НОВОСТИ и МАТЕРИАЛЫ

Как вы относитесь к дополнительному образованию?

Мнение эксперта: Элина МАРЗАКУЛОВА, начальник отдела развития дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки РСО–А:
– Дополнительное образование – это ключ к развитию личности и возможность раскрыть потенциал каждого ребенка. Сегодня это не просто кружки и секции, а важнейший инструмент формирования всесторонне развитой личности.
С 2021 года охват детей дополнительным образованием увеличился с 30% до 90 %, во многом благодаря реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В последние 5 лет в республике создано 45 тыс. новых мест допобразования в рамках нацпроекта «Молодежь и дети».
Сегодня практически все дети республики посещают какой-либо кружок, и что немаловажно– в своей школе, детском саду, в колледже. И спектр этих кружков максимально разнообразен: это и аэромоделирование, и беспилотные летательные аппараты, и кружки, связанные с традициями и культурой осетинского народа. Радует, что 95% секций в республике бесплатные.
Министерство запустило и региональные проекты, благодаря которым дети имеют возможность демонстрировать свои достижения, проявлять себя, приобретать уверенность и учиться взаимодействовать с окружающими.Это такие проекты, как «Театры – детям» и «Музеи – детям» и др. Все это не только способствует развитию креативности и инициативы, но и формирует важные воспитательные компоненты – командный дух, ответственность и социальные навыки.
Педагоги допобразования повышают квалификацию и обучаются использовать новое оборудование на базе Северо-Осетинского института повышения квалификации.
Наша задача – обеспечить детям максимальную занятость, отвлечь их от гаджетов, поэтому мы работаем над обновлением программ, делая их интересными и современными.
Мы ведем активную работу по повышению охвата допобразованием детей с ОВЗ и инвалидов. Создаются новые адаптированные программы. Так, с сентября реализуется около 20 программ. Охват увеличился с 50% до 73%. Важно создавать равные возможности для всех категорий детей.

Разита КАРАЕВА, с. Црау Алагирского района:

– Если честно, то я даже не представляю современную систему образования без кружковой работы. Когда говорят, что в школе воспитывают гармонично развитую личность, это не преувеличение. Столько возможностей для этого, как в последние годы, никогда раньше не было. Детям это дает шанс развить свои таланты и способности, которые видят в них педагоги дополнительного образования. Родители должны быть с ними в постоянном контакте, как и со школьными учителями, прислушиваться к их мнению, к чему расположен их ребенок – робототехнике, музыке, живописи, спорту. Тогда легче будет определиться с будущей профессией ребенка. Дочь моих соседей ходила в кружок рукоделия в Центр детского творчества в Алагире, а потом закончила швейный лицей, и сейчас считается хорошим мастером. А начался ее путь в профессию с кружка дополнительного образования.

Лариса АЛАВЕРДОВА, заслуженный работник образования РСО–А, Почетный работник образования РФ, директор Моздокского центра детского творчества:

– Сегодня дополнительное образование становится неотъемлемой частью развития каждого ребенка, потому что школьное образование не всегда способно удовлетворить индивидуальные потребности и интересы детей. Поэтому дополнительное образование играет ключевую роль в формировании личности ребенка. Через спорт и технику, искусство, в том числе декоративно-прикладное, туризм и краеведение развиваются навыки, расширяется кругозор, формируется здоровый образ жизни, а также самостоятельность и ответственность ребенка, повышается его мотивация к учебе через увлекательные форматы. Он готовится к будущему через освоение основных современных компетенций в научно-техническом творчестве. Перспективами дополнительного образования вижу внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, интегрированных программ, серьезную организацию поддержки одаренных детей.

Владимир МИНЬКОВ, отец со стажем:

– Воспитывая двоих детей, я хорошо знаю цену дополнительному образованию, потому что регулярно вожу в различные кружки своих отпрысков. Это и кванториум, и авиамодельный кружок, и шахматы, и математический… И это – не считая спортивных секций!

Хочу отметить огромную роль этих дополнительных занятий в развитии моих детей. Они делают их кругозор шире, мышление – яснее и глубже, а хорошая физическая форма помогает им переваривать многообразную информацию в школе и кружках. Конечно, кружки – это большая дополнительная нагрузка, но современная жизнь требует всестороннего развития, если хочешь чего-то добиться в ней!

Эльмира ДЗАГУРОВА, преподаватель музыки:

– Считаю, что дополнительное образование для детей – это очень важно. Школа дает основные знания, а кружки и секции помогают ребенку найти себя, раскрыть свои таланты. Главное, чтобы это было в радость, а не в тягость. Не нужно загружать ребенка десятью кружками сразу, пусть выберет то, что ему по-настоящему интересно.

Такие занятия не только развивают, но и отвлекают от бесцельного сидения в телефоне. Они учат общаться со сверстниками, работать в команде и доводить начатое до конца. Я уверена, что увлечение, найденное в школьные годы, может перерасти в профессию всей жизни. Поэтому нужно поддерживать и развивать эту сферу, чтобы у наших детей были хорошие перспективы для роста.

Таймураз ЦАРИКАЕВ, директор чиколинской школы № 1:

– У нас в школе успешно функционирует такая форма допобразования как «Точка роста». Дети посещают ее с удовольствием. В школе у нас около 300 детей, практически все они задействованы в допобразовании, есть расписание по кружкам, есть педагоги по направлениям, и мы работаем. У нас есть медиацентр, где два кружка – фотостудия и пресс-центр, юные журналисты. Раньше акцент был на робототехнику, хотя и сейчас мы ею занимаемся, получаем призы в различных соревнованиях, есть шахматы, но основное – дети посещают пресс-центр, мы издаем ежемесячный журнал, дети с удовольствием осваивают азы журналистики.

Ученица Дзерасса Киргуева, например, занимается в «Точке роста» с восьмого класса. В позапрошлом году девочка заняла первое место на всероссийском конкурсе инженерных проектов. В нем принимали участие 160 человек из 83 регионов. В приложении Planetary Дзера создала 3d-дизайн музыкальной школы – в виде гитары. Ее макет был признан лучшим.

В современном мире, где знания и навыки играют ключевую роль в достижении успеха, дополнительное образование становится все более важным для школьников. Помимо обычной учебной программы, участие в творческих объединениях, кружках и других внешкольных мероприятиях способствует развитию различных аспектов личности ребенка.
Общество