Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Каким путем должен идти "Стыр Ныхас"?

В последнее время часто обсуждается вопрос о необходимости реформирования международного общественного движения "Высший совет осетин" (в простонародье – "Стыр Ныхас").

Эти разговоры усилились после сложения профессором Борисом Басаевым своих полномочий многолетнего председателя координационного совета движения. И поскольку слово "ныхас" подразумевает разговор и обмен мнениями, позволю себе ниже высказать свою позицию.

Я являюсь номинальным членом совета организации, был избран на последнем съезде осенью 2014 года, но в работе движения не участвую по достаточно объективным причинам. Так что выражу только свое независимое мнение. Буду благодарен, если и другие неравнодушные к судьбе нашего народа люди сделают то же самое.

Во-первых, если тема обсуждается, она наболела, и пришло время обратить на нее внимание на самом высоком уровне. Во-вторых, не могу согласиться с теми, кто видит проблему только в составе совета и его якобы бездействии.

С момента возникновения этой общественной организации в ее руководство в основном избирались вполне заслуженные и уважаемые в народе люди. Поэтому проблема кроется не в их личностях, а в самой изначально неправильно заданной направленности этой организации, поставленных перед ней целях и задачах. В нынешнем виде, при любом составе совета, он будет только собранием свадебных генералов, без определенных функций и обязанностей. Так дальше продолжаться не может, и давно настала пора реформировать деятельность. Но при этом сразу же встает вопрос: "Как и в каком направлении?"

Несколько месяцев назад при общении с группой осетин в очередной раз возник разговор на эту тему. Мне очень неприятно, когда некоторые молодые люди, не зная о работе "Высшего совета осетин" ничего, не будучи знакомыми с его членами, сразу бросаются охаивать и говорить о бесполезности. Это – обычная и очень распространенная в народе позиция. При этом не забывается и тема сбора пожертвований в роще Хетага и других святилищах. Помню, я тогда спросил: "А какие реформы в деятельности "Стыр Ныхаса" вы бы хотели видеть? Каких конкретных действий ждете? Чем лично вы можете помочь и почему свое мнение не доносите до руководителей хотя бы через сайт организации?" После этого разговор замялся.

Так чего же мы все-таки ждем от этой общественной организации? По какой причине на протяжении стольких лет гора рождает только мышь? Отвечая себе на эти вопросы, я обычно начинаю думать с того, что бы не хотел видеть. В первую очередь не хотел бы, чтобы эта общественная организация и совет уважаемых в народе людей находились в бесправном и бесполезном положении номинальных старших, к мнению которых никто не прислушивается. У "ВСО" обязательно должны быть какие-то определенные общественный статус и полномочия, какие-то права, возможности реализации выносимых решений и необходимые условия для того чтобы исполнять те функции, которые на него возлагает осетинский народ. Тогда и спросить на регулярных съездах будет за что и с кого…

Убежден, что подход к реформированию "ВСО" должен быть простым, и велосипед здесь изобретать не нужно – по возможности всегда отталкиваться от накапливавшегося столетиями фарна нашего народа и от опыта в решении общественных проблем через народный ныхас. Общественные институты Осетии прошлых веков и сейчас отличаются демократичностью, справедливостью и действенностью. Конечно, на дворе XXI век, и многое кануло в Лету. Но базовые нормы и подходы осетин прошлого вполне применимы и в сегодняшней общественной жизни. В осетинском обществе старшие редко участвовали в конкретной работе или ратных делах. Но с ними всегда советовались и с этим мнением сверяли свои действия. Оно не было строго обязательным к исполнению, скорее, рекомендательным, и молодежь могла поступить по-своему. Но для этого должна была быть веская причина. Это – основа традиционного ныхаса.

В этой связи вспоминается случай трехлетней давности, когда "ВСО", а также "Родовой союз "Хетаг" и некоторые другие известные общественные организации обращались в правительство республики с одной конкретной просьбой. Но их всех тогда отфутболили. Ладно, если бы обращение выносилось на уровень совета министров, комитета парламента или мэрии Владикавказа. Но какой-то молодой городской чиновник средней руки, решив, что может действовать сам, просто перечеркнул просьбу старших из "Стыр Ныхаса" и других организаций.

Так не должно быть!

При таких "статусе" и отношении к мнению старших мы унижаем их самих и обесцениваем всю последующую деятельность. Дальше уже складывается нелестное мнение в самом народе: "А кто они такие, и кто их слушает?" Ну и сами старшие из "ВСО" теряют мотивацию что-то делать. Я далек от мысли, что "Стыр Ныхас" должен быть выше ветвей государственной власти или указывать им, что делать. Конечно, нет. Но если уважаемые люди, уполномоченные разговаривать от имени народа, выносят какое-то решение, ни один функционер в госструктурах не должен иметь права игнорировать его. Оно должно быть изучено и рассмотрено в определенном порядке уполномоченным органом или руководством республики в полном соответствии с Ирон Æгъдау. Необходимость придерживаться этого Æгъдау как основы мировоззрения большинства осетин ни в конституции, ни в законе, к сожалению, не прописана. И те министр или чиновник, для которых исполнение таких требований необязательно, имеют право об этом принародно заявить. В этом случае к ним по этим вопросам никто обращаться и не будет.

Именно фамилии должны быть основными первичными организациями "ВСО" и только потом уже – территориальные группы активистов.

Немаловажно и то, как и из кого должен формироваться "Стыр Ныхас". То, что это прерогатива Съезда осетинского народа, у меня сомнений не вызывает. Но кого должен представлять сам съезд? Как известно, в настоящее время делегатов избирают районные советы этой организации, как в былые годы на форумы КПСС, и в этом я вижу некоторое отступление от традиций. Наверное, было бы правильнее пригласить одного представителя от каждой осетинской фамилии, которых фамильные советы сами делегируют. Потому что при сложившейся практике зачастую на съезд попадают деятели, которые, может быть, как-то участвуют в общественных собраниях, но в своих фамилиях их не знают и знать не хотят. Если человек не ходит на фамильные мероприятия, не пользуется уважением родственников, его и близко нельзя подпускать к решению важных общенациональных вопросов! Это тоже из Ирон Æгъдау.

«В нынешнем виде, при любом составе совета, Стыр Ныхас» будет только собранием свадебных генералов, без определенных функций и обязанностей. / Именно фамилии должны быть основными первичными организациями «ВСО» и только потом уже – территориальные группы активистов. / Наличие пенсионной книжки у члена совета необязательно / Абсолютно не приемлю и участие организации в сборе и распределении денежных средств из жертвенников святилищ.

Сам съезд должен проходить не как партконференция, формально и заорганизованно, с созданием и заслушиванием различных комиссий и комитетов, а как настоящий живой Всенародный Ныхас, на котором выносятся важные для этого народа решения. Разговор на этом форуме и оформление документов должны вестись преимущественно на родном языке. Иначе, всемерно ратуя за сохранение и развитие этого языка, мы сами первыми разрушаем под ним фундамент. Основываясь на этом, я обязан был высказать свое мнение здесь тоже на родном языке, как сделал это на съезде. Но в данном случае, при огромном числе читателей из "приглашенных" осетин, не владеющих родным языком, я не хотел бы отсекать их от возможности высказать свое мнение.

В этом плане последний съезд можно считать показательным в качестве того, как не должно быть. Обилие приглашенных, не владеющих осетинским, побудило большинство, в том числе и докладчика, выступать на русском. Очень было неудобно перед нашими братьями и сестрами из Турции за то, что их пригласили на историческую родину для выслушивания выступлений на незнакомом им языке. Я убежден, что не нужно приглашать на съезд высокопоставленных государственных, общественных или религиозных деятелей, не владеющих осетинским, чтобы не создавать неудобств для них самих и остальных присутствующих. Нельзя заблаговременно готовить список штатных выступающих, комплектуя его преимущественно из представителей осетинских диаспор, не дав слово тем, кто хочет что-то сказать или предложить. Для этого и собирается такой большой форум, чтобы обменяться мнением, открыто и прямо высказать свою точку зрения на те или иные проблемы и предложить меры по их решению. Разумеется, это должно делаться взвешенно и кратко, в рамках требований Ирон Æгъдау, но в пределах временных возможностей съезда.

Целесообразно проводить его в течение двух дней, без заслушиваний отчетов многочисленных комитетов и т.п. Необходимые отчеты можно отпечатать заранее и раздать делегатам. Все предложения выступающих, а также тех, кто не смог выступить, должны быть рассмотрены на заседании "Стыр Ныхаса" в самые кратчайшие сроки. По возможности предложения по ключевым вопросам дальнейшей работы "ВСО" должны быть обсуждены на съезде и отражены в его решениях. В этом заключается весь смысл проведения съезда, а не в том, "одобрямс" мы работу совета или нет. Главное – выслушать друг друга и наметить путь, по которому дальше пойдет организация, принять конкретные и необходимые решения.

Сам по себе совет движения из более сотни человек, проживающих в разных регионах страны и мира, недееспособен физически. Он не может собираться регулярно и тем более решать какие-то конкретные задачи, то есть то, что от него ожидает народ Осетии. Для представителей диаспор можно определить специальный статус, не подразумевающий участие в повседневной работе организации, но дающий право совещательного голоса. В этих целях должна быть налажена постоянная связь с диаспорами внутри страны и за рубежом, организованы рассылки важных документов. Для регулярной же работы совета вполне достаточны 40–50 человек, проживающих на территории Осетии (без разделения ее на Юг и Север). При этом наличие пенсионной книжки у члена совета необязательно. Отметивший 50-летний юбилей человек уже является старшим, да и присутствие молодых на ныхасе также всегда приветствовалось.

В этом плане моему поколению было намного легче, потому что мы застали еще многих из тех, кого можно было слушать часами, не уставая перенимать их фарн. Хотя, откровенно говоря, и тогда многие из моих сверстников пропускали все это мимо ушей, и сегодня молодежь реально ощущает этот пробел.

Чем должен заниматься "Стыр Ныхас"? Именно по этому вопросу мнения расходятся больше всего. Я бы начал с того, чем он не должен заниматься. Например, политиканством, участием в выборных кампаниях, решением экономических, финансовых и других задач, находящихся в ведении государственных или законодательных органов. В то же время вне сферы деятельности этой организации не должны оставаться злободневные общественные проблемы, например, безопасность населения, в том числе и дорожная. В целом вся деятельность должна иметь созидательную направленность, разрушителей у нас и так хватает…

Абсолютно не приемлю и участие организации в сборе и распределении денежных средств из жертвенников святилищ. Это создает негативный фон вокруг всей организации, недоверие и пересуды в среде народа. Целесообразность давно потерявших свой смысл и предназначение придорожных жертвенников в таких святилищах, как роща Хетага, ныхасы дзуар и других – тема отдельного разговора. Пусть ими занимаются те, кого уполномочит население, проживающее на соответствующей территории. Я сам не сомневаюсь в том, что деньги из них идут на благие дела, но часто не на то, для чего изначально предназначались. Сегодня, к большому сожалению, полностью потерялся сакральный смысл мысайнаг. Еще лет сто назад, когда у народа денег практически не было, не было и традиции идти в святилище с бумажными купюрами. Позже начали бросать монеты, предварительно очищая их на огне. Сегодня же в жертвенники суют зачастую нажитые на неправедных делишках бумажные деньги по принципу "чем больше, тем лучше" и называют это мысайнаг. Боюсь, что такие "пожертвования" оскверняют святыни, но никак не способствуют чистоте и сакральности святилищ.

Может, для благотворительности лучше создать специальные фонды, как это делается во всем мире, и перестать пытаться покупать благословение Уастырджи физически и духовно грязными деньгами?! В крайнем случае на этих железных копилках можно написать, что деньги пойдут на благоустройство и благотворительность, но не в качестве мысайнаг.

Не считаю правильным захламлять деятельность движения какими-то частными вопросами. Работа должна концентрироваться вокруг значимых для всего народа проблем, особенно в сфере нравственности, духовности, культуры, национального образования, сохранения и укрепления Ирон Æгъдау как объединяющей нас всех основы мировоззрения осетинского народа. На особом контроле должна быть работа по защите, сохранению и популяризации родного языка. Чтобы видеть эти проблемы и вовремя реагировать на них, члены "ВСО" всегда должны быть вместе с народом, общаться с ним.

По опыту общения со многими молодыми и не очень людьми сделал вывод, что некоторые видят "Стыр Ныхас" как какой-то противовес государственным структурам или даже как непримиримую оппозицию власти. Это в корне неправильно, потому что подобная деятельность часто является разрушительной, что и демонстрируют некоторые соседи. Ныхас должен работать во взаимодействии с властью и при ее поддержке, полностью сохраняя свое право на независимое мнение и решения. Эта независимость – в интересах как народа и организации, так и самой власти. Потому что только таким образом "Стыр Ныхас" может влиять на ситуацию и помогать искать решения по многим общественно значимым проблемам. Более того, было бы желательным иметь в составе движения пару действующих депутатов парламента, для того чтобы доносить до законодательного органа республики свое мнение и принимаемые решения. Также предложил бы наделить организацию правом законодательной инициативы в парламентах обеих республик.

Одной из задач "ВСО" должно быть объединение других общественных организаций для более тесной совместной работы, признавая их самостоятельность и независимость. Они есть, некоторые весьма плодотворно работают и пользуются уважением в народе. Думать и заявлять, что "только мы работаем, а остальные все – проходимцы и болтуны", неправильно. Эти организации и создавались на месте, которое свято, но пусто не бывает. Если бы эта сфера не пустовала так долго, а была занята авторитетом и конкретными делами "Стыр Ныхаса", наверное, не было бы у других необходимости создавать свои организации…

Можно много писать и говорить по данной теме. Конечно, не от меня зависит, каким будет "Высший совет осетин" в будущем. Но то, как активно и открыто мы станем высказывать свое мнение через личное общение, а также через Интернет и другие СМИ, имеет большое значение. Конечно, при условии, что к общественному мнению кто-то будет прислушиваться...

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика