Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Кахтисар" без… людей

…Вы, пожалуйста, простите меня, уважаемые читатели газеты "СО"! Слишком уж часто я напоминаю о своих "болячках". Но! Это не недуги мои, не о моих болезнях речь, честное слово!

Боль – она ведь разная бывает… Но самая "неизлечимая", надолго сохраняющаяся,– это боль душевная, сердечная. И случается она не от старости организма, и никаких ей ударов по рукам, ногам, по голове. Нет! Для ее появления нужны причины – веские, глобальные!..

Причина моей боли одна – "Кахтисар"! Да, да, это то, о чем я "ною" уже 7 лет, но никто меня не слышит. Почему? Да потому что никому это не надо: подумаешь, земля – огромная территория турбазы, растасканное имущество – пусть пропадает!..

Никому не приходит в голову, что "Кахтисар" – сначала турбаза, а с 1995 года – детский оздоровительный лагерь. Это было единственным местом культурно-познавательного, активного отдыха в Пригородном районе. А это большое количество населенных пунктов, многонациональный состав населения, и по всем этим параметрам район уступает в республике только Алагирскому!..

Я уже много раз писала об истории появления этого уникального чуда среди скал: слева над базой нависла Чызджыты хох (Девичья гора), справа – Тбау-хох – это третий по счету скалистый хребет Центрального Кавказа. На юго-востоке – Кобанское ущелье, а впереди – Даргавская котловина. Всего 4,5 км отделяет "Кахтисар" от знаменитого на весь мир "Даргавского некрополя" (в народе его называют "Городком мертвых"). По дороге от турбазы в Даргавс, в трещине – гроте "Тбау-хох" – "Туджджыны лёгёт" ("Башня кровника"). По ущелью течет неугомонный "труженик" – Гизельдон. Он "грудью" ударяется в шлюз под водой водохранилища, затем вроде бы исчезает. Но – нет! Река "спряталась" в тоннеле под территорией турбазы. И самотеком по тоннелю, диаметр которого 5, длина – 3 километра, вода уже в Кобанском ущелье с высоты 300 метров падает по трубам вниз, на турбины ГизельдонГЭС. В здании 3 турбины, каждая мощностью 7,5 тысячи киловольт. Но одна из них бездействует – в запасе, так как нет необходимости потребления такого количества энергии…

Я думаю, что не следует напоминать о том, что ГизельдонГЭС – одна из первых горных электростанций, построенных в Советском Союзе по плану ГОЭЛРО, в I пятилетке, то есть с 1928 по 1933 год. Первый ток она дала в 1934-м. В том же году в Осетию приезжал "всесоюзный староста" М. И. Калинин. Ему показали работу ГЭС, он оставил в журнале посетителей очень теплый отзыв. Сейчас эта запись находится в музее краеведения республики…

Зачем, спросите, мне понадобилось описывать "дела энергетиков"? Есть, друзья, веская причина! Дело в том, что в узком Кобанском ущелье не было возможности сооружать водосборник для ГЭС. Его были вынуждены строить в Даргавской котловине. А для того чтобы поднимать наверх, на "Пуртский завал" грузы, рабочих, тяжело и долго нужно было шагать по извилистой тропе – длиной в 1,5 км и в 33 поворота. Тропа так и называлась: "Зилёнтё" ("Повороты"). Поэтому построили грузоподъемник, то есть впоследствии, с открытием турбазы – фуникулер. Длина этой канатной дороги – 520 метров, угол перепада – 35 градусов. Сначала это была обычная лебедка. А уже в 1972 году, когда открыли турбазу, из города Ворошиловграда (ныне – Луганск) были доставлены в "Кахтисар" два вагона, трос, оборудование в "машинный зал".

Стоял в зале огромный деревянный барабан, который при подъеме вагона наматывал трос – стальной крученый канат, а при спуске вагона – разматывал. Поднимался вагон 3,5, а спускался 6 минут, так как из-за крутого спуска вниз торможение было больше. У основания фуникулера стояла бетонная будка – селектор. Из нее по телефону сообщали машинисту: "Поднять вагон", "Спустить!.."

О чем это я? Да! О юбилее без людей! 5 июля нынешнего года исполнилось бы нашему любимому "Кахтисару" 45 лет. Представляете?! Возраст – средний, казалось бы, он должен быть в самом расцвете сил, как тот мужчина его лет, как женщина – "ягодка опять". Но – нет! Не повезло тебе, "колыбель наша", молодость, кипучая энергия нас всех!

Нет уже много лет и в помине рельсов, троса, вагонеток, качелей на территории турбазы, сейфов из закрытых на ключ кабинетов, даже стальных свай из-под деревянных корпусов. Все сдано на металл – до последнего сантиметра! "Берем, что плохо лежит!" "Бедные" деревянные домики, как сироты, качаются на ветру – вот-вот рухнут!..

А мы в республике бьем себя в грудь: "Мамисон, Мамисон!" Это наше будущее!..

Как бы не так, уважаемые господа! По мне – так лучше синичка в руках, чем журавль в небе!". Чем витать в облаках, – спустились бы на землю, уважаемые "туристы"!

Десятки маршрутов, описаний по метру походных троп, ритуалы, обряды, обычаи, существовавшие когда-то только у нас на турбазе. Сотни, тысячи туристов, благодарных даже за бытовые неудобства, неполадки, плохую погоду…

А сколько было экстремальных ситуаций! Тяжелый 2002 год: кругом – паводки, наводнения, дорог нет, света, воды две недели нет. Вертолет под руководством Давида Тавасиева доставляет продукты в лагерь; увозят больных детей в город – тоже воздушным путем и т. д.

Сегодня всего этого, нашей любимой базы – нет!.. Почему вам, нынешние "радетели" о туризме в республике, не приходит в голову хоть раз посоветоваться с Б. М. Бероевым, обратиться к В. Торчинову, Р. А. Тавасиеву, Т. А. Саламову, Т. К. Айдарову, А. М. Дзарасову, Таймуразу Цагараеву, Г. И. Кусову, К. Т. Дзагурову и т. д. – то есть к тем, кто начинал, поднимал туризм и конкретно – "Кахтисар"?..

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика