Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Вячеслав Битаров: Рука всегда на пульсе

Данное интервью – это не отчет главы республики о проделанной за год работе. Отчет, он же и постановка задач себе и правительству на следующий год, еще предстоит, с ним Вячеслав БИТАРОВ будет обращаться к парламенту в конце текущего календарного года. Мы говорили с

Вячеславом Зелимхановичем только о наиболее важных для него и весьма предварительных итогах чисто условного "года главы", прошедшего с момента избрания Битарова на высший пост в республике.

Условность еще и в том, что фактически эту должность он исполняет с конца февраля 2016-го года. Многие тенденции вырисовались вполне четко. Стиль управления, характерный для Вячеслава Битарова, тоже в основном понятен. Само интервью делалось в условиях цейтнота: республика готовится принять важнейшее северокавказское мероприятие – Кавказские игры, и глава много времени уделяет проверке качества предварительных работ. Параллельно лично Битаров координировал подготовку и проведение первого Кавказского музыкального фестиваля Валерия Гергиева. Беспрецедентный масштаб и качество организации и хода культурного мероприятия отметили все – и жители Осетии, и участники, и высокие гости.

– Вячеслав Зелимханович, год назад, 18 сентября 2016 года, парламент избрал Вас Главой Республики Северная Осетия – Алания. До этого Вы полгода исполняли обязанности главы. Представляя свою программу на заседании парламента, Вы сказали, что в первую очередь надо навести порядок в бюджетной сфере, уделить первостепенное внимание развитию бизнеса в республике и ускоренно заниматься развитием социальной сферы, в первую очередь здравоохранением. Что удалось за год сделать в этих трех направлениях?

– Действительно, без порядка в бюджетной сфере никакие вопросы решить невозможно. Ни в социальной сфере, ни в сфере оказания помощи бизнесу, ни в здравоохранении, ни в какой другой составляющей жизни республики. Поэтому, конечно же, начали с бюджета. Мы, во-первых, внедрили у себя кассовое планирование с помесячной разбивкой. И все затраты с тех пор четко расписываются, каждый рубль – на жестком контроле у министра финансов, у председателя правительства и у меня. Мне ежедневно предоставляются кассовые отчеты: кому, куда, какая сумма, в соответствии с чем… Это нам позволило точно узнать, что у нас есть, чем будем жить завтра. И исполнять все социальные обязательства перед нашими гражданами. Да, было отставание, где 4, где 5, где 6 месяцев, сейчас практически все вывели на помесячное исполнение. Остается месячное отставание по льготам на ЖКУ для ветеранов, но думаю, что до конца года мы нагоним. То есть за год был наведен порядок со своевременной выплатой социальных льгот населению.

Был сделан полный анализ и инвентаризация всех затрат республиканского бюджета по всем министерствам и ведомствам. И здесь всплыло очень много неэффективных затрат, основная часть которых также была ликвидирована. Только за счет перемещения части государственных учреждений из арендуемых помещений было сэкономлено более 50 миллионов рублей. Да и в целом многие бюджетные учреждения, ГУПы слабо контролировались, неэффективно использовали бюджетные средства. Продолжаем вести эту деятельность.

Огромная работа за прошедшее время была проведена с федеральным центром, в первую очередь с министерством финансов. Совместно с ним был сделан анализ, в результате которого составлен план оптимизации бюджета республики. Мы смогли доказать минфину страны, что республиканский бюджет разбалансирован. И в прошлом году мы получили 1 миллиард 200 миллионов рублей дополнительных дотаций, в результате чего закрыли долги республики по неосвоенным с 2008 года средствам федеральных целевых программ. Они ежегодно возвращались в бюджет страны, потом часть поступала в республику, опять не осваивалась, и так далее… Таким "снежным комом" накатали около 2 миллиардов!

За счет активной совместной деятельности с республиканским управлением Федеральной налоговой службы увеличились собственные доходы. Большую роль сыграли акцизы в алкогольпроизводящей отрасли. Здесь значительная роль была уделена выстраиванию нормальных рабочих взаимоотношений с Росалкогольрегулированием. Если в 2015, 2014, 2013 годах бюджет республики практически не получал акцизов, то в 2016 году произошел резкий скачок, связанный с тем, что максимально возможное было сделано для вывода из тени алкогольного производства. Мы способствовали выдаче лицензий некоторым алкогольпроизводящим предприятиям республики. Тем, которые соответствовали требованиям Росалкогольрегулирования. Это позволило нам дополнительно получить в бюджет более 25 процентов налоговых отчислений по сравнению с 2015 г. То есть увеличить собственные доходы на четверть!

– Вы об этом Президенту РФ докладывали.

– Да, естественно. Раньше, для того чтобы покрыть миллиардные возвраты в бюджет средств, которые хронически не осваивались по федеральным целевым программам, прежними правительствами брались коммерческие кредиты, что автоматически увеличивало госдолг. Практиковались также опережающие дотации. То есть республика просила федеральный центр причитающиеся ей ежемесячные дотации заранее. Потом, естественно, они ежемесячно снижались… В 2017 году этого не было. Мы опережающие дотации уже не просим, получаем их, как и положено, месяц в месяц. Это позволяет нам опять­таки исполнять свои обязательства по заработной плате, социальным выплатам и так далее. На 2016, 2017 годы и далее закладывались средства на функционирование физкультурно­оздоровительных комплексов (ФОКов) и заработные платы их сотрудников. Скажем, в 2014 году такого не было сделано.

В 2015 году, когда я стал председателем правительства, у республики было около 5 миллиардов рублей коммерческих кредитов с процентной ставкой от 13 до 18. Порядка 500 миллионов рублей республиканский бюджет сэкономил только на том, что благодаря работе с федеральным министерством мы их заместили низкопроцентными бюджетными кредитами.

Сейчас стараемся вести борьбу с неэффективными тратами в здравоохранении. Процесс идет непросто, но централизуем закупки лекарственных средств. Данная мера позволит, я уже не раз говорил об этом, оптом закупать однотипные лекарства, которыми пользуются все больницы. Конечно, у каждой есть и какие­то лекарства по направлениям, которые мы не можем объединить в единые группы. Только на закупках лекарственных средств, я полагаю, мы сэкономим 200–300миллионов. И такая работа уже ведется, первые торги прошли. По их результатам стало ясно, что цены завышались практически в два раза! Закупаться будут качественные препараты у зарекомендовавших себя производителей. Все это позволит увеличить наши возможности по наполнению больниц лекарственными средствами. Мне докладывают, и я сам периодически посещаю больницы по ночам, когда ни главврач, ни кто­либо другой не знает о моем визите, разговариваю с больными в наших главных больницах – РКБ и КБСП… Мне рассказывают, что больные всеми лекарствами обеспечены и в реанимации, и в отделениях. Я не говорю, что импортными, но теми необходимыми лекарствами, которыми по закону больницы должны быть обеспечены.

Мне перестали жаловаться родители, у которых дети больны диабетом. Я перепроверяю периодически, своим помощникам поручаю обзванивать, говорят, что и полосками для определения сахара в крови, и необходимыми лекарствами они обеспечены в полной мере.

Остаются проблемы с льготными лекарствами. Необходимая сумма по ним ­ около миллиарда рублей, которые республика должна найти. Федеральный центр выделяет только часть этих средств. Все мы пока обеспечить в полной мере не можем. Но стараемся помогать тем, для кого это жизненно важно.

– Вячеслав Зелимханович, тяжелая тема – обеспечение лекарственными препаратами больных с редкими заболеваниями, так называемыми орфанными.

– Я этот вопрос поднимаю перед федеральным центром регулярно. Проблема очень острая для всех регионов страны. Ее решение – за федеральным центром, ведь без помощи редко какой регион сможет потянуть финансирование лечения больных с орфанными заболеваниями.

­ Что изменилось с пополнением бюджета Фонда обязательного медицинского страхования?

­ Продолжается работа по выявлению фиктивно безработных граждан. В прошлом году мы выявили тех, кого считали таковыми и за кого бюджет республики делал отчисления в 2015 году в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), чтобы эти граждане могли получать бесплатную медицинскую помощь, в размере более чем 100 млн руб. В 2016 году еще на более чем 70 млн руб. выявили бюджетное финансирование бесплатного лечения тех наших граждан, которые также работали и работают, но не показывают этого официально. В следующем году мы надеемся за счет продолжения этой работы получить еще до 70 млн руб. Все высвободившиеся средства будут направлены в территориальное отделение ФОМС для обеспечения лекарственными средствами, необходимым оборудованием наших медучреждений. В больничном питании также предстоит навести порядок.

Все эти меры позволили поднять заработную плату в некоторых учреждениях Министерства труда и социального обеспечения. В частности, мы подняли зарплату няням в "Ласке", в черменском доме­интернате. Я к ним пришел, они митинговали, жаловались, что у них низкая зарплата. Подняли зарплату артистам госансамбля "Алан", в ближайшее время планируем – в Осетинском национальном театре.

Конечно же, будем исполнять "майские указы" и повышать заработную плату работникам социальной сферы ­ учителям, врачам, работникам культуры. С 1 октября мы эту работу обязательно проведем.

­ Важнейший приоритет для Вас – развитие бизнеса…

­ И я, и правительство продолжим интенсивно заниматься развитием алкогольпроизводящих производств. В прошлом году привлекли в республику "Метро", оптовый магазин этой фирмы в течение октября будет открыт. И все разговоры о том, что обанкротятся наши магазины, – это блеф. Сеть работает по всему миру. Я интересовался – у наших соседей в Ставропольском крае никто не обанкротился, наоборот. Ведь в этом магазине закупаются предприниматели, в том числе мелкие оптовики.

В Чечне и Ингушетии ждут открытия у нас этого магазина… Это деньги для республики. Планируется создать около 200 рабочих мест.

В 2016 году начали разрабатывать Стратегию социально­экономического развития республики и программу к ней. В качестве исполнителя этих работ был выбран Леонтьевский центр. Сейчас разработка программы практически завершена. И для того чтобы ее реализовывать, мы взяли на вооружение опыт других регионов, где активно идет экономическое развитие – это и Ульяновская область, и Татарстан, и Калужская область. Создали Агентство развития республики, куда собрали тех специалистов, которые успешно работали в этих регионах. Первые результаты уже есть. У нас недавно побывали 150 туроператоров фирмы "TUI", работающей по всему миру, с которой у нас есть соглашение, и договорились, что они в ближайшее время здесь откроют представительства. Мы надеемся, что они направят сюда поток туристов. Если это произойдет, то появится потребность в гостиницах, рекреационных услугах и так далее, то есть в туристический бизнес придут дополнительные инвестиции.

Мы определили, согласно программе, приоритеты развития республики: это сельское хозяйство, переработка, развитие некоторых отраслей промышленности и ряд других направлений. Добыча и переработка тех небольших сырьевых ресурсов, которые у нас есть, вполне могут быть привлекательными. Агентство развития интенсивно ищет инвесторов, которые будут привозить в республику средства, вкладывать их, а наша задача ­ создавать для этого условия. Агентству поручено провести ревизию наших нормативных и законодательных актов.

Избрали новый состав парламента, и я полагаю, что законодательная деятельность будет направлена в том числе на совершенствование республиканского законодательства с целью интенсификации развития бизнеса в республике. Это даст дополнительные доходы в бюджет, это рабочие места, это, в конце концов, конкуренция за рабочую силу. А конкуренция приводит к повышению заработной платы, созданию достойных условий для наших граждан и в конечном счете влияет на повышение уровня жизни.

– Раздавались такие голоса, когда Вы создали Агентство развития, что это чуть ли не параллельное правительство…

– Министерство экономического развития занимается анализом и прогнозом развития экономики республики, предлагает методы и механизмы реализации Стратегии развития, руководит созданием условий для интенсивного подъема бизнеса, инициирует законопроекты для решения этих задач, создает нормативно­правовую базу. Министерство должно смотреть, где у нас есть преимущества и куда мы хотим привлечь тот или иной бизнес. За счет субсидий или за счет других инструментов. Мы сейчас возрождаем обанкротившиеся, или, скорее, разоренные "с помощью" БРР фонды микрофинансирования, микрокредитования, гарантийный фонд. Создание последнего позволит нам стимулировать тех предпринимателей, особенно молодых, у которых нет возможности получить кредит, потому что у них нет пока залогового имущества. Ведь для старта нужны деньги. А где молодой и даже весьма талантливый, но начинающий бизнесмен их возьмет?! Банки дают деньги только тем, у кого есть залоговое имущество, и этот фонд выступит гарантом погашения банку кредита. Министерство экономического развития должно и занимается этими вопросами. А вот программа, которую написали… Мы, к примеру, в ней говорим: нам нужен консервный завод. Откуда он возьмется? Надо искать инвестора, человека с деньгами, разбирающегося в этом бизнесе. И уже Агентство развития будет заниматься поиском такого инвестора. У Агентства – узкая направленность.

– У Агентства есть стимул ­ чем больше привлечет средств, тем больше сможет потратить на свою деятельность?

– Оно пока находится на внебюджетном финансировании. А на следующий год постараемся включить их в бюджет, а за счет внебюджетных средств попытаемся организовать какое­то стимулирование. В программе развития обозначено, к примеру, что у нас есть месторождение базальта для последующей переработки, а в республике мы соответствующего инвестора не находим. Сотрудники Агентства должны искать того, кто вложит в это деньги. И уже дальше вместе с министерством имущества и администрацией района они все организуют, привезут инвестора и будут работать. А у инвестора есть еще одна большая проблема. Ведь чиновники есть чиновники. И как бы мы с ними ни бились, они создают волокиту, а у Агентства развития есть все полномочия, чтобы открывать нужные двери и эффективно и в сжатые сроки помогать бизнесу решать вопросы.

– Сложилось ли у Вас за эти полтора года ощущение, что бизнесу стало легче жить?

– Контролирующие органы докладывают мне, что в два раза снижено число внеплановых проверок в республике, Исходя из этого, наверное, стало легче. Помимо этого источника информации, есть моя "горячая линия", на которую звонят и знакомые, и незнакомые, что была какая­то проверка, я сразу разбираюсь, по какой причине, обоснованно или нет. Стараюсь контролировать. Кроме того, мы сейчас с омбудсменом Тимуром Медоевым договорились создать совет по защите прав предпринимателей при главе республики, на его заседания будем приглашать руководителей правоохранительных органов, представителей бизнеса, чтобы на месте обсуждать и по возможности решать спорные вопросы.

– Вячеслав Зелимханович, Вы год назад заявили, что будет сформирован работоспособный состав правительства. Получилось ли это у Вас? Можно ли сказать, какими министерствами или ведомствами Вы довольны или недовольны?

– Процесс совершенствования бесконечен. Я думаю, что ни один руководитель региона никогда не скажет, каким бы успешным он ни был, что до совершенства довел работу правительства, и у него нет никаких замечаний. Конечно, всего год как правительство работает, а некоторые министры – и того меньше. Кто­то будет покидать правительство, придут новые люди. Хотелось, чтобы это были молодые, современно мыслящие ребята, которые готовы сражаться. А это действительно сражение. Борьба здесь, внутри, с чиновничьей машиной, которая волей или неволей тормозит решение многих вопросов. Да и в федеральных ведомствах надо бороться, отстаивая свою позицию, обоснованность нужд республики. Такие бойцы нужны.

На сегодняшний день доволен министерством экологии и природных ресурсов, где я вижу, что наводится порядок в использовании наших природных богатств. Притчей во языцех был Кантышевский карьер. Я помню, когда еще возглавлял комитет парламента по природным и земельным ресурсам, неоднократно выезжал туда и сталкивался с творившейся там анархией. Но сегодня наведен порядок: только те, у кого есть лицензия, занимаются добычей песка. Я вижу, как увеличиваются поступления в бюджет от тех же карьеров и других природных ресурсов. Раньше от использования лесов мы ничего не имели, а сегодня уже есть поступления, то же касается охоты.

Министерство строительства, о деятельности которого в положительном ключе много пишут и говорят в СМИ, активно ведет строительство; никаких срывов у нас нет и, надеюсь, не будет. Активно работает по улучшению ситуации в важнейшей сфере министерство образования и науки.

Есть ответственные председатели комитетов, которые стараются, работают. Я надеюсь, что они активнее займутся реформами. По министерству здравоохранения, кто бы что ни говорил, результат мы видим. Возьмем поликлинику №1. Недавно к нам приезжал представитель Росатома, который является разработчиком программы для поликлиник. Он поблагодарил, что мы внедрили ее у себя, хотя в других регионах процесс идет гораздо медленнее, а скоро программа будет реализована и в других поликлиниках. 27 машин "скорой помощи" получили! Только Краснодарский край и Удмуртия получили больше нас. За полтора года практически обновили парк "скорой помощи" республики. Наши жители, наверное, забыли, какой была обеспеченность лекарствами в 2014–2015 гг. Сейчас ведется учет лекарственных средств. Начали с РКБ и заставили отчитываться использованными блистерами и ампулами… Некоторые недовольны: Битаров заставляет много бумаг писать. Но наша конечная цель – улучшение здоровья всех наших граждан, наших с вами детей, а потому будем продолжать.

Так что совершенствование деятельности правительства – процесс бесконечный и будет идти постоянно.

– Никаких кадровых сенсаций нас не ждет в ближайшее время?

– Нет. Зачем? Будут единичные замены, это неизбежно. Кто­то не справился, кто­то сам принял решение уйти. Насильно держать никого не буду.

– Вы трижды встречались с Владимиром Путиным. Если представить себе, что в ближайшее время будет еще одна встреча с президентом страны, что Вы могли бы попросить такого, что помогло бы республике?

– Я его об этом уже просил: чтобы он помог ускорить принятие федеральной Программы социально­экономического развития республики. Идет большая и сложная работа с федеральными органами власти, это связано с необходимыми дополнительными расходами федерального бюджета на нашу республику. Нам жизненно важно приводить в порядок больницы, объекты культуры, всю социалку. Все видят, в какой ситуации находятся школы, детские сады. Мы разработали и подали заявки на включение в федеральные программы около 40 проектов, еще 27 – на разработке и будут подготовлены до конца года. Уж очень долго все это тянется. Хотя с нашей стороны ведется каждодневная работа в федеральных органах власти.

Я рад, что началось строительство противотуберкулезной больницы, все этого очень ждали, а сколько "боев" мы прошли в федеральных министерствах! Со дня на день будут сданы пять 9­этажных домов, 400 отделанных, качественных квартир получат наши жители. Это за счет не освоенных с 2014 года 400 млн руб., которые нам позволили использовать в прошлом году. Помог нам в этом вопросе вице­премьер Правительства РФ Дмитрий Козак. И Дворец тхэквондо за счет этих средств достроили.

– Вячеслав Зелимханович, вы безусловный сторонник методов ручного управления, непосредственного администрирования. За это время ваши взгляды на такой способ реализации полномочий главы претерпели изменения? Как Вам кажется, такой метод эффективен?

– Когда руководил большим коллективом, я придерживался такого же метода управления, личного контроля исполнения поручений. А что, есть другой метод?

– Есть метод делегирования большего количества полномочий.

– Конечно, необходимо это делать. Но надо это делать тогда, когда у меня будет уверенность в том, что делегируемые мной полномочия будут полностью исчерпаны тем, кому я их делегировал, полностью использованы, и на выходе республика получит результат. Пока у меня такой уверенности нет, а правительство молодое. Поэтому я, конечно же, вмешиваюсь, смотрю, контролирую работу каждого. Но потихоньку, чем больше люди вникают в суть дела, чем более профессиональными управленцами становятся, более опытными, в том числе в чиновничьей стороне вопроса начинают разбираться, тем больше даю им полномочий. Ведь эффективность всех органов власти республики ­ это моя ответственность перед нашим народом, перед президентом страны.

У главы республики, безусловно, должно больше времени занимать стратегическое планирование. Надо трудиться на перспективу развития республики. Но контроль всегда должен оставаться.

Я сторонник того, что руководитель должен всегда держать руку на пульсе, как только он руку с пульса снимает… Мы с этим столкнулись – и в республике, и в стране в целом в 90­е годы. Вспомните развал Советского Союза… Тогда ведь, я думаю, полномочия оказались у тех, кому не должны были быть делегированы. Некоторые воспользовались ими так, как захотели. Или как умели.

– Сформулировали ли Вы уже для себя повестку следующего "года главы"?

– Проблем остается много. Но уже должно стать легче их решать. Повторюсь, но суть моей работы действительно в заботе о социальной сфере! Строительство новых и ремонт существующих больниц, школ и других социально значимых учреждений. Надо привести их в порядок…

Конечная цель, и она же суть работы руководителя любого уровня – улучшение качества жизни наших граждан. В безусловном приоритете – повышение зарплат бюджетникам, в первую очередь врачам, учителям. В частности, конечно, через развитие бизнеса. В следующем году мы уже должны сделать для предпринимателей намного больше, чем в году нынешнем. Реальный приток инвестиций все должны увидеть в результате деятельности Агентства стратегического развития и министерства экономического развития. Надо ускоренно пополнять наш бюджет. Вот вопрос, от которого зависит решение всех остальных.

Если федеральный центр поможет – это хорошо, но мы не должны до бесконечности надеяться только на этот ресурс. Дотационность у нас снизилась на 7 процентов. Потому что мы не надеемся, мы – работаем и продолжим это делать. Задача такова.

Комментарий к фотографии
Автор: Мария Панкратова
Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика