Республиканская
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Держаться… за воздух

Сейчас в альпинизме все больше становятся популярными восхождения "Fastandlight". Это означает быстрое восхождение в спортивном стиле на гору с применением легкого снаряжения.

Я и мои товарищи Георгий и Аслан решили попробовать себя в этом деле в 2016 году, сходив на г. Казбек (5033м) с севера за 2 дня. Данный выход прошел успешно, и тогда мы поставили цель: совершить подобный выход в следующем году, но за один день, что ранее не совершал никто из местных альпинистов, и это стало бы рекордом в скорости подъема на данную вершину.

Наступил 2017 г., мою голову не покидала мысль покорения Казбека за день. Но одни сутки в непрерывном движении – это требует немалых усилий, и мы стали устраивать тренировки, совершали регулярные пробежки от 10 до 35 км. Также для поддержания спортивной формы принимали участие в соревнованиях спасателей "Кубок Кавказа", которые давали видимые результаты и дарили надежду на то, что наша цель успешно осуществится.

Конец августа считается идеальным временем для восхождения. Но, как это обычно происходит, в свой график пришлось внести поправки из-за возникновения непредвиденных обстоятельств. В итоге решили идти в середине сентября. 18-го числа прогноз погоды предвещал хорошие, солнечные деньки на неделю вперед и, в принципе, не подвел. Наступило 17 сентября, воскресенье, и мы вдвоем, обсуждая предстоящее приключение, отправились в машине на пути к с. Тменикау, которое находится в ущелье реки Геналдон. Регистрация на заставе, недоумение пограничников, когда сообщили им, что идем на день к вершине и обратно. После чего мы поставили свою палатку неподалеку от пограничной будки за с. Тменикау. Перекусив и пообщавшись с товарищем, попытались заснуть, но волнение перед предстоящими событиями никак не позволяло сделать это. Все же, проспав пару часов, встали в 1:30 ночи, собрались и в 2:00 начали свой путь в сторону Верхних Кармадонских источников. Крайне неприятное дело – идти в полнейшей темноте, под светом налобных фонарей по горной тропе. Приближаясь к источникам, видим свет фонарей, быстро приближающихся к нам. Сделав предположение, что это пограничники, мы не ошиблись. Как оказалось, мы с дежурным погранзаставы не поняли друг друга и нам следовало позвонить им при выходе, но, перейдя крайний пост, этого делать не нужно. В общем, вышло недоразумение – погоня пограничников с криками: "Лежать!" и "руки вверх!" Подбежал парень, тыча в нос пистолетом. После того как мы предъявили документы и объяснили ситуацию, он благополучно нас отпустил. Надеясь, что это будет самая большая неприятность в нашем походе, мы продолжаем восхождение. На источники приходим в 4:00 и, не останавливаясь, преодолеваем ледник Майли. Далее следует подъем по несложным скалам. И спустя 5 с половиной часов мы поднялись на ночевки, где обычно останавливаются альпинисты, высота уже 3500 м. Здесь мы планировали немного перекусить, отдохнуть, но утренний морозец не дает долго засиживаться. Отдохнув полчаса вместо планируемого часа, продолжаем подъем, постепенно согреваясь... И вот из-за вершин появились первые лучи утреннего солнца. Почувствовали прилив сил и хорошего настроения. К полудню стало даже жарковато. Следующая отметка в восхождении – ночевка на высоте 4200 м, где достаточно суровые условия, т.к. есть проблемы с водой, только мутная, талая с ледника плюс ко всему – обжигающее солнце и неприятный ветерок.

Сделав остановку за счет сэкономленного ранее времени, обедаем углеводными батончиками и горячим чаем. Думаем, продолжать ли нам дальнейший подъем. Вроде силы еще есть, все идет по плану, мотивация сохранилась. Мы все же решились идти. Надев кошки – металлические приспособления для передвижения по льду и связавшись веревкой, начинаем подъем по леднику. Пройдя через гряду скал, подходим к Казбекскому плато, где пересекается наш маршрут "Казбек с севера" и "Казбек с Юга", то есть с грузинской стороны. Дальнейший подъем представляет из себя косую тропу из твердого снега с выходом на седловину между двумя вершинами. Когда мы оказались на седловине, у нас уже не возникало сомнений, что нужно идти до конца. Но подъем на последние 150 метров дался не так просто. Учащается дыхание, хватаешь воздух ртом, и такое ощущение, будто держишься за него, в голове – напряжение, мышцы гудят, но ноги работают из последних сил, ведь до цели осталось совсем немного… И вот мы на вершине! Чувство удовлетворения переполняет, будто преодолел собственный рубеж, все свои слабости. Вид с вершины немного испортила погода, поскольку отсюда в условиях ясной видимости можно наблюдать практически весь Кавказский хребет: г. Эльбрус и всю Северную Осетию. Поздравив друг друга и сфотографировавшись, я и мой друг Георгий спешим назад, так как день в это время года уже короткий, темнеет рано. Чем больше теряем высоту, тем меньше чувствуется ее давление и легче становится идти.

Темнота застала нас на скалах перед спуском на ледник. Аккуратно спустившись с них, мы погружаемся в полнейший мрак на леднике Майли. В помощь нам – часы с GPS, которые выведут нас назад по ранее записанному треку. На источниках встретили нескольких человек. Немного пообщавшись и поделившись впечатлениями, бредем в полусонном состоянии по, казалось бы, бесконечной тропинке до нашей машины у поста пограничников.

…Приятно ехать домой с чувством исполненного долга и ощущением, что исполнилась мечта. Мы получили массу эмоций от своего приключения, придуманного нами же! После такого восхождения появляется чувство, что жизнь не проходит впустую...