НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

Дорога, которой не видно конца

Мост у монастыря через р. Фиагдон

Каждый год в октябре в нашей стране свой профессиональный праздник отмечают работники дорожного хозяйства

Дорожники. Это звание с гордостью носят все, кто проектирует будущие трассы, кто воплощает масштабные проекты в жизнь – начиная от рытья корыта под основание дороги и отсыпки самых первых кубометров балласта в ее основание до укладки асфальта и нанесения разметки на готовое дорожное полотно, после чего по трассе начинается вечное движение транспорта… Одним словом все, кто каждый день, в любое время года, при любой погоде, без выходных и праздников готов выходить на дорогу, чтобы обеспечить комфорт и безопасность участникам дорожного движения...
Сотни специалистов самых разных профессий работают сегодня на сети дорог общего пользования Северной Осетии. Их протяженность – более 6,5 тыс. км, из которых 268 км – дороги федерального значения, 1057 км – регионального и межмуниципального значения. А кроме того – это шумные площади, проспекты, оживленные магистрали и улицы городов, а еще – тихие и скромные улочки и переулки маленьких населенных пунктов.

В праздники принято подводить итоги того, что уже сделано, делиться планами и на ближние, и более отдаленные перспективы.

Большинство водителей и пассажиров, с ветерком проносящиеся по трассам, даже не могут себе представить, какой грандиозный повседневный труд вкладывается в дороги, но даже самые придирчивые отмечают, что качество трасс Северной Осетии значительно повысилось.

В последние годы Глава РСО–А Сергей Меняйло, правительство республики уделяют большое внимание развитию дорожного комплекса, находятся в постоянном контакте с руководством Министерства транспорта России и Росавтодора. Благодаря их помощи и поддержке дорожникам Осетии удалось осуществить многие проекты, о реализации которых долгие десятилетия приходилось лишь мечтать.

Развитие сети автодорог республики, созданной в 50-е – 60-е годы прошлого века, продолжается по сей день. Строятся новые, реконструируются и ремонтируются старые дороги, вводятся в эксплуатацию обходы населенных пунктов, на дорогах появляются новые мосты, в соответствии с современными требованиями обустраиваются пассажирские остановки и пешеходные переходы, вдоль дорог и улиц устанавливается искусственное освещение, на сложных перекрестках появляются светофорные объекты. За порядком на дорогах и нарушением ПДД с каждым годом следит все больше камер фотовидеофиксации.

За последние 7 лет, когда в стране по инициативе Президента РФ Владимира Путина началось коренное преобразование дорожной сети, в развитие дорожной инфраструктуры республики было вложено более 35,0 млрд рублей, в том числе за счет средств нацпроектов «Безопасные качественные дороги» и «Инфраструктура для жизни» – около 17,5 млрд рублей. За это время было построено, реконструировано, капитально отремонтировано и отремонтировано около 420 км региональных и межмуниципальных дорог и около 170 км городских улиц, на обновленных дорогах был реконструирован и построен 31 мост общей протяженностью около 1700 метров.

Из наиболее значимых проектов, осуществленных в республике по нацпроектам, – строительство 57 километров дороги «Кавказ»: Хурикау – Малгобек – Моздок, целиком проходящей по территории Осетии. Дорога напрямую связала столицу республики с Моздокским районом, интегрировало дороги района в единую дорожную сеть республики. Сегодня здесь продолжаются работы по обустройству, строительству дополнительных защитных сооружений.

Большие преобразования произошли и на главной региональной дороге Осетии: Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен 2, которая стала основным стержнем единой дорожной сети республики. Из 93,8 км ее протяженности больше трети (33,2 км) превратились в участки I технической категории. Всего за годы реализации нацпроектов на дороге было отремонтировано 64 км дорожного полотна.
Мост у с. Ногира
В рамках нацпроектов на главной региональной трассе построены обходы с. Мичурина (5,6 км) и с. Чиколы (8,06 км), капитально отремонтирован обход г. Дигоры (7,680 км), которые вывели за пределы населенных пунктов тысячи единиц транзитного транспорта, снизили риск возникновения ДТП на улицах, улучшили экологическую ситуацию в поселениях и экономическую эффективность транспортных перевозок.

Последовательно проведена реконструкция 53-километрового участка дороги и транспортного тоннеля длиной 126 м на трассе Чикола – Мацута – Комы-Арт, что открыло беспрепятственный проезд к населенным пунктам, туристическим базам и альпинистским лагерям в верховьях Дигорского ущелья. Теперь это дорога с асфальтобетонным покрытием, с подпорными и лавинозащитными стенками, пятью полностью реконструированными мостами, способными выдержать современные транспортные нагрузки по всем параметрам.

Дорожники республики несколько лет вели реконструкцию и строительство дороги от федеральной трассы «Транскам» к горнолыжному туристско-рекреационному комплексу международного класса «Мамисон». Но прежде, чем гости попадут к новому комплексу, они проедут по обновленным и вновь построенным безопасным и комфортабельным участкам дороги, по современному автодорожному тоннелю, смогут по достоинству оценить все, что сделали дорожники на трассе, ведущей к ВТРК «Мамисон».

Осень – время, когда подводятся итоги сезона дорожно-строительных работ. Дорожники Северной Осетии уже сегодня, накануне своего профессионального праздника, могут гордиться тем, что из 17 дорожных объектов, включенных в план работ на 2025 год, завершили работы уже на 14 объектах.

На 1 ноября намечено открытие движения по мосту через реку Терек в обход с. Ногира. Ввод в эксплуатацию этого моста длиной 136 м восстановит привычные маршруты грузового, пассажирского и легкового транспорта, выведет с улиц Владикавказа потоки транзитного транспорта, избавит жилой район города от пробок.

На конец ноября намечена сдача первого реконструированного участка дороги «Транскам»: В. Згид – Мацута (от км 0,0 до км 5,5). Работы по реконструкции следующих участков планируется продолжить в предстоящие годы в рамках республиканских дорожных программ и нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Дорога обеспечит проезд из Алагирского в Дигорское ущелье, вернет жизнь в высокогорные районы республики, проложит новые туристические маршруты.

На предстоящие годы у дорожников Северной Осетии большие планы. За счет финансирования из федерального бюджета будет продолжено строительство объезда станицы Архонской, протяженностью 7,6 км с двумя полосами движения в каждом направлении. Продолжится и реконструкция дороги Гизель – Кармадон – Даргавс – Дзуарикау на участке от с. Кармадона в сторону Фиагдона. Планируется реализовать и программу реконструкции мостов, простоявших на дорогах по 60–70 лет, а также участков дорог, которые соединят между собой ущелья, разделенные перевалами, по которым пройдут новые туристические маршруты.

Глава и Правительство Северной Осетии обратились в Росавтодор с просьбой о финансировании еще одного не менее важного для республики объекта – реконструкции подъезда к курорту Цей. Отсутствие современной дороги к некогда самому знаменитому горному курорту Осетии привело к значительному снижению числа горнолыжников, туристов и просто отдыхающих, приезжающих сюда. Чтобы курорт возрождался и развивался, необходимо обновление старой и создание современной инфраструктуры, в том числе дорожной. Сейчас на уровне Росавтодора ведется соответствующая проработка вопроса, и есть надежда, что до конца 2030 года и этот большой проект будет реализован.

По словам главы республики Сергея Меняйло, «дороги и искусственные сооружения на них – часть «кровеносной системы экономики» и от того, как идет их совершенствование и развитие, зависят темпы роста экономики республики, да и ее будущее в целом. От того, насколько обустроены улицы городов и поселков, дороги, соединяющие соседние селения и ведущие в самые отдаленные уголки республики, зависит настроение, а порой и жизнь каждого человека».

Сегодня Республика Северная Осетия – Алания входит в первую пятерку регионов России, в которых ко всем населенным пунктам ведут дороги с твердым покрытием.

Дороги Осетии построены несколькими поколениями дорожников, искренне и бесконечно преданных своей профессии. Большой вклад в развитие сети дорог внесли ветераны отрасли, имена которых с уважением произносят в республике: это многолетние руководители и работники дорожных организаций разных уровней – Т. Солиев, К. Акоев, К. Беликов, К. Ботоев, К. Габеев, Т. Дзодзиев, С. Кабисов, О. Воробцова, и проектировщики Т. Кесаонова, Л. Олисаева, это сотрудники отделов комитета, без которых трудно представить слаженную работу дорожной отрасли – И. Дзампаев, А. Акоев, З. Габоев, М. Каирова, Л. Канукова, А. Бадалов, И. Акоева, А. Туаева, Д.Аликова, всех перечислить просто невозможно…

Каждый год на дороги Осетии приходят новые поколения специалистов, которые, работая плечом к плечу с опытными дорожниками, перенимают опыт предыдущих поколений, и уже сегодня принимают на себя груз ответственности за развитие дорожной и транспортной отраслей республики. Заслуженным уважением в профессиональной среде пользуются В. Мамукаев и Х. Касаев, И. Леков и Б. Караев, А. Гасанов и Т. Мильдзихов, А. Батаев и Р. Баликоев…

…Сохранять лучшие традиции дорожников Осетии, сделать все, чтобы дороги и улицы становились более качественными и безопасными, предстоит младшему поколению дорожников.

И как никогда не прекращается движение по дорогам, так и сегодняшнему поколению дорожников предстоит работа на всю жизнь: ведь после завершения строительства одной трассы – впереди открываются новые горизонты, до которых нужно проложить новую дорогу…

С праздником вас, дорогие дорожники!
2025-10-17 20:06 Общество