Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
К врачу – через Интернет

Сегодня попасть на прием к участковому терапевту или узкому специалисту не так уж и просто. Приведу пример: недавно пришла в поликлинику, встала в очередь, а в ней уже было человек десять.

Услугой электронной записи к врачу уже пользуются пациенты поликлиники №1

Каждый хотел побыстрее попасть в кабинет врача. Самым наглым удавалось проскользнуть мимо группы людей с фразами "я только спрошу" или "мне лишь забрать медкарту". В течение почти двух часов я терпеливо ждала своей очереди и с грустью думала о том, что в некоторых регионах страны уже есть возможность по предварительной записи прийти в медучреждение точно в назначенный час и, не тратя время и нервы, пройти осмотр у врача.

А когда такие времена наступят у нас? И можно ли уже сегодня записаться к доктору заранее? Если да, то как это сделать? На эти и другие вопросы корреспондента "СО" ответил начальник Медицинского информационно-аналитического центра Минздрава РСО–А Аслан МАЙРАМУКАЕВ.

– Прежде всего, пожалуйста, разъясните, что такое информатизация здравоохранения?

– Это возможность записи через электронную регистратуру или контакт-центр, больничные листы и льготные рецепты, медицинская карта и другие виды электронного медицинского документооборота.

– И когда эти технологии начнут работать в республиканском здравоохранении?

– Информатизация здравоохранения началась в 2012 г. как подпрограмма его модернизации. Тогда на эти цели было выделено порядка 93 млн рублей. Закупили компьютерную технику и программное обеспечение. К сожалению, оборудование не было передано организациям, оформлено и поставлено ими на учет должным образом и, соответственно, в течение почти пяти лет не эксплуатировалось. Поэтому по информатизации республиканское здравоохранение по всем параметрам отставало. Лишь с 2016 г. ситуация стала меняться. Мы оформили передачу оборудования больницам и поликлиникам, подняли вопросы по запуску информационных систем. Хотя перед нами и стоят определенные трудности с учетом ограниченности финансирования, тем не менее мы их планомерно решаем.

– Скажите, когда электронная запись к врачу станет реальностью?

– Наша задача – как можно скорее привести расписание врачей в порядок, установить инфоматы, научить персонал работать с ними, чтобы наши сотрудники в свою очередь могли консультировать обращающихся. Пациент должен знать, как записаться предварительно, и не должен терять время на ожидание. При этом все экстренные больные обслуживаются вне очереди, в штатное расписание поликлиники вводится новая должность – "дежурный врач", который окажет медицинскую помощь в экстренных случаях без очереди. Также есть возможность выписать "нулевой" талон для тех, кому нужен осмотр узкого специалиста в день обращения. Могу сказать, что с февраля текущего года электронная запись активно внедряется во все поликлиники города.

Записаться к врачу можно через регистратуру, а также – через инфомат, порталы: gosuslugi.ru, регистратура15, а единый контакт-центр Минздрава по телефону 33-33-55. Он пока работает в тестовом режиме, к нему подключены 5 поликлиник Владикавказа, но до конца июля подключим и остальные.

– Вы сказали, что внедряется электронный документооборот. Внутри одной медицинской организации или между разными?

– Это обмен документами, в том числе и юридическими, в электронном виде как внутри одной организации, так и между разными. Как пример – электронные рецепт и больничный. К сожалению, пока федеральная нормативная база регламентирует использование наряду с электронным и бумажный документооборот. При этом избежать дублирования работы можно, если специалист оформляет документ в системе и распечатывает из нее, но ни в коем случае не наоборот: пишет от руки и только потом вбивает данные в систему и распечатывает.

В настоящее время мы сосредоточили компьютерную технику в нескольких медорганизациях, чтобы у каждого врача был доступ к медицинским системам. К сожалению, зачастую на осмотр уходит несколько минут, а на то, чтобы заполнить документы, в два раза больше времени. Поэтому наша задача – минимизировать ввод информации. Если в регистратуре на пациента уже заведена медицинская карта в электронном виде, то врач может ею воспользоваться и внести свои отметки на основании уже готового шаблона.

Еще пример: доктор может выписать направление к узкому специалисту или на исследование в электронном виде, сразу указав дату и время. То есть по своей базе он уже видит "окна" в графике тех самых врачей, к которым направляет пациента.

К документообороту относятся и справки о рождении и смерти. Работаем над переводом в электронный вид этих документов, готовим нормативную документацию. До сих пор мы не вели в электронном виде учет рожденных и умерших.

– Предстоит серьезная работа по формированию базы для электронного документооборота…

– Да, и большой объем такой работы мы уже провели. Например, налажен обмен данными с территориальным фондом ОМС и страховыми организациями, мы получаем оперативные сведения обо всех застрахованных гражданах, есть единая база, куда внесены данные наших пациентов.

– В связи с этим хочется вспомнить недавнюю историю с путаницей списков прикрепленного населения в поликлиниках №№ 7 и 4, когда около 15 тысяч пациентов одной поликлиники вдруг оказались в ведении другой, хотя ни заявлений не писали об откреплении, ни территориально к ней не относятся…

– Как раз на предотвращение подобных ситуаций и направлены наши усилия. Раньше у поликлиник была своя база прикрепления, и между ними постоянно возникали споры по количественному составу. Условно говоря, одни и те же пациенты одновременно могли находиться в разных списках. Сейчас мы эту проблему устранили. Медицинские организации откорректировали списки, сформировали единую базу прикрепленного населения, четко обозначив в ней границы.

– Давайте поподробнее поговорим об электронной карте. Все то, что есть сегодня в бумажных медицинских книжках, теперь переводится в электронную базу медицинского учреждения?

– Совершенно верно. В специальной защищенной системе. Все о пациенте будет храниться в общей базе. В электронную медицинскую карту станет стекаться и аккумулироваться вся информация о диагнозе, состоянии больного, обо всех медицинских манипуляциях, мероприятиях, связанных с этим человеком, где бы они ни проводились, даже за пределами республики. И наша задача – закончить эту работу как можно скорее.

– А что мешает этому?

– Прежде всего у каждого врача должен быть персональный компьютер с локальной защищенной сетью. Чтобы оснастить оргтехникой персонал на 80%, нужно порядка 2,5 тысячи компьютеров. Вопрос в деньгах.

Тем не менее мы перераспределили имеющуюся оргтехнику и полностью дооснастили ДРКБ, детскую и взрослую поликлиники №1. В настоящее время монтируется локальная сеть, уже скоро врачи в этих учреждениях смогут полноценно вести электронную карту. Есть еще одна серьезная проблема – необходимость обучения медицинского персонала. К сожалению, процесс этот медленный, поэтому для полноценного перехода к электронной карте даже при наличии техники еще понадобится какое-то время.

– Что такое электронная карта – понятно. А что значит электронная консультация?

– В последнее время много говорится о телемедицине – удаленной медицинской консультации. Существуют два ее вида по принципам "врач–врач", когда врачи консультируются для постановки диагноза, и "врач–пациент": сложная операция может транслироваться удаленной группе хирургов, чтобы провести мини-консилиум.

В Северной Осетии первый вид применяется достаточно активно, например, станцию "скорой помощи" г. Владикавказа оснастили кардиопультами, что позволяет врачу в сложной ситуации запрашивать дополнительную консультацию у специалистов из сосудистого центра РКБ и бесланского медцентра, передав им сведения. Также мы внедрили систему видео-конференц-связи между клиниками, которая позволяет проводить дистанционное обучение медицинских работников во время конференций и симпозиумов. В ближайшее время планируем объединить все наши операционные в единую сеть со специальными камерами с высоким разрешением, это позволит при необходимости оперативно подключать специалистов для медицинских консультаций в сложных или экстренных случаях.

Есть еще важное направление – мониторинг – сбор статистической информации из медучреждений в электронном виде для принятия каких-либо управленческих решений. Чтобы качественно управлять процессами в здравоохранении, необходимо получать оперативную информацию о количественной и качественной работе, анализировать ее. Для этого существуют различные системы мониторингов и отчетов.

– Как решается вопрос защиты медицинской информации?

Это очень важный момент. На этот год Минздравом впервые запланированы средства на организацию защищенных каналов связи, защиту центра обработки данных. Работу по организации системы защиты информации будем проводить непрерывно.

– Ну, и хотелось бы узнать о сроках завершения информатизации…

– У этого процесса нет сроков, он будет проходить постоянно. Но очень хочется поскорее оснастить техникой медицинские организации и обучить персонал работе с информационными системами, и тогда довольных пациентов станет больше.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика