Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Хетаг бежал в Осетию к единокровным братьям"

У нас в Осетии несколько по-разному трактуется легенда о Хетаге. Действительно ли этот герой был сыном кабардинского князя? Что могло означать его имя, почему вообще он бежал в Осетию? Свою позицию по данным вопросам озвучивает писатель, журналист, лауреат Государственной премии им.

К. Хетагурова Хазби ЦГОЕВ.

Так изображает Хетага – символа святости и добрых надежд – художница Ирина Дзабаева

– Хазби Федорович, чем в первую очередь примечательна, по вашему мнению, легенда-сказание о Хетаге?

– Легенда, связанная с появлением рощи Хетага, известна, наверное, каждому жителю Осетии. Знаем также, что поэму о Хетаге писал и Коста Хетагуров, но не закончил ее. В этнографическом очерке "Особа" основоположник осетинского литературного языка называл героя своим предком, утверждая, что живущие в Нарском ущелье Хетагуровы считают себя потомками сыновей Хетага, переселившегося с мест за рекой Кубань.

Сам Хетаг, по дошедшим до нас сведениям, являлся младшим сыном князя Инала, проживавшего за рекой Кубань, на берегу ее притока Большой Зеленчук. После того как Хетаг не принял мусульманскую веру, против него ополчились кабардинцы и его собственные братья тоже, вот он и бежал в горы Осетии. Старший брат Хетага – Биаслан – считается родоначальником фамилии кабардинских князей, второй – Асланбек – остался бездетным. Место в Осетии, где Хетаг изначально обосновался, до сих пор почитается как святилище. Это та самая роща в степном массиве с деревьями, которым много лет. По легенде, роща отделилась от леса по мольбе преследуемого кабардинцами Хетага и взяла его под свою защиту. Смертельная опасность подвигла героя к побегу с берегов Кубани в Осетию, а свидетельством тому, что он преследовался, является кульминация легенды – появление рощи Хетага.

– Все-таки в связи с чем возникает разная интерпретация тех или иных фактов легенды?

– В первую очередь дело в том, что доподлинно неизвестно, кем по национальности был отец Хетага Инал. Об этом во время работы над поэмой "Хетаг" много размышлял и Коста Хетагуров, о чем свидетельствуют его черновые записи. Людей Инала он называет то кабардинцами, то аланами. Точно так же затруднялся связать указанные события с каким-то определенным периодом истории. В итоге поэт пришел к выводу о том, что "аланы теснят войска Мамая".

Если так, то почему в сказании упоминаются еще и кабардинцы, и почему Хетаг бежал от аланов в Осетию-Иристон?! Аланы и осы – один народ, и вера у них тоже одна. Если Хетаг не осетин, и речь идет исключительно о христианской вере, то, по логике, он просил бы защиты в среде таких же единоверцев. Скажем, в Грузии, Абхазии или у крымских греков. Тем более что и в сказании, и у Коста Хетагурова в некоторых вариантах упоминается, что Хетаг учился в Крыму, там его к христианской вере приобщил грек-монах. В другом варианте действие происходит в Грузии.

Кроме того, Зеленчук к Абхазии ближе других регионов. Было бы логичнее, если бы Хетаг направился с Кубани в соседнюю христианскую Абхазию. Если же он был кабардинцем, то должен был укрыться у адыгов. Но он выбрал далекую Осетию, потому что там жили его единокровные братья! А родился герой, я считаю, в среде группы аланов, сохранившейся среди кабардинцев после монголо-татарского нашествия.

– И как эти аланы, по вашему мнению, там оказались? Считается же, что они ушли в горы.

– Большой Зеленчук ныне не относится к территории Кабарды, но раньше те земли входили в ее состав. Преследовали Хетага кабардинцы. Ученые утверждают, что после разгрома аланов Тимуром и прекращения деятельности христианской церкви часть наших предков ушли в горы, остальных же группами приютили другие народы Кавказа, вследствие чего они с течением времени ассимилировались. Забыли язык, обычаи, поменяли веру, в памяти остались только сведения о происхождении. Именно поэтому считают себя потомками аланов балкарцы и карачаевцы. Свидетельство тому – выводы, приведенные в книге В.А. Кузнецова "Очерки истории алан": "Таким образом, аланы имеют ощутимые генетические связи и контакты и с некоторыми другими народами Северного Кавказа – карачаевцами, балкарцами, ингушами, чеченцами, адыгами, в состав которых в различные исторические периоды и по разным причинам оказались включенными более или менее значительные аланские этнические группы".

– То есть Хетаг является потомком группы аланов, оказавшейся у адыгов-кабардинцев и принявшей их вероисповедание?

– По всей видимости, так. В Кабарде пошло преобладание мусульманства, и Хетага за его приверженность христианству (а возможно, нашей традиционной вере) должны были лишить жизни. И он, еще раз повторяю, подался не туда, где были крепки оплоты христианства, а к единокровному народу. Предки наверняка ему говорили, что осетинский народ живет в горах. Поэтому ошибаются те, кто считает его кабардинцем только в связи с тем, что он жил среди этого народа.

– Имя героя – тоже чисто осетино-аланское?

– В 1982 году в Москве, в издательстве "Русский язык", увидело свет третье издание почти 700-страничного фолианта "Справочник личных имен народов РСФСР". Подчеркиваю, третье, доработанное, издание. Так вот, после раздела "Русские имена" с 27-й страницы следуют имена осетинские. На 34-й странице среди мужских имен можно видеть имя Хетаг. От Хетага пошла фамилия Хетагуровых, есть еще куртатинцы Хетаговы.

В той же книге с 323-й страницы начинается раздел "Имена абхазо-адыгских языков (кабардино-черкесские, адыгейские, абхазские). На 32 страницах нет ни единого упоминания имени Хетаг! Те, кого осетины по недоразумению считают кабардинцем, его в список не внесли, потому как имя Хетаг им чуждо!

Осетины почему-то склонны к поиску истоков непонятных им фактов в других языках, у других народов, вместо того чтобы глубже изучить собственную историю. Только потому, что Хетаг бежал со стороны нынешней Кабарды (а раньше это была земля аланов, кабардинцы там поселились в XIV веке), он для некоторых из нас стал кабардинцем.

Комментарии (0)
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta@mail.ru
Яндекс.Метрика