Контрольно-пропускной пункт "Верхний Ларс". Если еще в полдень вторника перед шлагбаумом не было ни одной фуры, а легковые автомобили проезжали, не задерживаясь, то уже в полдень пятницы той же недели картина резко изменилась.
Больше, чем на километр вновь растянулась очередь из большегруза и мелкого автотранспорта. Периодически на территорию КПП пропускают пять-шесть фур и столько же легковушек, люди снова томятся в ожидании. Чем обусловлен такой перепад и можно ли организовать, наконец, пропуск через российско-грузинскую границу так, чтобы избежать злополучных очередей, как это произошло во вторник, мы попытались разобраться на месте.
Когда прибыли на КПП, очередь была меньше километра. Спустя полчаса подъехавшие с нами легковушки уже очутились по ту сторону шлагбаума. Еще спустя 30 минут они покидали российскую сторону, направляясь в Грузию. В итоге час на прохождение государственной границы – не так уж и много, если учесть, что, по статистике пограничников, именно эти два дня – 25–26 августа – считаются из года в год "пиковыми", а еще пару недель назад туристы и дальнобойщики ожидали по 6–9 часов.
Стоящие в очереди люди задают вопрос: почему уходит столько времени на прохождение границы с российской стороны? Ответ, как бы банально это ни звучало – в безопасности. Грубо говоря, у наших пограничников есть определенный регламент работы в рамках действующего законодательства, который они обязаны соблюдать и который разительно отличается от регламента их грузинских коллег. Все потому, что Грузии радикалы-экстремисты не угрожают – рекруты едут из России в Сирию, минуя Грузию транзитом. И обратно тоже едут – уже подготовленными головорезами, которых необходимо не впустить в нашу страну. То же самое касается и контрабанды, которую, кстати, выявляют практически каждый день. Именно поэтому на паспортный и иной контроль порой может уйти время, но в целом, если гражданин не вызывает подозрений – порядка 15 минут. Чуть больше, возможно, вас продержат еще и таможенники, задача которых – проверить ваш груз.
Сейчас граница работает в круглосуточном режиме. 15 кабинок паспортного контроля, из которых 8 работают на "выезд" из России. Иногда соотношение кабинок, работающих на выезд-въезд, меняется, и это называется "реверсом". Если, к примеру, въезжает в Россию транспорта мало, а в Грузию – в разы больше, то подавляющее количество полос будет работать именно на выезд. Могут отдать для легкового транспорта и "грузовую" полосу, предназначенную для фур. Но это если последних немного.
Больше этого количества кабинок и сидящих в них сотрудников контроля просто не поместится. Теоретически КПП рассчитан на пропуск максимум 4 тысяч человек в сутки. Но это в идеале. Пограничники говорят, что даже если ежесуточно границу будут пересекать до 10 тысяч человек, очередей удастся избежать. Фактически же получается, что во вторник – в тот день, когда в Ларсе (о, чудо!) не было очереди, границу пересекли в обоих направлениях почти 14 (!) тысяч человек. Из которых свыше 8,5 тысячи ехали из Грузии, еще более 5,4 тысячи выезжали из России. Выходит, что даже при таких нагрузках при желании можно справиться с потоком.
Но не совсем. Складывается такое ощущение, что Ларс – вообще уникальное место, как некое самостоятельное государство с собственными неведомыми законами и не поддающимися порой логике фактами. Не удалось понять до конца их и нам. К примеру, почему при 14 тысячах пересекавших границу очереди удалось избежать, а в пятницу – нет?
Как говорят сами пограничники, один из факторов, влияющих на очередь, – предвыходные дни. Второй – неудачный выбор времени. Чтобы ночью не ехать через Крестовый перевал, многие стараются подъехать к КПП к раннему утру. Не сговариваясь, так делают большинство и… ошибаются. Потому что основной поток собирается именно к этому времени в одной точке. К слову, каждая кабинка обустроена видеокамерами, а каждый пограничник снабжен средствами т.н. объективного контроля для улучшения качества работы.
Когда мы выходили с КПП, очередь перед шлагбаумом явно увеличилась на полкилометра. Судя по всему, за час эти граждане уже не пройдут границу, и у них на ожидание уйдет как минимум часа два. Причина оказалась в том, что с выездного направления две полосы перенаправили на въезд в Россию, чтобы ожидающие не скапливались на нейтралке в слишком большую очередь.
Но есть и другая проблема. Трасса перед КПП "Верхний Ларс" не приспособлена для длительного ожидания, хотя уже есть определенные сдвиги. К примеру, поставили бочонок на колесах с квасом, есть фургончик, где торгуют кофе, а в мини-маркете у дороги – водой. Так что работа над ошибками, хочется надеяться, будет вестись, а ее предстоит делать немало, ибо совершенствование, обустройство, электронная очередь и нововведения остаются пока только в планах. Фактически реализующие функции пропуска контрольные службы не получали ни одного конкретного предложения по реализации этих проектов.
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30