественный, мощный писатель, поэт, просветитель, художник Коста Хетагуров в Наре, целый скульптурный комплекс из 17 героев Нартского эпоса в Парке «Нартон», восхищающий своим особенным колоритом, атмосферой истории и легенд; задумчивый, юный, великий русский поэт Михаил Лермонтов, чей взгляд навечно устремлен на горные вершины так любимого им Кавказа… Все это наследие, национальное богатство, а это самое точное определение результата творчества Мастера – дело рук одного человека, Николая Владимировича Ходова, чью годовщину со дня смерти его родные и близкие, коллеги, друзья, ученики, все, кто его знал и даже не знал лично, но ценили как автора больших работ, будут проводить 31 мая. Ровно год назад он покинул эту землю, успев сделать так много, что и на несколько жизней не хватит.
Николаю Владимировичу Ходову удалось совместить, казалось бы, несовместимое: технический склад ума, руководство крупным металлургическим производством и безмерную, искреннюю любовь к творчеству, которая вылилась в серьезное увлечение монументальной скульптурой.
И этот симбиоз плюс цельность натуры, крепость духа, дисциплина и требовательность, прежде всего к самому себе, дали колоссальный результат. Выдающийся осетинский скульптор-монументалист, член Союза художников России, народный художник Северной Осетии, лауреат Государственной премии Северо-Осетинской АССР им. К. Л. Хетагурова Николай Владимирович отдал заводу «Электроцинк» 50 лет, 21 год из которых был генеральным директором, автор 25 научно-технических статей и более 65 изобретений, обладатель патентов США, Канады, ФРГ, государственных наград, среди которых орден «Знак Почета» – это все он. Примечательно и заслуживает самых высоких похвал то, что он сделал себя сам, «слепил», как свою работу, опираясь только на свой характер, тягу к знаниям и принципиальность.
А начиналось все на небольшой Огородной (ныне Барбашова) улице во Владикавказе. Николай Владимирович, как сейчас говорят, ребенок войны. «Начало Великой Отечественной войны я помню слабо, – пишет он в своей статье «Как я стал монументалистом». – Мне тогда не исполнилось еще и пяти лет. Вскоре моего отца и его старшего брата призвали на фронт. А нас в июле 1942 года погрузили с пожитками на подводы, отправили в село Майрамадаг и расселили в домах местных жителей. В селе появилась морская пехота из Бакинской флотилии. Мы путались у матросов под ногами с утра до вечера. Помню, как один из них подозвал меня, дал большую алюминиевую ложку и угостил сладкой рисовой кашей из своего котелка». Детские воспоминания, они самые трогательные и правдивые. Особенно связанные с военным временем. Отец Николая Ходова не вернулся с фронта, все заботы по воспитанию детей – трех сыновей и годовалой дочери легли на плечи матери. Именно о ней он думал тогда, когда создавал свою скульптуру «Сердце матери». Мама из жизни ушла рано, в 46 лет… И сын так и не успел сполна выразить ей свою безграничную любовь и благодарность. Теперь вот такой символ великой материнской любви украшает наш город.
Голодали, прятались от бомбежек и обстрелов. Выжили. Вернулись домой во Владикавказ. И кто бы тогда мог предположить, что примерно в то же время совсем рядом молодой солдат, сибиряк Петр Барбашов закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота. «Судьбе было угодно, чтобы через сорок лет, в 1983 году, по настойчивому ходатайству бывшего в 1942 году начальником артиллерии полка НКВД, где служил герой, потом председателя Совета ветеранов Осетии Николая Ивановича Кононова при участии коллектива и за счет завода «Электроцинк», нами (авторы Тотиев Б.А., Ходов Н. В., Козырев Р.Р.) был установлен памятник Герою Советского Союза Петру Барбашову», – пишет Николай Ходов в своей статье. Это первая совместная работа двух Мастеров – Бориса Тотиева и Николая Ходова. Она выполнена в лучших традициях советской монументалистики, а группа создателей награждена высшей государственной наградой в области культуры и искусства – Государственной премией имени Коста Хетагурова. В соавторстве с Б. А. Тотиевым и архитектором З.Г.Казбековым Николай Ходов создал еще один масштабный проект – памятник дважды Герою Советского Союза Исса Плиеву. Открытый в 1997 году, он, без преувеличения, стал визитной карточкой Владикавказа, да и всей Осетии, настоящим символом, узнаваемым и вызывающим восхищение и гордость как удалью и мощью великого полководца, так и шедевральной работой осетинских скульпторов.
...Мама отвела Николая в русскую школу №30, хотя он на тот момент говорил только на осетинском языке. Пришлось осваивать и предметы, и язык. И тут очень помогал старший брат Виктор. Он привил своим младшим любовь к книгам, рисованию и лепке. Первую фигурку солдата, который, сидя на корточках, пишет письмо, Николай Владимирович вылепил из красной глины, оставшейся от домашней стройки. Чтобы глина не сохла, обмазал ее подсолнечным маслом. Отдал на школьный конкурс и был премирован книгой «Биография И.В. Сталина». Учитель рисования Жуков Николай Васильевич обратил внимание на творческое дарование маленького Николая, когда увидел его выставочную работу, сделанную из глины, с изображением панорамы гор с Казбеком и Столовой горой и благословил его заниматься изобразительным искусством. Потом были «уличные» скульптуры по мотивам «Сказки о царе Солтане» прямо перед домом. Но родные такую затею не поддержали: они со скепсисом относились к увлечению сына. «Мама сказала, – пишет в своей статье Николай Владимирович, – нам художник не нужен. Закончишь 7 классов, поступишь в ГМТ на металлургическое отделение, где самая высокая стипендия, получишь надежную профессию, а потом делай что хочешь. Пока же не отвлекайся от учебы на всякие глупости».
Слово матери – закон. И вот уже молодой печевой, мастер смены Николай Ходов – на страницах заводской газеты «Рабочий Электроцинка» от 29 октября 1960 года. Помимо краткой биографии и трудовых достижений, там есть и такие строки: «В начале 1960 года способный скульптор-самоучка Н. Ходов представил на выставку самодеятельных художников и скульпторов свою миниатюрную работу «Свежий номер «Крокодила» и занял первое место». Интерес к рисованию и лепке не покидает парня. Активно участвует в выставках, его направляют на обучение в Москву, он выставляется в Манеже. Интересно, что его попутчиками и друзьями в этой поездке были молодые, еще никому не известные тогда в Осетии ребята: армейский друг Коста Бирагов и односельчанин, красавец Бибо Ватаев. Удивительно, но факт: судьбы выдающихся людей часто переплетаются друг с другом, и в этом, безусловно, есть высшая воля. Герман Гудиев, Берт Бзаров, Сергей Таболов – их дружба с Николаем Ходовым зародилась еще в юности, и они пронесли ее сквозь годы.
Особая тема в творчестве скульптора – Нартский эпос. Сначала была скульптура нарта Сослана на площади Ленина. Потом родилась идея – создать композиции по мотивам эпоса, сделать это масштабно и достойно. Городские власти идею одобрили и предложили место у терренкура. Работа заняла 7 лет, получилось очень ярко и величественно. Потом на аллее появились дорожки, скамейки, освещение. И она стала местом притяжения жителей города и многочисленных туристов. Многие из них знакомятся с осетинскими легендами именно там, поэтому проект можно смело назвать просветительским.
Каким он был, Николай Владимирович Ходов? Родные, близкие, друзья вспоминают его как человека сильного, ответственного, дисциплинированного, строгого, причем, прежде всего к самому себе. Его отличал очень серьезный подход к делу, любому, в результате которого благодаря его подаче и умению, получалось всегда что-то особенное. А еще, и это главное, у него была добрейшая душа, которая не очерствела, несмотря на голодное детство, сложный трудовой путь, тяжелые личные потери. Он выстоял и сумел сохранить в себе полетность в мыслях, способность мечтать и творить. Конечно, у него было много планов, но…
Николай Ходов – уникальная личность, самородок, яркий представитель славного поколения руководителей производства республики, чья успешная деятельность формировала индустриальный облик Осетии, высочайший профессионал своего дела, умеющий твердо отстаивать свою принципиальную позицию и интересы коллектива, большой патриот Осетии, меценат, как бы сейчас сказали.
Человек жив, пока жива память о нем. Николай Владимирович оставил после себя такое богатое наследие, которое всегда будет напоминать о нем. Феномен творческих работ будут изучать специалисты и эксперты, а жители республики, гости всегда будут восхищаться его талантом и гордиться его удивительным даром государственного масштаба. «Это работа Николая Ходова»... Что может быть лучшей памятью для человека?! Его трудовой подвиг, его славный путь в искусстве навсегда вписаны золотыми буквами в летопись Осетии.
Николаю Владимировичу Ходову удалось совместить, казалось бы, несовместимое: технический склад ума, руководство крупным металлургическим производством и безмерную, искреннюю любовь к творчеству, которая вылилась в серьезное увлечение монументальной скульптурой.
И этот симбиоз плюс цельность натуры, крепость духа, дисциплина и требовательность, прежде всего к самому себе, дали колоссальный результат. Выдающийся осетинский скульптор-монументалист, член Союза художников России, народный художник Северной Осетии, лауреат Государственной премии Северо-Осетинской АССР им. К. Л. Хетагурова Николай Владимирович отдал заводу «Электроцинк» 50 лет, 21 год из которых был генеральным директором, автор 25 научно-технических статей и более 65 изобретений, обладатель патентов США, Канады, ФРГ, государственных наград, среди которых орден «Знак Почета» – это все он. Примечательно и заслуживает самых высоких похвал то, что он сделал себя сам, «слепил», как свою работу, опираясь только на свой характер, тягу к знаниям и принципиальность.
А начиналось все на небольшой Огородной (ныне Барбашова) улице во Владикавказе. Николай Владимирович, как сейчас говорят, ребенок войны. «Начало Великой Отечественной войны я помню слабо, – пишет он в своей статье «Как я стал монументалистом». – Мне тогда не исполнилось еще и пяти лет. Вскоре моего отца и его старшего брата призвали на фронт. А нас в июле 1942 года погрузили с пожитками на подводы, отправили в село Майрамадаг и расселили в домах местных жителей. В селе появилась морская пехота из Бакинской флотилии. Мы путались у матросов под ногами с утра до вечера. Помню, как один из них подозвал меня, дал большую алюминиевую ложку и угостил сладкой рисовой кашей из своего котелка». Детские воспоминания, они самые трогательные и правдивые. Особенно связанные с военным временем. Отец Николая Ходова не вернулся с фронта, все заботы по воспитанию детей – трех сыновей и годовалой дочери легли на плечи матери. Именно о ней он думал тогда, когда создавал свою скульптуру «Сердце матери». Мама из жизни ушла рано, в 46 лет… И сын так и не успел сполна выразить ей свою безграничную любовь и благодарность. Теперь вот такой символ великой материнской любви украшает наш город.
Голодали, прятались от бомбежек и обстрелов. Выжили. Вернулись домой во Владикавказ. И кто бы тогда мог предположить, что примерно в то же время совсем рядом молодой солдат, сибиряк Петр Барбашов закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота. «Судьбе было угодно, чтобы через сорок лет, в 1983 году, по настойчивому ходатайству бывшего в 1942 году начальником артиллерии полка НКВД, где служил герой, потом председателя Совета ветеранов Осетии Николая Ивановича Кононова при участии коллектива и за счет завода «Электроцинк», нами (авторы Тотиев Б.А., Ходов Н. В., Козырев Р.Р.) был установлен памятник Герою Советского Союза Петру Барбашову», – пишет Николай Ходов в своей статье. Это первая совместная работа двух Мастеров – Бориса Тотиева и Николая Ходова. Она выполнена в лучших традициях советской монументалистики, а группа создателей награждена высшей государственной наградой в области культуры и искусства – Государственной премией имени Коста Хетагурова. В соавторстве с Б. А. Тотиевым и архитектором З.Г.Казбековым Николай Ходов создал еще один масштабный проект – памятник дважды Герою Советского Союза Исса Плиеву. Открытый в 1997 году, он, без преувеличения, стал визитной карточкой Владикавказа, да и всей Осетии, настоящим символом, узнаваемым и вызывающим восхищение и гордость как удалью и мощью великого полководца, так и шедевральной работой осетинских скульпторов.
...Мама отвела Николая в русскую школу №30, хотя он на тот момент говорил только на осетинском языке. Пришлось осваивать и предметы, и язык. И тут очень помогал старший брат Виктор. Он привил своим младшим любовь к книгам, рисованию и лепке. Первую фигурку солдата, который, сидя на корточках, пишет письмо, Николай Владимирович вылепил из красной глины, оставшейся от домашней стройки. Чтобы глина не сохла, обмазал ее подсолнечным маслом. Отдал на школьный конкурс и был премирован книгой «Биография И.В. Сталина». Учитель рисования Жуков Николай Васильевич обратил внимание на творческое дарование маленького Николая, когда увидел его выставочную работу, сделанную из глины, с изображением панорамы гор с Казбеком и Столовой горой и благословил его заниматься изобразительным искусством. Потом были «уличные» скульптуры по мотивам «Сказки о царе Солтане» прямо перед домом. Но родные такую затею не поддержали: они со скепсисом относились к увлечению сына. «Мама сказала, – пишет в своей статье Николай Владимирович, – нам художник не нужен. Закончишь 7 классов, поступишь в ГМТ на металлургическое отделение, где самая высокая стипендия, получишь надежную профессию, а потом делай что хочешь. Пока же не отвлекайся от учебы на всякие глупости».
Слово матери – закон. И вот уже молодой печевой, мастер смены Николай Ходов – на страницах заводской газеты «Рабочий Электроцинка» от 29 октября 1960 года. Помимо краткой биографии и трудовых достижений, там есть и такие строки: «В начале 1960 года способный скульптор-самоучка Н. Ходов представил на выставку самодеятельных художников и скульпторов свою миниатюрную работу «Свежий номер «Крокодила» и занял первое место». Интерес к рисованию и лепке не покидает парня. Активно участвует в выставках, его направляют на обучение в Москву, он выставляется в Манеже. Интересно, что его попутчиками и друзьями в этой поездке были молодые, еще никому не известные тогда в Осетии ребята: армейский друг Коста Бирагов и односельчанин, красавец Бибо Ватаев. Удивительно, но факт: судьбы выдающихся людей часто переплетаются друг с другом, и в этом, безусловно, есть высшая воля. Герман Гудиев, Берт Бзаров, Сергей Таболов – их дружба с Николаем Ходовым зародилась еще в юности, и они пронесли ее сквозь годы.
Особая тема в творчестве скульптора – Нартский эпос. Сначала была скульптура нарта Сослана на площади Ленина. Потом родилась идея – создать композиции по мотивам эпоса, сделать это масштабно и достойно. Городские власти идею одобрили и предложили место у терренкура. Работа заняла 7 лет, получилось очень ярко и величественно. Потом на аллее появились дорожки, скамейки, освещение. И она стала местом притяжения жителей города и многочисленных туристов. Многие из них знакомятся с осетинскими легендами именно там, поэтому проект можно смело назвать просветительским.
Каким он был, Николай Владимирович Ходов? Родные, близкие, друзья вспоминают его как человека сильного, ответственного, дисциплинированного, строгого, причем, прежде всего к самому себе. Его отличал очень серьезный подход к делу, любому, в результате которого благодаря его подаче и умению, получалось всегда что-то особенное. А еще, и это главное, у него была добрейшая душа, которая не очерствела, несмотря на голодное детство, сложный трудовой путь, тяжелые личные потери. Он выстоял и сумел сохранить в себе полетность в мыслях, способность мечтать и творить. Конечно, у него было много планов, но…
Николай Ходов – уникальная личность, самородок, яркий представитель славного поколения руководителей производства республики, чья успешная деятельность формировала индустриальный облик Осетии, высочайший профессионал своего дела, умеющий твердо отстаивать свою принципиальную позицию и интересы коллектива, большой патриот Осетии, меценат, как бы сейчас сказали.
Человек жив, пока жива память о нем. Николай Владимирович оставил после себя такое богатое наследие, которое всегда будет напоминать о нем. Феномен творческих работ будут изучать специалисты и эксперты, а жители республики, гости всегда будут восхищаться его талантом и гордиться его удивительным даром государственного масштаба. «Это работа Николая Ходова»... Что может быть лучшей памятью для человека?! Его трудовой подвиг, его славный путь в искусстве навсегда вписаны золотыми буквами в летопись Осетии.