Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Зимние забавы старого Владикавказа

Почти бесснежные зимы, приучившие нас в январе-феврале щеголять в куртках и легких пальто нараспашку, для Владикавказа в последние годы потихоньку становятся уже едва ли не нормой.

Старожилы-горожане ворчат, что такого не упомнят. Завсегдатаи соцсетей постят у себя на страничках ВКонтакте и на Фейсбуке юмористические картинки на модную нынче тему глобального потепления – и вздыхают: "Грета Тунберг, видимо, все-таки в чем-то да права…" И даже как-то с трудом верится, что пригласить знакомую барышню зимой на каток, чтобы потом, провожая ее вечером домой по тонущей в пышных сугробах Марьинской или Евдокимовской улице, осмелиться поцеловать в густо румяную от крепкого морозца щеку – это для влюбленного владикавказского гимназиста или кадета на рубеже ХIХ–ХХ веков было в порядке вещей.

Берем коньки – и все на трэк!..

Любителями катания на коньках были в старом Владикавказе многие горожане – в первую очередь, конечно, молодежь. В том числе, члены общества "Трэк", которое располагалось в Ерофеевском парке на правом берегу Терека. "Трэк" был создан в 1893 году как общество любителей велосипедного спорта. По инициативе Михаила Родионовича Ерофеева, генерала, чьим именем был назван городской парк, и с согласия городской управы велосипедисты очистили от мусора нижнюю заброшенную часть городского сада, которая представляла собой просто свалку, выровняли площадку для езды на велосипеде, устроили лужайки, поставили скамейки, посадили деревья, разбили цветники. Позднее появились беседки, озеро с лодками – любимая забава владикавказцев… Со временем площадь трэка увеличивалась, был разбит парк, сооружены водоемы и пруды, площадки, качели и т. п. С 1911 года общество стало именоваться "Спортивное общество "Трэк", – пишет в монографии "Старый Владикавказ" доктор исторических наук Залина Канукова. – Зимой на прудах проводились соревнования конькобежцев, занятия по "фигурной езде". Зимние развлечения собирали на трэке многочисленную публику, которая с видимым удовольствием проводила там часы досуга".

Как уже рассказывала об этом в свое время "СО" в предыдущих выпусках "Ковчега", в развлечениях на самые разные вкусы в дни новогодне-рождественских праздников во Владикавказе в конце ХIХ – начале ХХ веков недостатка не было. Состоятельная и интеллигентная публика заполняла в эти дни ложи в городском театре, где спектакли на святки давались ежевечерне, зрители попроще охотно посещали цирк. К концу ХIХ века организовывать детские новогодние праздники стали для прихожан даже церкви Владикавказа: Вознесенская, Братская (Свято-Троицкая), Константино-Еленинская. "Все учебные заведения устраивали для своих питомцев рождественские елки, литературные вечера с танцами, спектаклями, ученическими хорами. Народные гулянья часто включали маскарады с сюрпризами в виде бесплатных подарков каждому участнику лотереи-аллегри. В новогодние дни в общественном собрании устраивались танцевальные вечера с ужином, в коммерческом предпочитали костюмированные вечера, любительские спектакли", – читаем у Залины Кануковой. Но если, как отмечали современники, такие вечера танцев, проводившиеся в городском общественном собрании, подчас отличались "вялостью и натянутостью", а съезжавшаяся на них "чистая публика" сетовала, что им не хватает "изюминки", то на катке, устраивавшемся на трэке, владикавказцы радовались жизни вовсю. "По всему катку слышится веселый разговор, шутки и смех молодежи, веселостью которой заражаются и пожилые люди", – так описывала это в одном из своих первых номеров за 1894 год (№ 4) газета "Терские ведомости".

Феерии на льду

"Каток украшали флагами, иллюминировали фонарями и бенгальскими огнями. Днем часто устраивались соревнования на призы для детей, а по вечерам – факельные шествия. Для взрослых организовывали танцы, фигурную езду с факелами и фонарями, обычным явлением стали ракетные залпы", – пишет Залина Канукова. Катались посетители трэка на коньках под музыку оркестра Терского казачьего войска, с которым общество "Трэк" заключило специальный договор. А когда в 1914 г. он был расформирован, правление общества, во главе с С. Гордзялковским, пригласило для музыкального сопровождения своих мероприятий духовой оркестр Апшеронского полка.

В этом увлечении владикавказские "сливки общества" следовали столичным модам. "Считается, что в Петербурге регулярные катания на коньках зародились в середине 1860-х гг. в знаменитом Юсуповом саду на Садовой улице, под эгидой созданного в тех же годах в столице первого в России конькобежного клуба. Однако пальму первенства оспаривает Таврический сад, где кататься на коньках стали еще в конце 1850-х гг.", – пишет российский историк Сергей Глезеров. В Таврический сад часто приезжали на каток даже великие князья из царствующего дома Романовых – сыновья Александра II. Их примеру следовал весь столичный бомонд – и молодежь, и почтенные отцы знатных семейств. "…На катке не только отдыхали, но и обсуждали деловые вопросы в неформальной обстановке, – читаем у петербургского исследователя Игоря Зимина. – Примечательно, что к концу ХIХ в. сложилась определенная традиция, когда считалось приличным знакомиться и флиртовать не только на великосветских балах, но и на катке Таврического сада". На катках Петербурга проводились роскошные балы с фейерверками, маскарады, а Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках каждый год, по традиции, устраивало на катке в Юсуповом саду елку и праздник проводов зимы.

"Красивую картину представляли собой костюмы катавшихся дам и господ, – пишет Сергей Глезеров. – Дамы, как правило, были в богатых черных или цветных бархатных шубках, отделанных мехом соболя. Господа катались в элегантных бархатных венгерках и жакетах". И "высший свет" Владикавказа тоже одевался, собираясь на каток, по последней моде.

"Была бы только тройка – да тройка побыстрей!.."

У городской "золотой молодежи" и у подгулявших нуворишей зимой бытовало развлечение, вызывавшее крайнее недовольство владикавказских властей: скачки на тройках по Александровскому проспекту по обеим сторонам бульвара. "В зимнее время появлялось немало любителей санной езды: целые караваны саней извозчиков носились по многолюдным улицам города", – читаем у Залины Кануковой. Как говорится, ничто под луной не ново – пусть и шагнул с тех пор технический прогресс далеко вперед…

Разумеется, позволить себе не только членство в "Трэке", но и даже разовые его посещения могли далеко не все владикавказцы. Детвора и молодежь рабочих слободок города – тех же Курской и Молоканской – зимой развлекалась попроще, но тоже не скучала. Как вспоминали старожилы Владикавказа, на святки мальчишки и девчонки Курской слободки практически повально отправлялись колядовать, звонко распевая под окнами у ее жителей: "Сею, вею, посеваю, / С Новым годом поздравляю! / Открывайте сундучки, / Доставайте пятачки: / Нам – на орешки, / Вам – на потешки!.." Парни и разодетые в нарядные "парочки" девушки (так назывались сарафан и кофта, пошитые из ткани одной расцветки) собирались на посиделки под гармонь. Устраивали баталии в снежки, лепили снежных баб. Одним из своеобразных зимних развлечений для ребят с Курской, особенно мальчишек, были походы на Терек, где они помогали взрослым колоть лед для погребов. И, конечно, катались на санках. А высшим шиком для самых отчаянных и бесшабашных юных "гаврошей" с Курской слободки было прицепить сзади свои санки к извозчичьим саням – и лихо прокатиться по улице под несущуюся вслед заливистую трель свистка городового. Пока не обернется с облучка извозчик-молоканин или татарин – и не погрозит сердито сорванцу кнутом.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика