Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
КОВЧЕГ
Оджахури по-грузински

В 1897 году, по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи, в состав грузинской общины Владикавказа входили 3033 выходца из Тифлисской губернии и 241 – из губернии Кутаисской.

КОВЧЕГ
Старые сказки о главном

Сказки любят все. Не только дети: взрослые, упрямо хранящие где-то на донышке сердца детскую веру в добрые чудеса, тоже. Пусть и стесняемся мы, солидные дяди и тети, в этом признаваться. А еще недаром говорят: "Хочешь узнать душу народа ближе – послушай его сказки". Сказочный фольклор народов, живущих в нашей многоязычной и многоэтничной республике, – это не просто настоящая энциклопедия их быта, традиций, обычаев. Но и волшебный "золотой ключик" к познанию того, что принято называть национальным характером этноса – и его культурным кодом.

КОВЧЕГ
"Андийская бурка касается плеч…"

"Целая гора языков и народов", – так говорят о Дагестане, выходцы из которого, проживающие в нашей республике, объединены под эгидой региональной общественной организации "Национально-культурный центр "Дагестан", зарегистрированной в Северной Осетии в 1994 году.

КОВЧЕГ
73 года любви и счастья

Известно, что браки совершаются на небесах. Но вряд ли догадывались в "небесной канцелярии", что 93-летний Арутюн и 90-летняя Амаля ХАЧИКЯН сумеют хранить любовь и верность друг другу 73 года, достойно пройдя через все жизненные испытания и невзгоды!

КОВЧЕГ
Терский казак доктор Гладилин

Обычно казаки ассоциируются с мужественными, храбрыми воинами. Между тем, как и в любом народе, в их среде есть немало представителей вполне мирных профессий – учителя, писатели, ученые, врачи. К числу последних принадлежит Гавриил Иванович ГЛАДИЛИН, казак станицы Сунженской, на долю которого сполна выпали все невзгоды, постигшие после Октябрьской революции терских казаков.

КОВЧЕГ
Осетинская зарубка на китайском сердце

Судьбы бойцов Владикавказского батальона китайских добровольцев-красногвардейцев, 100-летию создания которого "СО" посвятила в 2018 году материалы "Тигр из Поднебесной" (18 января) и "Трубка Пау Ти-сана" (26 апреля) – это, как на подбор, судьбы удивительные. А об Осетии и о своих друзьях-осетинах, с которыми свели их на Тереке дороги Гражданской войны, сами его ветераны вспоминали годы спустя просто с огромной теплотой. Одну из таких историй – о том, как побратались китайцы из батальона Пау Ти-сана с жителями селения Заманкул – приводят в книге "Товарищи китайские бойцы" (М., 1959) московские журналисты и писатели Герцель Новогрудский и Александр Дунаевский. Ее подробностями с ними поделились старожилы Заманкула из фамилий Карсановых и Кастуевых, когда в 1956 г. москвичи приехали в Северную Осетию собирать материал для своей книги.

КОВЧЕГ
Мещанская улица

Прогуливаясь по улице Революции, обращаешь внимание: большинство старых домов дореволюционной постройки на ней – маленькие, скромные, а красивых особняков мало. А ведь она располагается в историческом центре Владикавказа. Но состоятельные горожане в конце ХIХ-го – начале ХХ века предпочитали селиться на соседней улице – Лорис-Меликовской (ныне – ул. Ленина). Возможно, их смущало название, которое улица Революции тогда носила – Мещанская. И, оправдывая его, здесь проживали в основном владикавказцы среднего достатка – представители разных национальностей: осетины, русские, азербайджанцы, армяне…

КОВЧЕГ
Дамлама – от тебя мы без ума!..

Кухня таджиков, которых в Северной Осетии объединяет в своих рядах зарегистрированная во Владикавказе в 2010 году СО РОО "Таджикская диаспора "Памир", ближе всего, как пишут этнографы, к персидской и узбекской. Но ни с той, ни с другой настоящий знаток кулинарии Востока ее никогда не перепутает. Одна из ее изюминок, к примеру – очень густые первые блюда (такие, что, как говорится, ложка стоит). Большинство кушаний щедро заправляются луком, специями, зеленью, кислым молоком (катыком). Из приправ в ходу – знаменитая зира, барбарис, анис, шафран, красный перец. А любимый напиток таджиков – ароматный зеленый чай. Именно с него начинается обед: его подают на подносах в пиалах, а к чаю, на отдельном подносе – сласти, фрукты, лепешки.

КОВЧЕГ
С Ореховым Спасом!

Середина – конец августа для крестьянина на Руси исстари была очень важным отрезком сельскохозяйственного года. Порой горячей, хлопотливой, но радостной. На полях завершалась уборка урожая и начинался сев озимых. Поспевали в огородах овощи, в лесу – ягоды и орехи, в садах – яблоки, в селах и деревнях отмечали вскладчину дожинки – веселый праздник последнего снопа, варили пиво и вынимали из ульев свежий мед. А православной церковью в эти дни, когда "лето поворачивает на осень", отмечаются три Спаса: Медовый (14 августа по новому стилю), Яблочный (19-го) и Ореховый, или Хлебный (29-го), которым замыкается Спасовка – Успенский пост.

КОВЧЕГ
Ассирийский реквием

7 августа – для ассирийского народа дата скорбная. В 1968 году Всемирный союз ассирийцев провозгласил ее Днем ассирийских мучеников (или Днем памяти жертв геноцида ассирийцев). Связана она с памятью о трагических событиях 4–11 августа 1933 г. в иракском городе Симеле, где во время погромов ассирийского населения были убиты более 5 тысяч человек, включая детей, женщин и стариков. Достигли своего апогея эти события 7 августа, когда в Симеле были расстреляны 400 ополченцев-ассирийцев, которые попытались дать отпор погромщикам, были разбиты и сложили оружие, сдавшись на милость иракских властей.

КОВЧЕГ
Белый чепрак для коня невесты

Производством изделий из войлока башкиры, которых в нашей республике объединяет в своих рядах НКО имени Салавата Юлаева, зарегистрированное во Владикавказе в 2001 году, славились исстари. Войлоками покрывали купол и решетчатые стены юрты. Кошмами застилали в юрте пол и постели. Особенно ценились белые кошмы (по-башкирски – "ак кейез"). Белую кошму набрасывали на коня батыра, победившего на скачках, а лошадь невесты украшали белым, с узорами, войлочным чепраком.

КОВЧЕГ
С новым сыром!

Домашний сыр – это "наше все" не только на осетинском повседневном и праздничном столе. Он веками был одним из главных традиционных продуктов питания практически у всех горцев Северного Кавказа. И, в том числе, у адыгов.

КОВЧЕГ
Швабское наслаждение

В 1911 году, накануне Первой мировой, во Владикавказе проживало 568 немцев. Среди них были и представители интеллигенции – врачи, педагоги, инженеры, и офицеры, торговцы, ремесленники (в том числе, портные, ювелиры, часовщики).

КОВЧЕГ
Атаманская улица

Улица Шмулевича, начинающаяся на восточной окраине Владикавказа, заканчивается пересечением с улицей Ватутина. Но когда-то она шла дальше – и доходила до дворца начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска (сейчас – корпус военного госпиталя на ул. Церетели, бывшей Крепостной). Поэтому она и называлась Атаманской.

КОВЧЕГ
Керосиновая история

В этом году отмечается 195 лет со дня открытия моздокчанами – братьями Дубиниными способа получения керосина

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика