ВОПРОС ДНЯ
Элла МЕЛИКОВА, учитель начальных классов с большим стажем, г. Моздок:
– Я – за домашнее задание, так как это, в первую очередь, по методике – закрепление (самостоятельное!) пройденного в классе материала. Учитель сам определяет объем работы на дом, но он не должен превышать объема классной работы. Для начальной школы по математике – это задача и примеры, по русскому – повторить правило и выполнить упражнение; по чтению – чтение вслух или про себя, пересказ вслух одного произведения, отрывка или выучить наизусть (вслух) – стихотворение. В настоящее время в начальной школе много заданий, развивающих творческие способности детей: проекты, исследования. Эти задания родители понимают «по-взрослому» и скачивают из интернета целые курсовые работы. Пользы от этого никакой. Ведь ребенок домашнее задание должен выполнять самостоятельно! Тогда оно развивает логику, мышление, тренирует память, устную и письменную речь и придает больше уверенности школьнику. Только тогда «знание – сила». Родители должны контролировать правильность выполнения домашнего задания, но не делать его за ребенка. Многие и не делают – просто нанимают репетиторов! Отсюда и загруженность, и усталость.
Облегчим, конечно, родителям жизнь, если вообще отменим домашние задания, как в некоторых европейских странах. Но они нам не пример. Наоборот, примером для них было советское образование. Давайте не уподобляться худшему!
Роза ВАЛИЕВА, бабушка двух школьников, г. Ардон:
– Пока родители на работе, я, бывший бухгалтер, помогаю внукам выполнить домашнее задание. Одна девочка в пятом классе, другая – в шестом. Не устаю повторять: для детей это большой труд. Особенно с учетом того, что в школе много внеурочной деятельности, в которую вовлечены ученики. Времени на передышку у них нет. Мероприятие за мероприятием, конкурс за конкурсом, хотя я понимаю, что это все для развития учащихся. А дома сразу надо садиться за уроки, которых немало. Я уверена, что домашнее задание – только на пользу ребенку, он лучше запомнит и освоит материал, но объем уж очень велик. Мое мнение: нужно сократить количество внеурочных мероприятий и свести к продуманному минимуму домашнее задание.
Елена ГАНИЕВА, директор СОШ № 1 г. Беслана:
– Мой педагогический опыт работы, который насчитывает 35 лет, и звания «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель РСО–А» дают мне право не согласиться с отменой домашнего задания. Этот вопрос вообще не должен был обсуждаться. Что значит «не задавать домашнего задания»? Ребенок должен дома самостоятельно прорабатывать то, что было задано на уроке. Другое дело, что сегодня в интернете огромное количество сборников ГДЗ – вот, что нужно убрать из свободного доступа. Это мешает детям самостоятельно мыслить и готовить домашние задания.
Когда мы слышим возгласы, что детям неинтересно в школе, им должно быть весело, у меня возникает вопрос: «С каких пор учеба у нас превращается в веселье?». Учеба – это ежедневный и кропотливый труд, и дети, понимая это, все же должны учиться и стремиться к знаниям. Только тогда они смогут достичь в будущем профессиональных высот и добиться успехов в разных сферах деятельности.
Валерия К., студентка:
– Ваш вопрос вернул меня в детство. Нам немало домашнего задания задавали. Да, не всегда хотелось их выполнять. Но я помню ощущение, что с выполненным домашним заданием я всегда чувствовала себя увереннее. Знала, что у родителей не будет ко мне неприятных вопросов, за что «двойка»? Я считаю, что совсем обойти домашнее задание не получится, да и не нужно его отменять. Школьникам и так «облегчили» их выполнение. Понятно, что есть в свободном доступе информация, но я не приветствую, когда из Интернета можно списать решение задачи. Может быть, стоит ограничить доступ к таким ресурсам вместо отмены домашнего задания?
Регина ДЖИОЕВА, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 14 им. Героя Советского Союза Ларионова В.П.»:
– Сегодня нередко поднимается вопрос о целесообразности домашнего задания в школьной программе. Некоторые считают, что оно создает дополнительную нагрузку на детей, лишает их свободного времени и удовольствия от детства. Однако мы, педагоги, убеждены, что домашнее задание играет важную роль в образовательном процессе и помогает ученикам достичь высоких результатов.
Почему домашнее задание важно? Домашняя работа позволяет закрепить знания, полученные на уроках. Ученики имеют возможность самостоятельно применить изученный материал, разобраться в сложных моментах и отработать практические навыки.
Выполнение заданий дома способствует развитию ответственности, организованности и самодисциплины. Дети учатся планировать свое время, расставлять приоритеты и доводить начатое дело до конца. Регулярная домашняя работа помогает подготовиться к контрольным работам, тестам и экзаменам. Она формирует привычку систематически повторять пройденный материал, что повышает шансы на успешную сдачу итоговых испытаний.
Учителя могут давать индивидуальные задания, учитывая уровень подготовки каждого ученика. Это позволяет детям двигаться вперед в своем собственном темпе, преодолевая трудности и добиваясь успехов.
Мария ЧЕРЕДНИЧЕНКО, мать троих детей:
– Школьники тратят на учебу до 8–10 часов в день. При этом качество выполнения часто хромает, поскольку дети пользуются сайтами с ГДЗ и искусственным интеллектом.
Считаю ,что ребенок может качественно выполнять задаваемый на дом объем, но при одном условии: если он не посещает кружков и кроме школы ничем не интересуется. При этом от учителей хотелось бы побольше осмысленности. Задания должны закреплять пройденный материал, а не существовать для галочки.
В целом я считаю, что полностью отменять домашнее задание нельзя. Но в домашнем задании должна быть золотая середина. Заваливать «домашкой» не надо, но нужно оставить обязанности для повторения. Кроме того, на процесс влияет и отношение учителей.
Алевтина КОРОЕВА, ветеран педагогического труда:
– Учителя вряд ли откажутся от этой практики. Все-таки именно они несут ответственность за образовательные результаты, их достижение и освоение образовательных программ. И изъять это из их практики, на которую они опираются, вряд ли возможно. Многие мои коллеги считают, что если устные предметы можно изучать только в школе, то по практическим – русскому и иностранному языкам, математике – необходима и домашняя работа.
Но есть коллеги, которые «домашку» по устным предметам тоже считают обязательной. По их мнению, по таким предметам должны задавать небольшие эссе или исследования, а по практическим – короткие и закрепляющие знания задания, на выполнение которых уйдет по 15–30 минут.
Не стоит отменять. Надо менять. Менять отношение к домашнему заданию, менять его суть. Чтобы оно было не бременем, а инструментом роста. Чтобы дети понимали: думать – это важно. Думать – это интересно.
Елизавета ДЗАХСОРОВА, учитель истории:
– Домашние задания нужны, но в разумных объемах. Сейчас дети часто просто копируют ответы из Интернета или используют ИИ, а это убивает смысл самостоятельной работы. Важно пересмотреть формат домашних заданий – меньше шаблонных упражнений, больше аналитических и творческих. Без закрепления материала после уроков знания не усвоятся, но перегружать школьников бессмысленно. Нужен баланс между эффективностью и нагрузкой.
Алина МАРЗОЕВА, учитель иностранных языков:
– Домашние задания – это не враги, но, на мой взгляд, давно превратились в формальность. Дети часами сидят над тетрадями, а по факту просто переписывают готовые ответы из Интернета или портят зрение, уткнувшись в экран. Разве в этом смысл? Нужно не отменять «домашку», а сделать ее осмысленной – меньше механического пересказа, больше живых дискуссий, анализа, проектов, которые пробуждают интерес. Задание должно быть вызовом, а не каторгой! Если ребенок видит в нем лишь повинность – значит, мы что-то делаем не так.
Яна Т., бывшая школьница:
– Я считаю домашние задания мучением для детей. С одной стороны, вроде и надо повторить, а с другой стороны, не остается времени на познание мира. Не книжного, а того, который нас окружает: погулять, пообщаться, заняться саморазвитием. Когда каждый день по 5–6 уроков и надо готовиться ко всем, как ребенок должен отдыхать или ходить на тренировки? Я была бы рада, если бы отменили домашние задания или сделали бы так, как в других учебных заведениях – раз в полгода проверять знания школьников.
Анета ХАДИКОВА, многодетная мама:
– Мне, как многодетному родителю, было бы намного лучше изменить систему домашнего задания. Детям необходимо закреплять знания в домашней обстановке. Но достаточно больше внимания должно уделяться и получению, и закреплению знаний в школе во время учебного процесса с помощью учителей. А все остальное свободное время дети должны проводить с пользой: заниматься спортом, искусством, посещать культурные мероприятия.
Это даст возможность им стать всесторонне развитыми.
– Я – за домашнее задание, так как это, в первую очередь, по методике – закрепление (самостоятельное!) пройденного в классе материала. Учитель сам определяет объем работы на дом, но он не должен превышать объема классной работы. Для начальной школы по математике – это задача и примеры, по русскому – повторить правило и выполнить упражнение; по чтению – чтение вслух или про себя, пересказ вслух одного произведения, отрывка или выучить наизусть (вслух) – стихотворение. В настоящее время в начальной школе много заданий, развивающих творческие способности детей: проекты, исследования. Эти задания родители понимают «по-взрослому» и скачивают из интернета целые курсовые работы. Пользы от этого никакой. Ведь ребенок домашнее задание должен выполнять самостоятельно! Тогда оно развивает логику, мышление, тренирует память, устную и письменную речь и придает больше уверенности школьнику. Только тогда «знание – сила». Родители должны контролировать правильность выполнения домашнего задания, но не делать его за ребенка. Многие и не делают – просто нанимают репетиторов! Отсюда и загруженность, и усталость.
Облегчим, конечно, родителям жизнь, если вообще отменим домашние задания, как в некоторых европейских странах. Но они нам не пример. Наоборот, примером для них было советское образование. Давайте не уподобляться худшему!
Роза ВАЛИЕВА, бабушка двух школьников, г. Ардон:
– Пока родители на работе, я, бывший бухгалтер, помогаю внукам выполнить домашнее задание. Одна девочка в пятом классе, другая – в шестом. Не устаю повторять: для детей это большой труд. Особенно с учетом того, что в школе много внеурочной деятельности, в которую вовлечены ученики. Времени на передышку у них нет. Мероприятие за мероприятием, конкурс за конкурсом, хотя я понимаю, что это все для развития учащихся. А дома сразу надо садиться за уроки, которых немало. Я уверена, что домашнее задание – только на пользу ребенку, он лучше запомнит и освоит материал, но объем уж очень велик. Мое мнение: нужно сократить количество внеурочных мероприятий и свести к продуманному минимуму домашнее задание.
Елена ГАНИЕВА, директор СОШ № 1 г. Беслана:
– Мой педагогический опыт работы, который насчитывает 35 лет, и звания «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный учитель РСО–А» дают мне право не согласиться с отменой домашнего задания. Этот вопрос вообще не должен был обсуждаться. Что значит «не задавать домашнего задания»? Ребенок должен дома самостоятельно прорабатывать то, что было задано на уроке. Другое дело, что сегодня в интернете огромное количество сборников ГДЗ – вот, что нужно убрать из свободного доступа. Это мешает детям самостоятельно мыслить и готовить домашние задания.
Когда мы слышим возгласы, что детям неинтересно в школе, им должно быть весело, у меня возникает вопрос: «С каких пор учеба у нас превращается в веселье?». Учеба – это ежедневный и кропотливый труд, и дети, понимая это, все же должны учиться и стремиться к знаниям. Только тогда они смогут достичь в будущем профессиональных высот и добиться успехов в разных сферах деятельности.
Валерия К., студентка:
– Ваш вопрос вернул меня в детство. Нам немало домашнего задания задавали. Да, не всегда хотелось их выполнять. Но я помню ощущение, что с выполненным домашним заданием я всегда чувствовала себя увереннее. Знала, что у родителей не будет ко мне неприятных вопросов, за что «двойка»? Я считаю, что совсем обойти домашнее задание не получится, да и не нужно его отменять. Школьникам и так «облегчили» их выполнение. Понятно, что есть в свободном доступе информация, но я не приветствую, когда из Интернета можно списать решение задачи. Может быть, стоит ограничить доступ к таким ресурсам вместо отмены домашнего задания?
Регина ДЖИОЕВА, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 14 им. Героя Советского Союза Ларионова В.П.»:
– Сегодня нередко поднимается вопрос о целесообразности домашнего задания в школьной программе. Некоторые считают, что оно создает дополнительную нагрузку на детей, лишает их свободного времени и удовольствия от детства. Однако мы, педагоги, убеждены, что домашнее задание играет важную роль в образовательном процессе и помогает ученикам достичь высоких результатов.
Почему домашнее задание важно? Домашняя работа позволяет закрепить знания, полученные на уроках. Ученики имеют возможность самостоятельно применить изученный материал, разобраться в сложных моментах и отработать практические навыки.
Выполнение заданий дома способствует развитию ответственности, организованности и самодисциплины. Дети учатся планировать свое время, расставлять приоритеты и доводить начатое дело до конца. Регулярная домашняя работа помогает подготовиться к контрольным работам, тестам и экзаменам. Она формирует привычку систематически повторять пройденный материал, что повышает шансы на успешную сдачу итоговых испытаний.
Учителя могут давать индивидуальные задания, учитывая уровень подготовки каждого ученика. Это позволяет детям двигаться вперед в своем собственном темпе, преодолевая трудности и добиваясь успехов.
Мария ЧЕРЕДНИЧЕНКО, мать троих детей:
– Школьники тратят на учебу до 8–10 часов в день. При этом качество выполнения часто хромает, поскольку дети пользуются сайтами с ГДЗ и искусственным интеллектом.
Считаю ,что ребенок может качественно выполнять задаваемый на дом объем, но при одном условии: если он не посещает кружков и кроме школы ничем не интересуется. При этом от учителей хотелось бы побольше осмысленности. Задания должны закреплять пройденный материал, а не существовать для галочки.
В целом я считаю, что полностью отменять домашнее задание нельзя. Но в домашнем задании должна быть золотая середина. Заваливать «домашкой» не надо, но нужно оставить обязанности для повторения. Кроме того, на процесс влияет и отношение учителей.
Алевтина КОРОЕВА, ветеран педагогического труда:
– Учителя вряд ли откажутся от этой практики. Все-таки именно они несут ответственность за образовательные результаты, их достижение и освоение образовательных программ. И изъять это из их практики, на которую они опираются, вряд ли возможно. Многие мои коллеги считают, что если устные предметы можно изучать только в школе, то по практическим – русскому и иностранному языкам, математике – необходима и домашняя работа.
Но есть коллеги, которые «домашку» по устным предметам тоже считают обязательной. По их мнению, по таким предметам должны задавать небольшие эссе или исследования, а по практическим – короткие и закрепляющие знания задания, на выполнение которых уйдет по 15–30 минут.
Не стоит отменять. Надо менять. Менять отношение к домашнему заданию, менять его суть. Чтобы оно было не бременем, а инструментом роста. Чтобы дети понимали: думать – это важно. Думать – это интересно.
Елизавета ДЗАХСОРОВА, учитель истории:
– Домашние задания нужны, но в разумных объемах. Сейчас дети часто просто копируют ответы из Интернета или используют ИИ, а это убивает смысл самостоятельной работы. Важно пересмотреть формат домашних заданий – меньше шаблонных упражнений, больше аналитических и творческих. Без закрепления материала после уроков знания не усвоятся, но перегружать школьников бессмысленно. Нужен баланс между эффективностью и нагрузкой.
Алина МАРЗОЕВА, учитель иностранных языков:
– Домашние задания – это не враги, но, на мой взгляд, давно превратились в формальность. Дети часами сидят над тетрадями, а по факту просто переписывают готовые ответы из Интернета или портят зрение, уткнувшись в экран. Разве в этом смысл? Нужно не отменять «домашку», а сделать ее осмысленной – меньше механического пересказа, больше живых дискуссий, анализа, проектов, которые пробуждают интерес. Задание должно быть вызовом, а не каторгой! Если ребенок видит в нем лишь повинность – значит, мы что-то делаем не так.
Яна Т., бывшая школьница:
– Я считаю домашние задания мучением для детей. С одной стороны, вроде и надо повторить, а с другой стороны, не остается времени на познание мира. Не книжного, а того, который нас окружает: погулять, пообщаться, заняться саморазвитием. Когда каждый день по 5–6 уроков и надо готовиться ко всем, как ребенок должен отдыхать или ходить на тренировки? Я была бы рада, если бы отменили домашние задания или сделали бы так, как в других учебных заведениях – раз в полгода проверять знания школьников.
Анета ХАДИКОВА, многодетная мама:
– Мне, как многодетному родителю, было бы намного лучше изменить систему домашнего задания. Детям необходимо закреплять знания в домашней обстановке. Но достаточно больше внимания должно уделяться и получению, и закреплению знаний в школе во время учебного процесса с помощью учителей. А все остальное свободное время дети должны проводить с пользой: заниматься спортом, искусством, посещать культурные мероприятия.
Это даст возможность им стать всесторонне развитыми.