Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Производить умеем – работать учимся

В те времена, когда в республике в полную силу работали предприятия алкогольной промышленности, на этом производстве были задействованы порядка пяти тысяч человек.

Приблизительно столько же работников было занято в смежных сферах, обеспечивающих деятельность этого направления: на транспорте, в сельском хозяйстве, розничной торговле, общественном питании. С учетом членов семей этих людей получалась достаточно серьезная средняя цифра в сорок тысяч. Стольких человек кормила алкогольная отрасль. Сейчас большая часть этих людей вынуждена искать себе другое применение и, судя по уровню безработицы в республике, не всегда успешно.

На страницах "СО" мы неоднократно рассматривали перспективные направления развития республики. Поскольку управленческие технологии их проходят серьезный анализ на уровне правительства республики, мы решили продолжить нашу беседу с руководителем Управления по государственному регулированию производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции РСО–А Батразом ХИДИРОВЫМ.

– Еще раз здравствуйте, Батраз Алиханович. На ваше интервью пришло немало отзывов со стороны читателей. Хотелось бы узнать о перспективах развития алкогольной промышленности в республике. Насколько мне известно, водочных и винных заводов у нас не меньше, чем спиртовых. И потенциал у них не хуже. Каким вы видите их будущее?

– Алкогольная отрасль в России – одна из ведущих в экономике страны по объемам и уровню привлекательности для предпринимателей.

Визитной карточкой и гордостью многих стран являются традиционные алкогольные напитки. Например, Франция у нас ассоциируется с Эйфелевой башней, музыкой Леграна и, конечно, бутылкой "Бордо", Шотландия – со скотчем, Мексика – с текилой и т.д.

Однако результатом черного пиара стало то, что мы начали стесняться своей осетинской водки. Для многих регионов это словосочетание стало едва ли не черной меткой. При этом федеральные средства массовой информации очень постарались связать продукцию наших предприятий со скандалами, отравлениями. Словом, приложили все усилия, чтобы российский потребитель отказался от нашей продукции.

Иногда мне кажется, что и мы сами в это поверили. Почему?! Господь подарил нашему краю удивительного качества водные ресурсы. У нас хорошие урожаи кукурузы. И мы не утратили умение делать поистине высококлассный продукт, кстати, производимый с XIV века. Так что перспективы у нас, несомненно, есть.

– У республиканских производителей упомянутого вами продукта соответствующий потенциал присутствует?

– Стратегический потенциал наших производителей алкогольной продукции очень высок. Следует сказать, что алкогольная отрасль в РСО–А добилась существенных успехов: создана высокая культура производства, разработаны десятки оригинальных рецептур, внедрены технологические ноу-хау. Да и очень существенный потенциал мощностей. Алкогольные предприятия республики способны производить до 100 млн дал (1 дал = 10 литрам – прим. авт.) водки и ликероводочных изделий в год, однако мощности используются лишь на считанные проценты. Это единственная отрасль в республике, которая практически не требует дополнительных капитальных вложений. Более того, собственники этих предприятий сами готовы вкладывать в развитие производства. А это, как вы понимаете, даст дополнительные рабочие места.

Республиканская продукция получила общероссийское признание и множество наград в значимых федеральных и международных дегустационных конкурсах (наши специалисты входят в состав престижных международных дегустационных комиссий).

И самое важное преимущество нашей продукции при таком высоком качестве – доступная цена.

– Что препятствует развитию этой отрасли в республике?

– Очень сложная процедура получения лицензии на производство. Сегодня в РСО–А действуют 7 предприятий, имеющих лицензии на производство алкогольной продукции, общей производственной мощностью более 36 млн дал в год. Есть 12 высокотехнологичных предприятий общей производственной мощностью более 61 млн дал в год, оборудование которых законсервировано, а штат работников распущен, они не имеют лицензий на производство алкогольной продукции. Еще более 30 предприятий либо перепрофилировали свои производства на выпуск безалкогольной продукции, либо полностью разобрали оборудование.

Есть и другие причины. Проанализировав данные по производству алкогольной продукции в РФ за период 2010–2015 гг., мы увидим, что падение производства водки за указанный период более чем в 2 раза обусловлено резким повышением ставок акцизов (с 210 руб. за 1 л безводного этилового спирта в 2010 г. до 500 руб. в 2016 г.), введением минимальной цены на алкогольную продукцию, а также мерами государственного регулирования отрасли и, как следствие, резким падением спроса. Свою роль также сыграло значительное увеличение государственной пошлины за выдачу лицензии на производство и увеличение требуемого размера оплаченного уставного капитала (9 500 000 руб. и 80 000 000 руб., соответственно), введение авансового платежа акциза.

Большинство предприятий отрасли в РСО–А вынуждено было прекратить деятельность в 2012–2015 гг., как следствие, значительно вырос теневой сегмент производства и в целом в РФ, и в РСО–А, в частности. Что совершенно естественно привело к резкому снижению качества продукта.

Однако в результате действий, предпринятых руководством республики совместно с Росалкогольрегулированием и МВД по РСО–А, в 2016 г. ситуация изменилась. С начала года практически отсутствует нелегальное производство на предприятиях республики. Это наглядно демонстрирует наметившуюся тенденцию к прозрачному ведению бизнеса по производству этилового спирта и алкогольной продукции.

«Стратегический потенциал наших производителей алкогольной продукции очень высок. Следует сказать, что алкогольная отрасль в РСО–А добилась существенных успехов: создана высокая культура производства, разработаны десятки оригинальных рецептур, внедрены технологические ноу-хау. Да и очень существенный потенциал мощностей. Алкогольные предприятия республики способны производить до 100 млн дал (1 дал = 10 литрам – прим. авт.) водки и ликероводочных изделий в год, однако мощности используются лишь на считанные проценты. Это единственная отрасль в республике, которая практически не требует дополнительных капитальных вложений.

Проанализировав динамику поступления акцизов на подакцизную продукцию, производимую в республике, в консолидированный бюджет РФ и в бюджет РСО–А за 2012–2016 гг., мы увидим, что существенно увеличились поступления акцизов в 2016 году в федеральный и республиканский бюджеты.

– Цифры впечатляющие, но их увеличение еще возможно?

– Без всякого сомнения! Производство выводится из тени. Но в то же время большое количество предприятий отрасли еще простаивает. Причина – сложности в получении лицензии и специальной федеральной марки.

Необходимо отметить, что каких-либо других причин для простоя предприятий отрасли – технологических, сырьевых, кадровых, инфраструктурных – нет.

– У органов исполнительной власти республики есть планы по развитию этой отрасли?

– Правительство республики разрабатывает планы по реанимации и развитию винодельческой отрасли в Моздокском районе, дальнейшей переработке винограда, производству вин, виноматериалов, коньячных дистиллятов и коньяков. В 2017 году планируется заложить виноградники более чем на 500 га. Цель – использование благоприятных природных и климатических условий, состава и качества почв (песчаные и супесчаные) для возделывания данной сельскохозяйственной культуры, развитие перерабатывающих производств; применение навыков, знаний и опыта местного населения в виноградарстве; увеличение трудовой занятости и снижение социальных проблем. И как следствие, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. Например, в советские времена в Моздокском районе было 18 хозяйств, в которых развивалось виноградарство, и 2 винодельческих завода. Ничто не мешает восстановлению той традиции.

Дело в том, что акцизы от производства тихих и игристых вин, винных напитков в размере 100% идут в республиканский бюджет, компенсируя выпадающие доходы от акцизов на крепкий алкоголь. Такова новая модель распределения акцизов в РФ. В интересах бюджета республики целесообразно развивать это направление.

Нам необходимо увеличить количество лицензированных предприятий по выпуску указанной продукции, таких, как АО "Исток", ООО "Фаюр-Союз", ООО "Эликсир-Д", ООО "Дигзив-БЛ", ООО "Парус" и др., и, соответственно, – объем выдачи федеральной специальной марки для маркировки алкогольной продукции.

По сравнению с данными за соответствующий период прошлого года за 4 месяца 2017 г. производство натуральных и фруктовых вин увеличилось на 127%, игристых и шампанских вин – на 83%. Так что, как видите, это очень интересное направление.

– Много говорят о высокой доходности этой сферы бизнеса именно для предпринимателей. А какую пользу это производство может принести республике?

– Смотрите: за 4 месяца 2017 года в бюджеты всех уровней поступило акцизов на алкогольную продукцию на сумму 1 329 688 тыс. руб., что на 1,4% превышает показатель прошлого года (1 310 640 тыс. руб.).

За январь–апрель 2017 г. акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в бюджет РСО–А поступило 979 701 тыс. руб., что свидетельствует о положительной динамике фактического поступления. Темп роста составил 148,5%.

Акцизы на пиво за январь–апрель 2017 г. составили 57 812,8 тыс. руб., что на 47% больше, чем за аналогичный период 2016 г.

Необходимо отметить большую роль в отчислении акцизов на пиво компании "Бавария". За 2016 год уплачено 193,73 млн руб.

Акцизы на вина, фруктовые вина, винные напитки, шампанское за январь–апрель 2017 г. – 199 083,7 тыс. руб., за аналогичный период 2016 г. – 98 261,6 тыс. руб., т.е. динамика фактического поступления составила 202,6%.

– Как развитие алкогольной промышленности может повлиять на экономическое положение республики?

– Повторюсь, что сейчас не 1990-е годы, и только развитие алкогольной промышленности в цивилизованном, полностью прозрачном и легальном русле существенно улучшит экономическое положение республики. Но это очень большая работа и по поиску новых рынков сбыта, и по продвижению продукции на международном уровне, и приложение усилий в области маркетинга и рекламы.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Комментарии (0)
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика