НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

Детальный контроль эффективен

Сегодня состоялось сороковое заседание Парламента РСО–А седьмого созыва
На очередной сессии, которую провел руководитель законодательного органа республики Т. Р. ТУСКАЕВ, депутаты приняли конституционный закон, сохраняющий второе наименование североосетинской столицы, проанализировали исполнение бюджета Территориального фонда медстрахования, выслушали мнение эксперта по вопросу управления многоквартирными домами, обсудили отчет главы АМС Моздокского района о результатах деятельности за 2024 год.
Среди рассмотренных на заседании семь законопроектов приняты во втором и окончательном чтении, тринадцать – в первом, работа над ними будет продолжена.
«Дзауджикау» сохранили

Представленные руководителем комитета по законодательству Асланом Черчесовым и поддержанные парламентом изменения в ч. 3 ст. 64 Конституции Республики Северная Осетия – Алания закрепили официальное наименование столицы нашей республики: муниципальное образование городской округ Владикавказ (Дзауджикау).

Появившиеся некоторое время назад разночтения имели технический характер. Наименование «Дзауджикау» сохраняет свое историческое и культурное значение. Напомним, Указом Президиума ВС РСФСР от 22 октября 1990 года город Орджоникидзе был переименован в город Владикавказ и восстановлено традиционное название города Орджоникидзе на осетинском языке – Дзауджикау.

На законодательном уровне приняты и изменения в республиканский закон об установлении границ муниципального образования городской округ город Владикавказ и наделение его статусом городского округа.

«Расходы медучреждений – под увеличительное стекло»

Директор Территориального фонда медицинского страхования Алан Дзагоев представил подробный отчет об исполнении бюджета фонда за 2024 год. Его основные параметры: исполнение по доходам составило 12 млрд 756 млн рублей, что на 11,7% больше, чем годом раньше. Расходы – 12 млрд 386 млн рублей, это на 987 млн рублей, или 8,7% больше, чем в 2023 году.

При этом основная часть расходов пришлась на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС в размере 11 912,8 млн рублей.

Докладчик отметил положительную динамику в части профилактических мероприятий. По диспансеризации – выполнение плановых показателей составило 88,2%. В результате по сравнению с 2023 годом диспансеризация увеличилась на 7%, по сравнению с 2022 годом на 80%.

По профилактическим осмотрам выполнение составило 93,1%.

За счет всех источников финансирования были выполнены целевые показатели по заработной плате в рамках реализации майского Указа Президента Российской Федерации № 597: врачи – 64,3 тыс. рублей (100,4% планового показателя), что на 12,1% больше, чем в 2023 году, средний медицинский персонал – 34,7 тыс. рублей (108,2%), что на 14,3% больше, чем в 2023 году. Небольшое недовыполнение по младшему медперсоналу – 31,9 тыс. рублей (99,4%), что на 11,9% больше, чем в 2023 году.

«Сегодня мы не только подводим итоги исполнения бюджета Терфонда, но и делаем очередную попытку понять, как рост доходов ТФОМС решает задачи, стоящие перед системой здравоохранения», – подчеркнула в своем содокладе по данному вопросу председатель профильного комитета парламента Лариса Ревазова.

В 2024 году рост доходов ТФОМС в сравнении с 2023 годом составил 26% (12,756 млрд руб.). Однако фактическое финансирование программ ОМС снизилось с 95 до 90,3% в сравнении с 2023 годом.

Рост остатков средств ОМС (+112,7 млн руб.) на счетах медицинских организаций при достаточно высоком уровне просроченных обязательств свидетельствует о нерациональном накоплении средств, возможно, для покрытия будущих расходов без уменьшения текущих долгов. Текущая кредиторская задолженность медицинских организаций за 2024 г. выросла до 1,048 млрд руб., при этом просроченная несколько уменьшилась – с 285 млн руб. до 192 млн руб.

Основные причины задолженности, по мнению Л. Ревазовой, связаны с недостаточно эффективным управлением финансовыми потоками, в частности, нарушениями закупочной деятельности, необоснованными расходами на персонал (например, дублирование функций сотрудников), превышением штатных должностей над нормативами и необоснованными стимулирующими выплатами при недовыполнении объемов.

Предыдущий опыт, когда благодаря работе межведомственной комиссии, произошло снижение кредиторки в 2,5 раза, доказало: детальный контроль эффективен.

Комитет отмечает определенные риски в управлении средствами ОМС, такие, как нарушения финансовой дисциплины, нецелевое и неэффективное использование средств, о чем так же неоднократно по итогам проверок, информировали как Контрольно-счетная палата республики, так и Контрольно-ревизионное управление Терфонда. считаем необходимым усиление контрольно-ревизионного направления деятельности как фонда, так и министерства здравоохранения, подчеркнула Л. Ревазова.

Нас интересует удельный вес затрат средств ФОМС, выделяемых лечебным учреждениям по направлениям: сколько – на заработную плату, сколько – на лекарственные препараты, сколько – на медоборудование и так далее, от этого зависит уровень нашего здравоохранения. И вот тут должен быть постоянный системный анализ, можно сказать, под микроскопом отдельных лечебных учреждений, чтобы была хорошая сбалансированность и в части мотивирования работников, и в части необходимых пациентам препаратов и для круглосуточных, и для дневных стационаров, – сказал председатель парламента, отметив в целом аналитическую работу, проведенную его профильным комитетом и Территориальным фондом медстрахования, подчеркнув, что и в дальнейшем нужна большая совместная работа.

Разбаланс ответственности

В разделе «Время эксперта» перед депутатами выступил заместитель главы администрации местного самоуправления г. Владикавказа Маирбек Хасцаев. Тема выступления: «О развитии сферы управления многоквартирными домами. Проблемы и задачи на перспективу».

Высокий износ жилых зданий, несоответствие значительной доли жилых помещений требованиям комфорта и безопасности, дефицит финансовых ресурсов в условиях ограниченного роста доходов населения – вот далеко не полный перечень проблем, отметил эксперт, обратив внимание, что значительная часть жалоб в сфере управления многоквартирными домами поступает в систему начисления и взимания платы за ОДН. Отсутствие прозрачности вызывает негативную реакцию населения, а также является катализатором банкротства управляющих организаций, которые становятся несостоятельными в силу определенных причин, зачастую не зависящих от них. Корректность начисления ОДН необъективна, считает эксперт, так как невозможно одновременное снятие показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета. При этом значительная часть индивидуальных приборов учета размещена непосредственно в квартирах, в которые доступ для представителей УО чаще всего бывает закрыт.

Эксперт предложил «рецепт» по урегулированию ситуации.

1. Начисление ОДН осуществляет УО, далее она передает дебиторскую задолженность ПАО «Россети» в рамках некого соглашения (например, агентский договор) для их самостоятельного взыскания. При этом мы освобождаем УО от долговой нагрузки, а ПАО «Россети» в полной мере могут поднять свой уровень платежей по ОДН до 100%.

2. В рамках пилотного проекта передача полномочий по начислению и взысканию ОДН ПАО «Россети», т.е. апробация этого механизма в РСО–А, с последующим внедрением в случае положительного результата в других субъектах Российской Федерации.

Кроме того, для объективного контроля и аудита деятельности как УО, так и ПАО «Россети» необходимо создание на базе РСТ структуры, аналогичной Региональной энергетической комиссии. Эта комиссия должна будет выступать независимым экспертом в случае возникновения спорных вопросов. Создание такой комиссии, по мнению Хасцаева, будет способствовать корректности начисления ОДН, объективному выявлению коммерческих и технических потерь по МКД.

Очень важно, что комитет парламента совместно с администрацией города хорошо проработали эту тему, выявив те факторы, которые мешают качественному управлению многоквартирными домами, где проживают сотни тысяч жителей республики. Наша задача – развивать и создавать правовые условия для управления этой сферой, – резюмировал Таймураз Тускаев.

«Муниципальный час». Моздокский район крупным планом

Моздокский район хотя и самый отдаленный в республике, думается, вниманием властей он не обделен. Буквально недавно состоялось очередное выездное заседание совета парламента в Моздоке, где депутаты «сверили часы», посмотрели, как на практике выполняется принятое 26 июня 2024 года постановление парламента с рекомендациями правительству, органам исполнительной власти и местного самоуправления по социально-экономическому развитию района.

Как отметили и докладчик – глава АМС Моздокского района Станислав Никифоров, и содокладчик Аслан Черчесов, проведен значительный объем работы как в экономической, так и в социальной сфере этого района.

Бюджет по итогам прошлого года исполнен с профицитом в 54,5 млн рублей. Плановые показатели доходной части по всем видам налоговых и неналоговых поступлений достигнуты, кроме платежей за пользование природными ресурсами.

Объем финансирования в целях реализации государственных программ и национальных проектов в прошлом году составил без малого 1 миллиард 200 млн рублей.

И если программы развития здравоохранения, культуры, комплексного развития сельских территорий и обеспечения доступным и комфортным жильем в целом реализуются успешно, то по программам развития транспортной системы и образования есть некоторые вопросы.

В частности, в преддверии выездного совета, группа депутатов посетила школу-интернат имени Тигеева, где проводится капремонт, техническая готовность которой – 49%, при том что срок сдачи – август текущего года. Есть вопросы и к качеству проектирования, и к строительному контролю; субподрядчик, как и работники, из другого региона поэтому ни району, ни республике рассчитывать на налоговые отчисления не приходится.

Принимая во внимание, что на реализацию госпрограмм и нацпроектов в текущем году предусмотрено финансирование в размере 1 млрд 355 млн рублей, руководству района в целях увеличения собственных доходов необходимо в соответствии с налоговым законодательством инициировать постановку всех подрядных организаций на налоговый учет в районе, а также в целях увеличения поступлений НДФЛ контролировать оформление, т.е. заключение трудовых договоров, со всеми работниками.

В районе реализуются 3 масштабных инвестиционных проекта, по которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов. Из них реализован один проект: СППК «Агро-Юг», который с августа прошлого года выпускает молочную продукцию, созданы 20 рабочих мест.

В рамках долгосрочной программы капремонта до 2038 года запланирован ремонт 326 домов, из которых 13 – в текущем. Сборы за капремонт составляют 88% – самый высокий показатель в республике, в связи с чем регоператору целесообразно распространить положительный опыт.

Достойные показатели достигнуты в системе образования. По результатам итоговой аттестации в районе 51 медалист в 11-х классах и 63 отличника – в 9-х. Более 70% выпускников поступают в вузы. По итогам Всероссийской олимпиады школьников 28 учеников стали победителями, 243 – призерами. Но на контроле должны оставаться вопросы завершения капремонта в ряде школ. Сохраняется дефицит учителей математики, физики, английского и осетинского языков, для ликвидации которого необходимо активнее использовать возможности целевого обучения и программы «Земский учитель».

С целью эффективной реализации решений парламента по итогам обсуждения вопросов социально-экономического развития муниципальных районов принято решение о проведении промежуточного анализа исполнения рекомендаций. В этой связи целесообразно включиться в эту работу и Собранию представителей Моздокского района, которые, лучше зная положение дел на местах, смогут проводить анализ и обсуждать эти вопросы на площадке представительного органа.

* * *

На заседании отсутствовали депутаты: Р.Б. Абаев, А.Р. Базаев, З.М. Ватаев, Т.Б. Гаев, Д.В. Гуриев, Ч.А. Дудати, М.К. Едзоев, Т.Г. Засеев, Т.Г. Засеев, Т.В. Кокоева, Б.Р. Кочиев, Т.В. Кусов, К.И. Мрыков, У.З. Сакаев, А.С. Фадзаев, М.Б. Элдзарова.
Общество