НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

Мотивы у подножия Тянь-Шаня: как традиции обретают новую жизнь

История культурного сотрудничества

Много страниц истории написано о взаимосвязях России и Китая. Между тем столько же еще остается малоизученным или не затронутым вовсе. Наш земляк профессор Валерий Таказов вместе со своими коллегами из китайских научных центров знакомят с интересными материалами из истории взаимоотношений двух держав. На сегодня они представили общий исследовательский пласт из нематериального наследия россиян на китайской земле, демонстрирующий тесную связь поколений на разных этапах развития традиционной культуры двух народов. В планах изучить историко-гуманитарную составляющую на примере появления аланов в Китае, оставившие заметный след в историографии Поднебесной, а также проследить неизученные до сих пор страницы из истории пребывания первого дигорского поэта и драматурга Блашка Гурджибети, павшего на полях Русско-японской войны в Маньчжурии 18 июня 1905 г. Позже в том же регионе директором школы в течение нескольких лет работал автор учебника по осетинской грамматике, поэт Газак Тогузов. Отдельного скрупулезного отношения требует изучение творчества Виктора Сабанова – китайского журналиста периода культурной революции Мао Цзэдуна. Впереди – много вопросов, а значит, столько же открытий.
От традиционных деревянных домов, построенных по русской технологии сруба, и мелодичных звуков баяна до энергичных народных танцев на местных праздниках — в китайском Синьцзяне русская культура, охраняемая государством как нематериальное культурное наследие, получает новое развитие. Сохранение этих традиций представляет собой не только дань уважения к исторической памяти, но и важный элемент культурного сотрудничества между Китаем и Россией в регионе, где гармонично сосуществуют различные культурные традиции.

На северо-западной окраине Китая, в городе Тачэн Синьцзян-Уйгурского автономного района, проживают особенные жители — представители русского этноса. Здесь, вдали от исторической родины, на протяжении столетия протекала размеренная славянская жизнь с сохранением своих традиций и обычаев. Несмотря на малочисленность, русские Китая сберегли в этих краях язык, веру, традиционную одежду, ремесла и праздники предков практически в первозданном виде. Сегодня благодаря активной государственной поддержке Китая в области сохранения нематериального культурного наследия эти уникальные традиции, объединяющие историческую память России и Китая, вновь обретают признание и значимость.

Архитектурное наследие: мастерство строительства русских домов «мукелун»


Уже в середине XIX века, в период правления китайского императора Сяньфэна из династии Цин, предки современных русских жителей Синьцзяна принесли традиции деревянного зодчества в регион. Мастера умело сочетали классический славянский стиль деревянного строительства с местными климатическими условиями и доступными материалами. Перенимая строительный опыт у соседних народов, они постепенно создали оригинальный архитектурный стиль русских домов «мукелун». Эти просторные и функциональные строения отличаются превосходной системой вентиляции и теплоизоляции, а также поражают художественной красотой, представляя собой подлинные образцы народного зодчества.

В 2008 году мастерство строительства русских домов в Китае было официально включено во Второй список нематериального культурного наследия Китая национального уровня. Это признание стало высокой оценкой древнего ремесла и дало новый импульс его сохранению и развитию. Однако в условиях стремительной городской застройки область распространения традиционных домов сокращается. Многие старинные постройки приходят в упадок, требуя срочной реставрации. Кроме того, число мастеров, владеющих тонкостями старинного зодчества, неуклонно убывает, что делает необходимыми безотлагательные меры по сохранению уникального культурного наследия.

В этом соревновании со временем особую роль играют хранители традиций, такие как мастер Чжан Хуайшэн (на фото). Родившийся в 1946 году, он представляет третье поколение наследников нематериального культурного наследия. С 18 лет, перенимая ремесло у отца, он поэтапно осваивал искусство деревообработки — от основ до тонкостей столярного соединения деталей и художественной резьбы. На протяжении многих десятилетий мастер создавал дома и традиционные декоративные элементы, ставшие архитектурными достопримечательностями Тачэна. Чжан Хуайшэн не только возводил русские жилые дома, – и в период рыночной экономики он продолжал сохранять традиции, реставрируя старинные элементы. Его работы, украшенные выразительными цветочными и геометрическими узорами, высоко ценятся специалистами и жителями города. В последние годы под руководством Чжана были восстановлены такие исторические памятники, как Музей русской культуры (бывшая школа имени Молотова) и здания Народного парка. Благодаря его усилиям древние традиции деревянного зодчества получили новую жизнь на городских улицах и площадях, а самого Чжана местные жители с теплотой и уважением называют «живой энциклопедией русского деревянного зодчества Синьцзяна».

Музыка души: искусство игры на баяне у русских Синьцзяна


Баян — уникальный кнопочный гармонический инструмент, по праву считающийся душой русской народной музыки. В начале XX века он вместе с русскими переселенцами появился в Илийском регионе Синьцзяна, став неотъемлемой частью культурной жизни: его звуки сопровождают праздники, торжества и выступления. По сравнению с аккордеоном баян обладает более широким диапазоном, богатыми гармоническими возможностями и способностью передавать сложную палитру национальных чувств — от глубокого лиризма до бурной радости.

В 2021 году «искусство игры на баяне у русских Синьцзяна» было включено в Пятый национальный список объектов нематериального культурного наследия Китая. Это событие стало важным шагом в деле защиты и развития данного искусства, обеспечив ему государственную поддержку и финансовые ресурсы. Сегодня в Или-Казахском автономном округе баян активно используется в профессиональных ансамблях и включен в учебные программы школ. Благодаря этим усилиям старинное искусство переживает подлинное возрождение, обогащая многонациональную музыкальную культуру Китая.

В живописной пешеходной зоне улицы Люсин в Инине живет один из самых уважаемых хранителей этой традиции – Александр Сергеевич Зазорин. За шестьдесят лет жизни в этом городе он стал региональным носителем нематериального культурного наследия и лидером одного из самых популярных народных коллективов. Его игра на баяне отличается мастерством и эмоциональностью: он искусно сочетает русские мелодии с музыкальными элементами народов Синьцзяна, создавая особое звучание, которое признано как китайский стиль исполнения на баяне.

Танцевальное наследие: русские чечетки в Синьцзяне


В праздничные дни в городе Тачэне стоит лишь зазвучать баяну, как танцевальные залы наполняются энергией русского чечеточного танца. Под ритмичные, стремительные мелодии народных инструментов мужчины и женщины в ярких национальных костюмах отбивают каблуками дробь и кружатся вихрем, создавая живую картину жизнелюбия, силы и радости, которые присущи русскому народу. Этот танец вобрал в себя разнообразные движения из народных русских танцев, а также элементы хореографических традиций других этносов. Особое внимание уделяется импровизации и выражению индивидуального стиля, что придает танцу художественную выразительность и зрелищность.

В 2021 году «русский чечеточный танец» также был включен в Пятый национальный список нематериального культурного наследия Китая, став важным культурным символом русской общины. Одной из наиболее выдающихся его носительниц является уроженка Тачэна Анна, родившаяся в 1965 году. Танец для нее — это не просто искусство, а неотъемлемая часть ее жизни и самоидентичности. Уже много лет она передает свое мастерство молодежи, вдохновляя новые поколения на сохранение и развитие этого уникального наследия.

В последние годы администрация Тачэна предпринимает значительные усилия для популяризации этого вида искусства. Организуются фестивали, конкурсы, выставки и мастер-классы, ведется активная работа по внедрению программы «Нематериальное культурное наследие – в школы». Все это позволило дать новый импульс развитию старинного искусства, вернуть его на сцену и сделать частью современной городской культуры. Сегодня чечетка русских Синьцзяна — это не только народное развлечение, но и яркое проявление преемственности традиций, органично вписывающееся в современную эпоху.

Сохраняя и развивая уникальные традиции русского наследия у подножия Тянь-Шаня, местные жители не только обогащают культурное пространство региона, но и вносят весомый вклад в укрепление межнационального диалога и взаимопонимания между народами Китая и России. Их усилия становятся примером того, как бережное отношение к прошлому способно вдохновлять на созидание в настоящем и формировать прочную основу для будущих поколений. В этом многообразии культурных проявлений рождается особая атмосфера доверия, уважения и творческого сотрудничества, позволяющая традициям не только выживать, но и расцветать в новых условиях современной жизни.

Ван Цзян, профессор Чжэцзянского педагогического университета, заместитель директора Института приграничных исследований.

Хань Цзясин, старший преподаватель факультета журналистики и коммуникаций Синьцзянского университета.

Валерий Таказов, профессор Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы и Муданьдзянского университета КНР

2025-06-24 17:06 Общество