Не нанесет ли вред наша еда?
С 1 июля этого года запрещаются выращивание и разведение в стране генномодифицированных растений и животных.
Также устанавливается запрет на ввоз в Россию генно-модифицированных организмов и продукции по результатам мониторинга их воздействия на человека и окружающую среду. При этом импорт ГМО-продукции в целом не запрещен, но она должна будет пройти обязательную регистрацию.
Принятый запрет стал итогом многолетней борьбы сторонников и противников ГМО в России. Помнится, летом 2013 года под призывом объявить ее зоной, свободной от ГМО, подписались десятки тысяч граждан. К тому времени, по данным Национального союза защиты прав потребителей в России, несмотря на действовавший на тот момент запрет, ГМ-культурами – в основном кукурузой и соей, – засевалось около 400 тысяч гектаров.
"СО" не раз выступала на тему слабого контроля за распространением генно-модифицированной продукции на территории республики, об отсутствии условий для этого контроля. Имеющиеся оборудование и тест-системы не позволяют точно определять содержание ГМО в сельскохозяйственной продукции, семенах. Проблема с обнаружением ГМО может быть связана и с появлением на рынке так называемых, стекерных продуктов – ГМО с двумя и более новыми признаками, или, другими словами, комбинированными признаками – просто еще не существуют тест-системы под новые компоненты ГМО.
В настоящее время на территории республики есть только одна лаборатория для обнаружения ГМО – в филиале Россельхозцентра по РСО–А. В то же время контрольно-надзорными полномочиями наделено территориальное Управление Россельхознадзора. О том, насколько вероятно иметь у себя на столе продукт с содержанием ГМО, мы беседуем с директором филиала Россельхозцентра по РСО–А Олегом Тотровым.
– Олег Васильевич, как часто обнаруживаются ГМО в анализах вашей лаборатории?
– Оговорюсь сразу: наша лаборатория проводит анализы только по заявкам, если потребитель сам решил проверить свою продукцию. Проводить же проверки не имеем права. Поэтому, на первый взгляд, картина в республике, если судить по нашим анализам, благоприятная.
– А как же с семенами кукурузы тех же американских фирм "Монсанто", "Пионер"? Ведь в США около 90 процентов посевов кукурузы содержат ГМО.
– Думаю, что часть приобретенных нашими сельскохозяйственными производителями импортных семян могут содержать ГМ-организмы. Вообще, такие семена должны декларироваться. Но у нас многие требования не выполняются. По нормам Таможенного союза все зерно, поступающее на территорию РФ, должно декларироваться, также декларироваться и зерно, вывозимое за пределы отдельного региона. В документе должно указываться, что оно безопасное. Но фактически эти нормы не выполняются.
На дорогах, оживленных перекрестках, некоторых рынках продается много семян, саженцев плодовых деревьев, завозимых из других регионов. И в основном это "мусор". Продавец должен иметь сертификат. Но чтобы получить его, к нам обращаются крайне редко, потому что за него надо уплатить по госрасценкам. И продавец рассуждает так: "Лучше уплачу половину требуемой суммы, "кому надо", и продам свой товар без вашего документа". А покупатель очень редко требует сертификат.
– Много продуктов распределяется по тендерам в больницы, школы, интернаты, дома престарелых. Уж они-то должны проходить лабораторное исследование по заведенному порядку?
– Должны-то должны. Есть порядок участия в тендерах. И те, кто проводит их, обязаны требовать от поставщика наличие документа, гарантирующего безопасность продукта для здоровья потребителя. Но, по-видимому, все "успешно" обходятся без такого сертификата, при этом забывая об интересах людей.
– А как обстоят дела с зараженностью продуктов сельского хозяйства пестицидами и прочей "химией"?
– Могу судить по гербицидам, которые фермеры приносят к нам на исследование. Они приобретают их где-то по более низкой цене, что, конечно, заманчиво. Но сомнения их при этом гложут. Так вот, эти сомнения где-то на 60 процентов бывают оправданными. А значит, применив такой контрафактный препарат, можно так загадить почву, что выращиваемые на ней овощи, зерно, картофель вместо пользы принесут один вред.
– Насколько известно, лаборатория у вас неновая и уровень проведенных анализов может вызывать некоторые сомнения…
– Лаборатория действительно старая, оборудование нуждается в обновлении. Мы можем проводить анализы по многим показателям. И для каждого их вида требуется определенный набор оборудования. Поэтому нужна современная компьютерная лаборатория, так называемая ПЦР-лаборатория, которая позволит проводить более качественное определение тех же ГМ-объектов. Мы их определяем по тестовым полоскам. Но это – устаревший метод. Вопрос о необходимости новой лаборатории ставится давно. Не так важно, где она появится – у нас или в Теруправлении Россельхознадзора по РСО–А. Важно, чтобы и коллегам стало легче вести контрольную деятельность, которая затруднена. Ведь задержать фуру со скоропортящимся продуктом, который вызывает сомнения – это большая ответственность. Чтобы отобрать пробу и отправить на исследование за пределы республики, уходит много времени.
Но при этом есть и такой момент, как наличие у нас помещений под лабораторию, а главное – профессиональных кадров – лаборантов. В любом случае мы готовы к более тесному взаимодействию с сотрудниками Россельхознадзора. Главное, чтобы была польза для общего дела.
– И все-таки как рядовому покупателю обезопасить себя от ГМО?
– Многие продукты, содержащие сою, кукурузу и рапс, имеют в своем составе объекты, созданные генной инженерией. Если вы видите на этикетке в составе продукта растительный белок, то это на 100 процентов соя. Такими белками богаты мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты, чипсы, магазинные соусы, кетчупы, кукурузные консервы, все соевые молочные продукты. Недавно выяснилось, что производители оливкового масла разбавляют его соевым, не сообщая об этом на этикетке. Многие известные производители детского питания используют ГМО в своей продукции. Большинство видов замороженного также содержит ГМО. В шоколадные конфеты добавляют соевый лецитин. Стоит опасаться кондитерских изделий, импортного картофеля, томатов, дыни, кабачков, папайи.
Также можно предположить наличие ГМО, взглянув на состав продукта. Так, во многих можно найти соевый лецитин Е-322, рибофлавин (В2), иначе известный как Е-101 и Е-101А, он может быть произведен из ГМ-организмов. Еще о наличии в продукте ГМО могут свидетельствовать такие компоненты, как соевое масло, растительный жир, мальтодекстрин, глюкоза, декстроза, аспартам.
Также обращайте внимание на страну-производителя. Около 68 процентов всех ГМО-продуктов производят США, за ними идут Франция и Канада. Надо стараться больше готовить самим. Так надежнее…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30