НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

ОСКОЛОК РУССКОГО МИРА В СИНЬЦЗЯНЕ: СОХРАНЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

История культурного сотрудничества

(Окончание. Начало в №109)


В самом сердце Синьцзяна, среди заснеженных вершин Тянь-Шаня, живет уникальная русская община, которая уже более века бережно хранит язык, веру и традиции предков, превращая свой быт в живое свидетельство культурного диалога между Китаем и Россией.

В Тачэне, на северо-западе Китая, русская община уже более века бережно хранит язык, веру и традиции предков, а современная поддержка государства помогала этим уникальным обычаям вновь занять достойное место в культурном наследии страны. Несмотря на малочисленность на просторах огромного Китая, культурное влияние русских весьма значительное. Согласно статистическим данным около 9 тысяч русских проживают в Синьцзяне, а город Тачэн, где свыше 2300 русских, справедливо называют «культурной столицей» русских в регионе. Показательно, что все русские депутаты, избранные во Всекитайское собрание народных представителей, происходили именно из Тачэна, что подчеркивает роль города в сохранении и развитии русской культуры в Китае.

Прогуливаясь по улицам Тачэна, внимательный наблюдатель заметит в облике русских жителей европейские черты внешности, гармонично сочетающиеся с восточной мягкостью и гостеприимством. Особенно примечательно, что местные русские свободно владеют двумя языками: в общественных местах говорят на китайском – официальном языке страны, а дома и в семейном кругу предпочитают русский, который служит для них связующим звеном с родными традициями и культурой. Многие русские носят два имени – китайское и русское. Это позволяет им естественно ощущать себя частью многонационального сообщества Китая, сохраняя при этом особенности своей этнической идентичности и глубокую связь с единой китайской нацией.

История переселения русских в Тачэн: три ключевых периода


Первая волна миграции приходится на конец XIX – начало XX вв. В этот период купцы, ремесленники и крестьяне из России, следуя за расширением имперского влияния в Центральной Азии, пересекли границу и обосновались в районе Тачэна и Или. Новые поселенцы занялись земледелием, животноводством и традиционными ремеслами, что положило начало распространению элементов славянской культуры в этом регионе.

Вторая волна началась после Октябрьской революции 1917 года. Бывшие военные, не принявшие советскую власть, искали убежища от Гражданской войны в Синьцзяне. Эти эмигранты обогатили местное сообщество передовыми для того времени строительными технологиями, медицинскими знаниями и новыми образовательными методиками.

Третья волна миграции относится к 1930‑м годам и была напрямую связана с политикой Советского Союза. В этот период власти по соображениям государственной безопасности депортировали с Дальнего Востока этнических русских и лиц, имевших родственные связи с русским населением. По историческим данным, с 1932 по 1938 год тысячи депортированных прибыли в Китай, значительная часть из них – через город Тачэн.

Переселенцы и их потомки внесли значительный вклад в развитие Синьцзяна, внедрив передовые агротехнические методы: разведение высокопродуктивных сортов плодовых культур, пчеловодство и селекцию скота. В городской среде русские активно способствовали распространению современных профессий: автомеханики, слесарного дела, кожевенного производства, портновского мастерства и часового ремесла. Высокий образовательный уровень русского населения региона ярко проявился в таких сферах, как переводческая деятельность, медицина и образование, что способствовало культурному обмену, научно-техническому прогрессу и социальной интеграции.

Таким образом, появление русских в этом регионе стало не просто миграцией, а мощным импульсом культурного взаимообогащения. Русская культура, вобравшая в себя черты местных традиций, прочно укоренилась у северного и южного подножий Тянь-Шаня, создав уникальный культурный ландшафт. Именно эти традиции и обычаи, бережно передаваемые из поколения в поколение, и являются ценнейшим нематериальным наследием, с которым нам предстоит познакомиться более глубоко.

Государственная поддержка и перспективы развития: сохранение культурного наследия в новых условиях


На просторах китайского Синьцзяна, у подножия величественных снежных пиков Тянь-Шаня, русская культура, пережившая вековые испытания, продолжает демонстрировать уникальность и самобытность. Мастерски построенные деревянные дома, сохраняющие тепло зимой и прохладу летом, проникновенные мелодии баяна, зажигательные народные танцы – все эти элементы были включены в список нематериального культурного наследия Китая государственного значения. Данные культурные ценности являются не только живым воплощением жизненной мудрости и духовного мира русского населения Синьцзяна, но и важным связующим звеном между культурной памятью китайского и российского народов, способствующим культурному диалогу и взаимному обогащению.

Такие элементы нематериального культурного наследия русских Синьцзяна, как искусство деревянного зодчества, игра на баяне и чечетка, несут в себе не только глубокую историческую память, но и живую эмоциональную связь с народными традициями. Однако процесс их сохранения и развития сталкивается с серьезными трудностями. Старение поколения мастеров, проблемы традиционной системы устной передачи знаний, а также необходимость адаптации к рыночным условиям – все это создает угрозу для преемственности традиций. В ответ на эти вызовы Синьцзян предпринимает масштабные шаги по созданию надежной правовой и институциональной базы, переводя охрану культурного наследия от экстренных мер к устойчивому и системному развитию.

В последние годы в регионе достигнуты значительные успехи в области правового и процедурного регулирования защиты нематериального наследия. В 2022 году был официально принят и введен в действие Закон Синьцзян-Уйгурского автономного района о защите нематериального культурного наследия, заложивший прочную юридическую основу в данной сфере. Документ четко определяет обязанности и полномочия государственных органов и учреждений, устанавливает критерии и порядок признания носителей традиций, регламентирует процедуры подачи и оценки заявок на получение статуса наследия, а также предусматривает комплекс мер по стимулированию участия общественности.

«Сердце нематериального наследия – это человек». Эта простая, но точная формулировка отражает суть всей работы по сохранению традиций и сегодня стала общепринятым принципом в профессиональной среде. В ответ на проблему нехватки молодых преемников Синьцзян активно развивает систему подготовки специалистов. Важным достижением стало открытие первой в регионе бакалаврской программы по нематериальному культурному наследию на базе Синьцзянского института искусств. Совместно с профильными ведомствами и исследовательскими структурами началось внедрение системы подготовки высококвалифицированных кадров, что означает переход от традиционных форм обучения к современным академическим программам. Как подчеркивает член Народного политического консультативного совета КНР, председатель политконсультативного совета Урумчи Гао Пэйсян, в будущем необходимо более тесно интегрировать нематериальное наследие в систему высшего и профессионального образования. Планируется разработка специальных курсов, сочетающих теоретические и практические аспекты, использование цифровых платформ для онлайн-обучения, что обеспечит древним традициям современное развитие.

Не менее важна инфраструктурная поддержка. Современный культурный комплекс «Музей нематериального культурного наследия Синьцзяна», открывшийся в Урумчи, стал значимым культурным центром. Помимо экспозиций он выполняет функции образовательной, научной, выставочной и коммуникационной площадки, связывая прошлое с настоящим, специалистов с широкой общественностью. По мнению заместителя председателя Союза демократических деятелей автономного района Ю Цзяньбина, сегодня в Синьцзяне происходит качественный скачок «от осознания значения нематериального наследия к созданию эффективных практик его защиты».

История миграции, укоренения и взаимного обогащения, насчитывающая более века, сделала русскую культуру Синьцзяна неотъемлемой частью китайской культурной мозаики. Сегодня в условиях активного развития инициативы «Один пояс – один путь» регион как ключевой коридор между Китаем и западными странами обретает новое историческое значение. Богатые традиции русских Синьцзяна становятся важным элементом гуманитарного сотрудничества между Китаем и Россией, а также со странами Центральной Азии.

Регулярные культурные обмены между Тачэном и российскими регионами, активное участие баянистов из Инина в рамках годов культуры Китая и России – все это убедительно доказывает роль русского наследия Синьцзяна в межкультурном диалоге. Ученые и деятели культуры активно выступают за использование возможностей инициативы «Один пояс – один путь» для расширения сотрудничества в области народной музыки, танцев и декоративно-прикладного искусства. Международные фестивали, академические симпозиумы и программы обмена специалистами станут надежной основой для повышения известности нематериального наследия Синьцзяна и укрепления его позиций в мире.

Сегодня благодаря совершенствованию механизмов государственной поддержки и целенаправленным усилиям местных властей в сфере образования и подготовки кадров все больше молодых людей знакомятся с традиционными искусствами.Это происходит через онлайн-платформы, креативные проекты, сувенирную продукцию и культурные мероприятия. Созданные музеи, новые образовательные программы, туристические маршруты и мастер-классы свидетельствуют о том, что модель охраны нематериального наследия в Китае вышла за рамки простого сохранения. Приоритетными направлениями стали активное использование традиций, их интеграция в повседневную жизнь и поощрение инноваций.

Защита и развитие нематериального культурного наследия русских Синьцзяна – задача не только регионального, но и международного значения. Она связана с вопросами культурной преемственности, этнической идентичности, а также международного сотрудничества и межкультурного диалога. Сохранение этих уникальных традиций, будь то мелодии, родившиеся у берегов Волги, или деревянные дома, построенные у подножия Тянь-Шаня, представляет собой вклад в мировое культурное разнообразие и укрепление дружественных связей между народами Китая и России. Поддерживаемые государством и бережно передаваемые от поколения к поколению, эти культурные ценности получают новое развитие в современную эпоху, продолжая демонстрировать миру китайский опыт сохранения культурного многообразия, взаимопонимания и уважения к различиям.

Ван Цзян, профессор Чжэцзянского педагогического университета, заместитель директора Института приграничных исследований.

Хань Цзясин, старший преподаватель факультета журналистики и коммуникаций Синьцзянского университета.

Валерий Таказов, профессор Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы и Муданьдзянского университета КНР

Общество