Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Колосья за образами

Август и начало сентября – это пора сбора урожая, когда выходят на финишную прямую земледельческие работы. И красивых обрядов и традиций, связанных с этим очень важным отрезком сельскохозяйственного года, у славянских народов издревле бытовало немало. В том числе, и у поляков, которые были до революции весьма многочисленной этнической группой Владикавказа: в 1876 году, например, в столице Терской области проживали 1153 человека римско-католического вероисповедания, а сердце этой национальной общины – "польский квартал" – располагалось на ул. Евдокимовской (ныне – ул. М. Горького). Были поляки и среди жителей станицы Архонской, основанной малороссийскими казаками.

10 августа поляками отмечается день св. Вавжиньца, с которым связан обычай вынимать из ульев и освящать в костелах свежий мед, угощая им всех домашних и соседей. С этого дня также начинали осеннюю пахоту и сбор яблок в садах. "Привязывались" к празднику св. Вавжиньца и интересные обряды с огнем. В его канун, приготовив еду, в доме гасили огонь в печи, приговаривая: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, иди с Богом, огонечек, и спи!" А утром, зажигая огонь, произносили: "Встань с Богом, огонечек, и грей!"

Успение Богородицы (15 августа) именуется в польском народном календаре "Матка Боска Зелна" – "Божья Мать растений". В этот день в костелах святили колосья зерновых культур, горох, лен, овощи, фрукты, а также дикорастущие травы – лечебные, душистые и, по поверьям, охранявшие от "черного глаза" и колдовства. Пучок трав и колосьев, освященный в этот праздник, назывался "ровнянка" ("рувнянка", "прозанка", "пружанка"). Часто его хранили за образами. Отвар из этих освященных растений давали "в профилактических целях" пить скоту, ими же окуривали отелившихся или заболевших коров. "Зерна из освященных колосьев добавляли к посевному зерну в первый день посева озимых или яровых хлебов. По народным верованиям, это должно было изгнать из земли злого духа", – пишет советский этнограф О. Ганцкая.

25 августа поляки отмечают день св. Бартломея (Варфоломея). Считалось, что если в этот день не будет дождя – жди морозной зимы. Нередко с этой даты начинали сев озимых.

Праздник Рождества Богородицы (8 сентября) у поляков называется "Матка Боска Севна" – "Божья Мать Посевная". Накануне его каждый крестьянин должен был обязательно начать сев – сделать так называемый засевок: иначе, верили, хлеба не уродятся. На поле сеятели выходили в чистых рубахах и приговаривали: "Бросаю Тебе, Боже, птицам небесным, червям подземным и себе. Боже, зароди!" А 16 сентября – в день св. Роха, охранителя от заразных болезней – на дороге у деревни разжигали костры и трижды прогоняли сквозь них скот. Угольки из такого костра считались оберегами.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика