2 июня исполнилось бы 97 лет Ирбеку Кантемирову, человеку, который был эталоном профессионального совершенства и человеческого достоинства и порядочности
Какой горец не мечтает иметь сына-наследника, носителя славных традиций предков! Алибеку Тузаровичу Кантемирову – родоначальнику цирковой династии осетинских джигитов жена Мариам Цирихова подарила трех сыновей, которые внесли свою лепту в развитие жанра джигитовки, стали звездами циркового и киноискусства.
«Плох тот сын, который не хочет пойти дальше отца. Он останется в его тени», – говорил Алибек Тузарович.
Во время гастролей цирка в Ереване первый раз выехал на манеж семилетний Ирбек вместо приболевшего брата Хасанбека. Ведь зрители с нетерпением ждали выступления маленького джигита. И Ирбек не подвел, ведь он давно владел трюками Хасанбека. Это был его первый опыт за долгие 70 лет. К тому же он идеально сложен для джигита. Для него не было ничего невозможного: впервые в мире он выполнил трюки «под шею», «под живот» с завязанными глазами. Стоя одной ногой на спине Гранита, с другой – на спине Дона проносится по арене через препятствия, а навстречу в галопе несется третья лошадь. Но лошади Ирбека в последний момент перед столкновением расходятся и конь проскакивает между ними. А «вертушка» с кинжалом и шашкой? Ирбек делает переворот в воздухе и садится спиной по ходу, соскок на арену и снова на коня.
В 1944 году в честь 20-летия автономии Северной Осетии проходили конно-спортивные состязания с участием наездников из краев и областей Северного Кавказа. 16-летний Ирбек стал победителем. После этого еще больше занимался физической подготовкой, учился в знаменитой и тогда 5-й школе г. Владикавказа, увлекся баскетболом, гимнастикой, сдал нормы ГТО.
В 1947 г. в Москве состоялись всесоюзные соревнования по конному спорту. Ирбек был зрителем, но решил в следующем году поучаствовать. И стал не просто участником, а в 1948–1952 годах даже пятикратным чемпионом СССР. Если в 1948 году можно было участвовать на своем коне, то потом коня представляли на соревнованиях, но для Ирбека нужен был всего один час, чтобы «узнать» коня и победить с ним.
Алибек Тузарович был строг и требователен к сыновьям и ученикам. В каждом городе, где проходили гастроли, в первый же день приезда надо было идти в школу. Как-то Ирбек решил нарушить правило, но, увидев хлыст в руке отца, стремглав бежал в школу.
В 1952 году Ирбек Кантемиров служил в Краснознаменной высшей кавалерийской школе в Симферополе. Его имя – чемпиона СССР – было знакомо солдатам и офицерам. По их просьбе в армейском клубе Ирбек рассказал о славных традициях кавалерии Первой конной армии С.М. Буденного, конниках Доваторе и Иссе Плиеве, совершавших дерзкие рейды в тыл врага.
«Может, в будущем кавалерия не будет уже играть большую роль в сражениях, но отвага, ловкость и сноровка, которые воспитывает конный спорт, будут всегда на вооружении армии», – говорил Ирбек.
Тогда же он стал чемпионом Вооруженных сил СССР по джигитовке. Жетон чемпиона и приз ему вручил сам С.М. Буденный.
Труппа «Джигиты Алибека» приехала на гастроли в Симферополь. По улице двигалась кавалькада всадников в алых черкесках и белых папахах, а впереди гарцевал молодой кавалерист в армейской фуражке и с погонами кавалериста. Это был Ирбек. Долго потом восхищались воины-кавалеристы джигитовкой, которую показала труппа с Ирбеком.
Труппа «Алибек» удивила и покорила своим искусством многие страны мира, где проехала осетинская арба. Слово «джигиты» для писателей этих стран означало «Кантемировы». В Лондоне зимой ночью зрители грелись у костров, чтобы утром достать билеты в цирк.
15 марта 1958 г. газета «Голос Севера» (Франция) писала: «…кавказские наездники в бешеном темпе показывают ошеломляющий номер ловкости и отваги. Они славятся как лучшие в мире».
26 марта 1958 г. журнал «Ар» (Западная Германия): «Наконец появились кентавры. Кавказские джигиты Кантемировы захватывают манеж галопом, исполняя трюки то верхом, то под животом коня».
В 1962 г. представитель фермеров из Оклахомы (США) Манти Рич сказал: «Наездники Кантемировы владеют лошадью так, как нельзя мечтать. Такой народ нельзя победить!»
Мексика – страна знатокови любителей верховой езды. В 1968 г. потрясенные мексиканцы почтительно сняли перед Ирбеком свои сомбреро. Члены клуба мексиканских наездников «Чарро Педригаль» («Честь и традиция») были восхищены искусством Кантемировых. Отчаянная удаль Ирбека, безудержный азарт Мухтарбека,владеющего испанским языком, приводили их в восторг. Они были приняты в члены клуба и награждены значками, золотыми шпорами и формой мексиканских наездников.
Газета «Авасьонес» тогда писала: «Много о них было разговоров, но все это ничто по сравнению с действительностью».
«При отборе лошадей, – говорил Ирбек, – имеет значение «родословная» и масть. Мой Асуан – внук коня, подаренного президентом Египта Насером Хрущеву. Глаза выразительные, шея лебединая, лоб широкий, хвост красивый. Наездник выбирает коня, как невесту».
Главный герой фильма «Смелые люди» Буян выполнял с Ирбеком, дублирующим Сергея Гурзо, много трюков: Ирбек прыгал с коня на площадку вагона, Буян спасал раненого героя Васю. Впервые Ирбек применил «подсечку», когда сраженная лошадь на полном скаку летит через голову так умело, что ни всадник, ни лошадь не пострадали.
Во время юбилея народного артиста СССР Михаила Яншина Ирбек поднялся на 5-й этаж Дома актера и позвал Буяна, который тоже поднялся, заржал и поклонился Яншину. А в одной телестудии вахтер протянул руку Буяну, конь подал ему ногу, поцеловал в голову и продолжил подниматься по ступенькам.
Кантемировы продолжили дорогу конно-трюковой кинематографии, участвуя в съемках около 50 фильмов: «Олеко Дундич», «Лично известен», «Атаман Кодр», «Застава в горах» и других.
На арене лихой наездник на сером скакуне и красавица-осетинка в белом национальном платье «плывет», как лебедь, конь под наездником тоже танцует, выполняя пируэты, перемену ног в галопе (хонга). И лишь знаток конной дрессуры оценит мастерство Ирбека, который пользуется только уздечкой. В конце Ирбек и его жена Недда склоняются в поклоне, и Асуан, выставив ногу, исполняет глубокий поклон (на фото).
На вопрос интервьюера А. Галазова «Какую бы профессию выбрали вы, если бы не было на свете клоунов?» Ю. Никулин ответил: «Клоунов? А разве такое могло случиться? И, улыбнувшись, добавил: «А я бы стал наездником Кантемировым».
Как-то Ирбек сказал о своей работе: «Главное – не забыть искусство наших предков, чтобы достойно представлять его сегодня. Забыть его – значит прервать песню гор. А песня – это ведь душа народа».
... Дни Осетии в Москве в кинотеатре «Россия». Ирбек с Асуаном приветствуют земляков. Парадным шагом выступает на середину сцены напротив притихшего зала красавец Асуан, и в древнем приветствии, приложив руку к сердцу, всадник в строгой черкеске, выточенный временем джигит Ирбек Кантемиров. Асуан делает круг по сцене и посредине у рампы «Свеча!» становится на «Оф!». Потом, выставив ногу, делает поклон. Зал неистовствует, Асуан кланяется еще раз. Девушка дает всаднику цветы, и Асуан снова делает «комплимент». Ирбек направляет его за кулисы, но конь ослушался, резко возвращается – и снова поклон. Ирбек смеется, весь зал стоит, аплодирует, весело кричат что-то по-осетински.
Известный режиссер-документалист Вадим Цаликов в интервью для «СК-Новости» сказал: «Профессия подарила мне встречи с удивительными людьми. Но в первую очередь это Ирбек Кантемиров – великий человек и великий артист, руководитель легендарной труппы «Алибек». Для меня он является эталоном профессионального совершенства, человеческого достоинства и порядочности».
После ухода на пенсию Ирбек выкупил у цирка Асуана и отдал Ростовскому конезаводу, при любой возможности навещая его.
Ирбек Алибекович Кантемиров – народный артист СССР, России, Северной Осетии, пятикратный чемпион СССР по конному спорту, чемпион Вооруженных сил СССР по конному спорту и джигитовке, лауреат премии Коста Хетагурова, последний раз выступал 9 мая 2000 года в Ростове с Асуаном…
На прощании в Московском цирке был президент Северной Осетии А.С. Дзасохов. Похороны должны были состояться на Новодевичьем кладбище. А.С. Дзасохов сказал, что Ирбек Кантемиров должен быть похоронен на родине – в Осетии. На специальном самолете его привезли и похоронили 14 мая 2000-го г. на Аллее Славы во Владикавказе.
Во время гастролей цирка в Ереване первый раз выехал на манеж семилетний Ирбек вместо приболевшего брата Хасанбека. Ведь зрители с нетерпением ждали выступления маленького джигита. И Ирбек не подвел, ведь он давно владел трюками Хасанбека. Это был его первый опыт за долгие 70 лет. К тому же он идеально сложен для джигита. Для него не было ничего невозможного: впервые в мире он выполнил трюки «под шею», «под живот» с завязанными глазами. Стоя одной ногой на спине Гранита, с другой – на спине Дона проносится по арене через препятствия, а навстречу в галопе несется третья лошадь. Но лошади Ирбека в последний момент перед столкновением расходятся и конь проскакивает между ними. А «вертушка» с кинжалом и шашкой? Ирбек делает переворот в воздухе и садится спиной по ходу, соскок на арену и снова на коня.
В 1944 году в честь 20-летия автономии Северной Осетии проходили конно-спортивные состязания с участием наездников из краев и областей Северного Кавказа. 16-летний Ирбек стал победителем. После этого еще больше занимался физической подготовкой, учился в знаменитой и тогда 5-й школе г. Владикавказа, увлекся баскетболом, гимнастикой, сдал нормы ГТО.
В 1947 г. в Москве состоялись всесоюзные соревнования по конному спорту. Ирбек был зрителем, но решил в следующем году поучаствовать. И стал не просто участником, а в 1948–1952 годах даже пятикратным чемпионом СССР. Если в 1948 году можно было участвовать на своем коне, то потом коня представляли на соревнованиях, но для Ирбека нужен был всего один час, чтобы «узнать» коня и победить с ним.
Алибек Тузарович был строг и требователен к сыновьям и ученикам. В каждом городе, где проходили гастроли, в первый же день приезда надо было идти в школу. Как-то Ирбек решил нарушить правило, но, увидев хлыст в руке отца, стремглав бежал в школу.
В 1952 году Ирбек Кантемиров служил в Краснознаменной высшей кавалерийской школе в Симферополе. Его имя – чемпиона СССР – было знакомо солдатам и офицерам. По их просьбе в армейском клубе Ирбек рассказал о славных традициях кавалерии Первой конной армии С.М. Буденного, конниках Доваторе и Иссе Плиеве, совершавших дерзкие рейды в тыл врага.
«Может, в будущем кавалерия не будет уже играть большую роль в сражениях, но отвага, ловкость и сноровка, которые воспитывает конный спорт, будут всегда на вооружении армии», – говорил Ирбек.
Тогда же он стал чемпионом Вооруженных сил СССР по джигитовке. Жетон чемпиона и приз ему вручил сам С.М. Буденный.
Труппа «Джигиты Алибека» приехала на гастроли в Симферополь. По улице двигалась кавалькада всадников в алых черкесках и белых папахах, а впереди гарцевал молодой кавалерист в армейской фуражке и с погонами кавалериста. Это был Ирбек. Долго потом восхищались воины-кавалеристы джигитовкой, которую показала труппа с Ирбеком.
Труппа «Алибек» удивила и покорила своим искусством многие страны мира, где проехала осетинская арба. Слово «джигиты» для писателей этих стран означало «Кантемировы». В Лондоне зимой ночью зрители грелись у костров, чтобы утром достать билеты в цирк.
15 марта 1958 г. газета «Голос Севера» (Франция) писала: «…кавказские наездники в бешеном темпе показывают ошеломляющий номер ловкости и отваги. Они славятся как лучшие в мире».
26 марта 1958 г. журнал «Ар» (Западная Германия): «Наконец появились кентавры. Кавказские джигиты Кантемировы захватывают манеж галопом, исполняя трюки то верхом, то под животом коня».
В 1962 г. представитель фермеров из Оклахомы (США) Манти Рич сказал: «Наездники Кантемировы владеют лошадью так, как нельзя мечтать. Такой народ нельзя победить!»
Мексика – страна знатокови любителей верховой езды. В 1968 г. потрясенные мексиканцы почтительно сняли перед Ирбеком свои сомбреро. Члены клуба мексиканских наездников «Чарро Педригаль» («Честь и традиция») были восхищены искусством Кантемировых. Отчаянная удаль Ирбека, безудержный азарт Мухтарбека,владеющего испанским языком, приводили их в восторг. Они были приняты в члены клуба и награждены значками, золотыми шпорами и формой мексиканских наездников.
Газета «Авасьонес» тогда писала: «Много о них было разговоров, но все это ничто по сравнению с действительностью».
«При отборе лошадей, – говорил Ирбек, – имеет значение «родословная» и масть. Мой Асуан – внук коня, подаренного президентом Египта Насером Хрущеву. Глаза выразительные, шея лебединая, лоб широкий, хвост красивый. Наездник выбирает коня, как невесту».
Главный герой фильма «Смелые люди» Буян выполнял с Ирбеком, дублирующим Сергея Гурзо, много трюков: Ирбек прыгал с коня на площадку вагона, Буян спасал раненого героя Васю. Впервые Ирбек применил «подсечку», когда сраженная лошадь на полном скаку летит через голову так умело, что ни всадник, ни лошадь не пострадали.
Во время юбилея народного артиста СССР Михаила Яншина Ирбек поднялся на 5-й этаж Дома актера и позвал Буяна, который тоже поднялся, заржал и поклонился Яншину. А в одной телестудии вахтер протянул руку Буяну, конь подал ему ногу, поцеловал в голову и продолжил подниматься по ступенькам.
Кантемировы продолжили дорогу конно-трюковой кинематографии, участвуя в съемках около 50 фильмов: «Олеко Дундич», «Лично известен», «Атаман Кодр», «Застава в горах» и других.
На арене лихой наездник на сером скакуне и красавица-осетинка в белом национальном платье «плывет», как лебедь, конь под наездником тоже танцует, выполняя пируэты, перемену ног в галопе (хонга). И лишь знаток конной дрессуры оценит мастерство Ирбека, который пользуется только уздечкой. В конце Ирбек и его жена Недда склоняются в поклоне, и Асуан, выставив ногу, исполняет глубокий поклон (на фото).
На вопрос интервьюера А. Галазова «Какую бы профессию выбрали вы, если бы не было на свете клоунов?» Ю. Никулин ответил: «Клоунов? А разве такое могло случиться? И, улыбнувшись, добавил: «А я бы стал наездником Кантемировым».
Как-то Ирбек сказал о своей работе: «Главное – не забыть искусство наших предков, чтобы достойно представлять его сегодня. Забыть его – значит прервать песню гор. А песня – это ведь душа народа».
... Дни Осетии в Москве в кинотеатре «Россия». Ирбек с Асуаном приветствуют земляков. Парадным шагом выступает на середину сцены напротив притихшего зала красавец Асуан, и в древнем приветствии, приложив руку к сердцу, всадник в строгой черкеске, выточенный временем джигит Ирбек Кантемиров. Асуан делает круг по сцене и посредине у рампы «Свеча!» становится на «Оф!». Потом, выставив ногу, делает поклон. Зал неистовствует, Асуан кланяется еще раз. Девушка дает всаднику цветы, и Асуан снова делает «комплимент». Ирбек направляет его за кулисы, но конь ослушался, резко возвращается – и снова поклон. Ирбек смеется, весь зал стоит, аплодирует, весело кричат что-то по-осетински.
Известный режиссер-документалист Вадим Цаликов в интервью для «СК-Новости» сказал: «Профессия подарила мне встречи с удивительными людьми. Но в первую очередь это Ирбек Кантемиров – великий человек и великий артист, руководитель легендарной труппы «Алибек». Для меня он является эталоном профессионального совершенства, человеческого достоинства и порядочности».
После ухода на пенсию Ирбек выкупил у цирка Асуана и отдал Ростовскому конезаводу, при любой возможности навещая его.
Ирбек Алибекович Кантемиров – народный артист СССР, России, Северной Осетии, пятикратный чемпион СССР по конному спорту, чемпион Вооруженных сил СССР по конному спорту и джигитовке, лауреат премии Коста Хетагурова, последний раз выступал 9 мая 2000 года в Ростове с Асуаном…
На прощании в Московском цирке был президент Северной Осетии А.С. Дзасохов. Похороны должны были состояться на Новодевичьем кладбище. А.С. Дзасохов сказал, что Ирбек Кантемиров должен быть похоронен на родине – в Осетии. На специальном самолете его привезли и похоронили 14 мая 2000-го г. на Аллее Славы во Владикавказе.