Спецпроект / Женщина в зеркале осетинских традиций

Золотное шитье. Вышивальщицы Осетии в конце XVIII – начале XX вЕКОВ

Зæриндагхуыд (золотное шитье) – традиционный вид прикладного искусства, известный в Осетии со Средневековья. Как и на всем Кавказе, вышиванием занимались исключительно женщины.
В раннем Средневековье золотную нить изготовляли из расплавленного золота, протаскивая его через отверстие размером в несколько миллиметров. Позднее чистое золото встречалось реже, его начали заменять золоченым серебром, а затем металлическая нить была вытеснена хлопчатобумажной, менее дорогой и легкой в обращении. Техника вышивания золотыми и серебряными нитками вприкреп называлась хæрдгæхуыд, шитье гладью – уæлæфтаухуыд, шитье в одну нить длинными стежками из золотых и серебряных ниток – хæрдгæнывæфтыд, этот шов применялся для дополнения основного рисунка хæрдгæхуыд. Стилистическое оформление одежды золотными нитками выполнялось с использованием мотивов осетинского орнамента.

У золотошвеек горной части Северной Осетии в орнаментальных композициях прослеживались преимущественно звериный, геометрический и растительные мотивы. Существовали гендерные предпочтения в украшении вещей золотной вышивкой. Мужские вышивали преимущественно геометрическим орнаментом – переходным вариантом от звериного мотива. Известный исследователь быта осетин С.В. Кокиев писал: «Осетин питает полнейшее пренебрежение ко всякого рода украшениям считая их детскою забавою, недостойною мужчины». Однако он подчеркнул, что в прошлом «черкески, бешметы, чувяки, ноговицы, седла и даже бурки обшивались кругом серебряным или золотым галуном». Украшение женской одежды заключало в себе все многообразие вариантов орнамента и вышивки. Особое предпочтение отдавалось растительным мотивам.

Наиболее распространенной орнаментальной композицией в одежде женщин были астральные мотивы Священного Дерева Жизни и Вихревой розетки. Также усложненные растительные мотивы звериного орнамента рогов барана, чаще всего символизирующего фарн – благодать. Все варианты орнамента встречались в свадебном наряде. Орнаментальным мотивом Священного Дерева украшали подвесные рукава и само платье. Иногда его заменяли животным или просто растительным орнаментом. Орнамент, представленный в ассортименте вышивальщиц горной части Северной Осетии, состоял из животных мотивов. Плоскостная часть использовала преимущественно растительные мотивы в золотном шитье. Орнаментальные композиции переходили от старшего поколения женщин к младшему, благодаря этому долгое время сохранялись архаичные композиции. Смешение орнаментальных мотивов происходило благодаря переселению части населения из горной Осетии на плоскость. К.А. Берладина отмечала, что первоначально золотная вышивка получила распространение в Осетии в среде высшего сословия. Публицист И.Д. Кануков писал, что девушки высшего сословия в Северной Осетии посвящали все свое свободное время вышивке изысканных изделий. «Девушки-узденки … занимаются шитьем, считая… для себя позором заниматься черною работой». Свидетельство спроса на золотную нитку среди осетинок в начале XIX века встречается у В. Пассека: «Когда мы останавливались на отдых, то женщины приносили к нам кур, гусей, масло, сыр, пшеничный и просяной хлеб и другие запасы… Они выменивали эти вещи на канитель, которую называют зериндаге… Для нас было выгоднее меняться на канитель, потому что за два клубка, стоящие не более пяти копеек… нам давали хорошую курицу и другие вещи этой же ценности».

По архивному материалу можно выявить, что золотное шитье имело широкое распространение в горной части Северной Осетии в XVIII–XIX вв. Например, в селении Кобан Канукова Тереза владела вышивкой как золотной ниткой, так и аппликационной техникой украшения обуви и одежды. Вышивальщицы Дигорского ущелья использовали наравне с золотными нитками другие виды украшения, такие как вышивка шелковыми или шерстяными нитками. В селении Чикола Ирафского района вышивальщица Орзадзаева Гуара выращивала шелкопряд для прядения платков, которые расшивала шелковыми нитками такого же цвета. В селении Дур-Дур вышивальщица Кодзасова Хабидат тоже вышивала наравне с золотными нитками и шелковыми, сама плела платки из шелка. Атаева Сара из селения Дигора также использовала шелковые нитки для вышивания платков. Вышивальщицы из других селений, как горных, так и равнинных, не использовали шелковые нитки для украшения.

Вероятно, мода на вышитые шелковые платки была распространена только в Дигорском обществе. Подобной особенностью характеризуется высокогорная вышивка Южной Осетии. «В селении Кемульта вышивальщицы знают только вышивку – аппликацией, не употребляя в шитье ни шелка, ни золотной нитки». Возможное отсутствие золотной вышивки в Южной Осетии свидетельствует о распространении золотошвейного искусства только на территории Северной Осетии. К.Л. Хетагуров в своем этнографическом очерке «Особа», посвященном жизни Нарской котловины, описывал бытование украшения только праздничной одежды шелком и серебром. Между селением Нар и Южной Осетией, как пояснил К.Л. Хетагуров, существовал торговый обмен. О торговых связях между Северной Осетией и Южной писал И. Бларамберг: «Они обменивают своих овец на дорогие шелковые ткани, на холст, хлопковые ткани, на золотые и серебряные нитки, сосуды и изделия из железа у грузин и имеретин». В Южной Осетии в связи с торговым обменом с селениями Северной Осетии, возможно, знали украшения шелком, золотными и серебряными нитями. Во второй половине XIX века многие осетины переезжали в город Владикавказ для трудоустройства. Среди таких людей была вышивальщица Метиева Аминат. Она вышивала на заказ застежки для бурок из цветного сафьяна, обшитого золотными нитками. Готовую продукцию сдавала в лавку «Кавказские изделия» на Краснорядской улице старого Владикавказа. За маленькие застежки получала 2 копейки, за большие – 5.

Также она изготовляла на заказ чувяки и платки стоимостью от 1 до 3 рублей за штуку. Алборова Нина из селения Ольгинское также шила на заказ в лавке на Краснорядской улице, хозяин которой снабжал ее золотными нитками и тканью. Он заказывал один типовой предмет, который вышивался одним и тем же орнаментом. Также она изготовляла застежки на бурки по цене 3 копейки за маленькую и 5 – за большую. На Краснорядской улице (ныне – улица Гаппо Баева) располагались различные магазины и лавки.

Мануфактурные магазины держали Г. Асланов, С. Киракозов, Г. Симонов. Галантерейным магазином владел А. Газалов. Мелочными лавками – З. Созиев, Н. Цаликов, Г. Тер-Погосов и другие. В газете «Терские ведомости» за 1883 год встречается объявление о курсах обучения кройке и шитью на улице Лебедевской старого Владикавказа. Вышивальщицы, для которых золотное шитье не стало профессиональным видом деятельности, помогали родственницам в подготовке к свадьбе, вышивая некоторые элементы из свадебного комплекта. Вышивальщица Кубалова Зегде, уроженка селения Эльхотово, вышивала на заказ невестам подвесные рукава, чувяки, шапочки. Оплату получала натуральными продуктами – сыром, хлебом, домашней живностью. Салбиева Дзга из селения Эльхотово вышивала на заказ вещи свадебного комплекта. Оплату за свой труд она получала натуральными продуктами, реже – деньгами. Марзоева Аминат из Алагира изготовляла на заказ различные настенные вещицы. Атаева Сара из селения Дигора, портниха, шила на заказ свадебные комплекты, мужские ноговицы, детские шапочки и женские чувяки.

Появление вышивальщиц, изготовлявших свадебные комплекты в начале XX века, свидетельствовало о спросе на готовые изделия к свадьбе. В газете «Терские ведомости», в рубрике рекламы, преобладали объявления о магазинах с готовой одеждой. Это магазины на Александровском проспекте С.М. Киракозова и Б.Г. Оганова. На улице Краснорядской платья и другую одежду продавали С. Атаров, С. Акопов, Ц. Мамулов, А. Туаев, К. Нариманов и другие. Золотная нитка приобреталась вышивальщицами в лавках Владикавказа, селении Иристон (ныне – г. Беслан), селении Эльхотово, селении Дигора (ныне – город) и селении Чикола или у разносчиков.

После Октябрьской революции закрылись торговые лавки и магазины, в которых продавалась золотная нитка. В 20-е годы XX века пропало и само золотное шитье. По причине нехватки золотной нитки женщины перестали вышивать зæриндагхуыд. Многие из девушек-вышивальщиц прекращали вышивать после замужества из-за нехватки времени, а также по состоянию здоровья, слабости зрения. По причине отсутствия золотной нитки искусство золотного шитья перестало переходить последующему поколению девушек.

Подводя итоги, можно предположить, что золотное шитье в Осетии, известное со Средневековья, широко распространилось в Северной Осетии к концу XVIII – началу XIX веков. В пользу раннего проникновения золотного искусства в среду осетин говорит факт наличия самоназваний золотной вышивки зæриндагхуыд и золотной нити зæриндаг.

Золотное шитье появилось в среде высшего сословия, а позже распространилось повсеместно, что связано с распространением моды на вышитые золотной нитью вещи и снижением стоимости нити. Золотное украшение использовалось на всей территории Северной Осетии. Исследователи золотного искусства в Осетии отмечали, что золотная вышивка отсутствует в Южной Осетии. Это, вероятно, было связано с влиянием грузинской моды и дороговизной материала. Однако отказ от применения золотной нити в украшении одежды и предметов быта не может указывать на полное отсутствие золотной вышивки в Южной Осетии. С исчезновением золотной нитки после Октябрьской революции исчезло и само золотное искусство. В Осетии золотошвейное дело не приобрело профессиональное ремесленное направление и осталось индивидуальным домашним производством.
2025-07-04 16:39