За впечатлениями и здоровьем – без препятствий и остановок
Осетия встречает туристов обновленными дорогами
Национальный проект «Инфраструктура для жизни», который продолжил преобразования дорожной сети Северной Осетии, начатые по национальному проекту «Безопасные качественные дороги», позволил приступить к задачам, о решении которых ранее приходилось только мечтать.
Одна из государственных программ, осуществляемых в РСО–А по инициативе Сергея Меняйло: «Развитие туристско-рекреационного комплекса республики». В ближайшие годы этот комплекс сможет стать мощным рычагом роста экономики Осетии в целом и приносить значительную прибыль в местный бюджет.
Туристический потенциал Северной Осетии с ее неповторимой и необычной природой, величественной красотой снежных вершин и таинственностью горных ущелий в советские времена привлекал в республику за сезон до миллиона туристов. Большой популярностью пользовались и бальнеологические курорты в Урсдоне, Фиагдоне, Тамиске, Кармадоне, минеральные источники Дигории.
Каждое из горных ущелий Осетии привлекает туристов своей собственной «изюминкой»: развалинами старинных селений, сторожевых и жилых башен, наскальными крепостями, руинами древних христианских церквей и возрожденными (самыми высокогорными в России) мужским и женским монастырями, минеральными источниками и горнолыжными трассами, манящими свежестью горных водопадов и таящими опасность ледниками, с которых берут начало бурные горные реки…
Но чтобы десятки тысяч туристов и тысячи людей, желающих поправить здоровье, вновь приехали на турбазы и в санатории Осетии, перед дорожниками республики поставлена задача: довести до нормативных требований километры дорог, ведущих к туристическим достопримечательностям и санаторно-курортным местам.
В последние несколько лет в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» проведены большие работы по ремонту и реконструкции дорог, ведущих к туристическим объектам в горных районах республики. В рамках госпрограммы «Развитие туристско-рекреационного комплекса республики» в Северной Осетии было отремонтировано и реконструировано около 140 км дорог, реконструированы десятки мостов на дорогах, ведущих к туристическим и курортным объектам в горных районах.
Сегодня по обновленной безопасной дороге и реконструированным мостам едут в верховье Куртатинского ущелья, к Аланскому Свято-Успенскому мужскому монастырю тысячи туристов и паломников из всех концов страны.
Отремонтированные и ставшие комфортными 55 километров дорожного полотна и реконструированный 126-метровый тоннель на дороге «Чикола – Мацута – Комы-Арт» в Дигорском ущелье открыли доступ к популярной еще с 50-х годов турбазе завода «Ростсельмаш», пришедшей в упадок в 90-е годы, и еще к 8 турбазам и альплагерям, места в которых приходится бронировать задолго до приезда. Наличие надежной транспортной магистрали даст и толчок к возрождению и экономическому развитию высокогорной Дигории.
В 2021 – 2022 гг. дорожники Осетии завершили первый этап реконструкции автодороги «Гизель – Кармадон – Даргавс – Дзуарикау», которая связывает Кармадонское (Геналдонское) ущелье и через Даргавскую котловину ведет в Куртатинское ущелье. В сентябре 2002 года дорога вместе со всеми искусственными сооружениями – мостами и тоннелями – была полностью уничтожена ледником Колка, погибли люди, в том числе конники театра «Нарт» и съемочная группа Сергея Бодрова, был отрезан подъезд к минеральным источникам Кармадона, Даргавской котловине – древней земле исконного обитания осетин, где сохранился «Городок мертвых», датируемый XIV–XVIII веками… В результате 1-го этапа реконструкции фактически заново построены 22 км дороги, которые открыли путь к минеральным источникам Кармадона, и 3 моста через реку Гизельдон. И хотя продолжение реконструкции еще впереди, поток туристов в это ущелье увеличился в несколько раз.
Самый крупный проект преобразования и развития туристических объектов, который реализуется в республике – строительство всесезонного туристско-рекреационного и горнолыжного комплекса «Мамисон». В Мамисонском ущелье до наших дней сохранилось в различном состоянии более 70 исторических памятников архитектуры: сторожевые и жилые башни, развалины древнего христианского храма, жилых домов в горных селениях... А сегодня здесь строятся отели международного класса и горнолыжные трассы с подъемниками, создается современная инфраструктура международного уровня. Но чтобы обеспечить безопасный и комфортный подъезд к горнолыжному комплексу, дорожники реконструировали 17,4 км дороги, 10 мостов, тоннель протяженностью 496 метров, которые соответствуют современным стандартам и по которым теперь беспрепятственно проходят все транспортные потоки из Алагирского ущелья к курорту в Мамисонском ущелье. К началу сентября на нем уже побывали около 20 тысяч туристов.
Одно из мест притяжения для туристов и отдыхающих – минеральные источники в Дигорском районе республики, куда ведет небольшая по протяженности (всего 15,8 км) автодорога от Дигоры. В этом году на этой дороге проводится ремонт двух участков общей протяженностью 5,350 км. Работы на одном участке уже полностью завершились, на втором близки к завершению. На обоих участках полностью заменен верхний слой асфальта, проведены работы по монтажу бортового камня, заасфальтированы и участки на примыканиях к дороге. Теперь отремонтированные участки дороги соответствуют современным стандартам.
Сегодня переехать из одного горного ущелья в другое можно, только спустившись на равнину. По инициативе Главы Северной Осетии Сергея Меняйло дорожникам республики предстоит провести модернизацию существующих и построить новые участки горных дорог, по которым можно будет последовательно проехать из одного горного ущелья в другое. Это позволит организовать новые туристические маршруты, которые обеспечат туристам доступ в ранее недоступные уголки. Этот проект уже начал реализовываться. В рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в конце 2025 г. после реконструкции, которая была начата в 2023 году, планируется ввести в эксплуатацию 5,5-километровый участок дороги «Транскам» – Верхний Згид – Мацута», которая ведет из Алагирского в Дигорское ущелье.
В ходе работ на участке были построены сотни метров верховых и низовых подпорных стенок, на селе- и лавиноопасных участках. На горные склоны над дорогой было уложено 38 тысяч кв.м защитной сетки. На опасных участках вдоль трассы установлено бетонное барьерное ограждение типа «Нью-Джерси». На участках, проходящих по селениям Садон, Галон и Курайта, устроены тротуары, установлено 1,9 км искусственного освещения, что не только обеспечило безопасность движения по дороге, но и создало более комфортные условия жизни жителям высокогорных селений.
Дорога еще только реконструируется, а поток туристов по ней уже значительно вырос. Учитывая популярность этого направления, комитетом дорожного хозяйства принято решение о подготовке проектно-сметной документации на продолжение реконструкции следующих участков дороги.
За прошедшие 5 – 6 лет в республике были построены километры новых, реконструированы и отремонтированы сотни километров старых «туристических» дорог и искусственных сооружений на них. За эти годы значительно (почти на 70%) возрос туристический поток.
Время постоянно диктует новые направления развития сети дорог. И когда завершается реализация одних проектов, им на смену приходят всё новые и новые… Дороги не знают передышек, и так же, как никогда, не прекращается движение по ним, точно так же нельзя останавливать их развитие и совершенствование…
Комитетом дорожного хозяйства РСО–А ведется подготовка ПСД на проведение реконструкции еще ряда дорог, связывающих горные ущелья. Это позволит вернуть жизнь в покинутые высокогорные селения, даст толчок к возрождению традиционных народных промыслов, поможет организовать новые туристические маршруты.
А пока что готовится проект реконструкции дороги от села Чми до селения Горная Саниба, которая свяжет между собой Дарьяльское (по нему проходит Военно-Грузинская дорога) и Кармадонское (Геналдонское) ущелья.
Еще один проект – строительство 24-километрового участка дороги от села Харисджин в Куртатинском ущелье до села Унал в Алагирском. Этот маршрут также представляет очень большой интерес для туристов.
В нынешнем году уже проведены торги на выполнение работ на участке дороги от Кармадона в сторону Даргавса. В скором времени будет выставлена на торги и разработка ПСД еще на один участок – от Даргавса до Фиагдона в Куртатинском ущелье, финансирование которого предусмотрено в федеральном бюджете и определен источник финансирования. К реализации этого проекта планируется приступить в 2027 г.