…Когда говорят о том, что спрессованный до предела творческий график маэстро Валерия Гергиева расписан буквально по минутам – это не просто красивая фраза. Это констатация факта.
Вечером в среду, 27 сентября, ему вновь рукоплескала столица его родной Северной Осетии, где в рамках пятого дня I Международного Кавказского фестиваля "Мариинский – Владикавказ" Валерий Абисалович дирижировал симфоническим оркестром Мариинки во время концертного исполнения ее солистами оперы Франческо Чилеа "Адриана Лекуврер". А уже следующим вечером, 28 сентября, оркестру Мариинского театра под его управлением также неистово аплодировала Москва, где на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского звучала в исполнении мариинцев опера Рихарда Вагнера "Золото Рейна"… И тем не менее накануне за кулисами Национального театра оперы и балета РСО–А маэстро нашел после премьеры "Адрианы Лекуврер" время еще и для того чтобы пообщаться с корреспондентами федеральных и региональных СМИ, которые освещают работу фестиваля. Пресс-конференция окончилась уже около полуночи, но Валерий Гергиев постарался максимально подробно ответить на все многочисленные вопросы, заданные ему журналистами. А первым из них закономерно стал такой: как он, худрук фестиваля "Мариинский – Владикавказ", оценивает итоги этого беспрецедентного для региона по масштабу и знаковости музыкального события?
– Хочется сейчас без высокопарных каких-то заявлений обойтись. Но задача ставится так: с появлением здесь мощных ресурсов Мариинского театра сделать Владикавказ – может быть, через год уже – одним из опорных музыкально-театральных центров на Северном Кавказе, – подчеркнул маэстро. – Отремонтировали филармонию, и по акустике это уже один из лучших залов в стране, где можно играть и камерную музыку, и большие симфонические произведения. В Национальном театре оперы и балета возможности сцены, конечно, весьма ограничены и масштабом, и технически. Но уметь ставить хорошие спектакли даже в таких условиях, мне кажется, это его обязанность.
Наша задача поддержать, опять же, эти площадки своими ресурсами и возможностями. Укомплектовать оркестр, который здесь будет, надеюсь, очень скоро весьма крепким: я думаю, как минимум, 90 музыкантов. А это уже уровень, на котором находятся Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург… То есть я хотел бы видеть в перспективе здесь такой оркестр, который будет держаться уже поближе где-нибудь к первой двадцатке лучших российских симфонических оркестров. Может быть даже к первым 15-ти.
Вы уже знаете сценарий Владивостока. Там динамика – налицо, там – уже крепкий оркестр, это можно констатировать, хор там окреп, балетная труппа оттуда уже выступила в Мариинском театре, давала интересные спектакли. Шаг за шагом и здесь будет происходить то же самое. Что делает задачу более простой – расстояние. Все-таки до Владикавказа 2–3 часа лета от Петербурга и Москвы, а там – почти 10. Это, конечно, уже дает нам возможность планировать наши начинания более решительно, более смело. Здесь будут появляться наши режиссеры, москвичей-режиссеров будем обязательно привлекать. Поделимся спектаклями. Что-то у нас в Мариинском театре может не идти, например, месяца четыре, и за это время – пройти здесь по 7–10 раз.
Конечно, надо делать во Владикавказе специальные акции фестивального характера и для детей. Школ здесь немало. Мы охватим ими все школы.
…Подчеркнул Валерий Гергиев и другое, когда речь на пресс-конференции зашла о том, как планируется выстраивать в Осетии работу филиала Мариинского театра, в состав которого вошли Госфилармония и Национальный государственный театр оперы и балета РСО–А: "Зарплаты подрастут. Работы будет больше".
Мы сформируем один общий крепкий музыкальный коллектив, который будет в состоянии обслуживать здесь и оперу хорошим оркестровым сопровождением, и симфонические программы.
– Я сегодня встречался с труппой театра. Наша задача – организовать их жизнь, поднять зарплаты. Их задача – потихоньку привыкать к темпам Мариинского театра. К тому, что иногда надо проводить по две репетиции в день. Иногда – давать, скажем, 2–3 концерта в неделю в филармонии, и один из них – обязательно детский, а может, и два… Мы сформируем один общий крепкий музыкальный коллектив, который будет в состоянии обслуживать здесь и оперу хорошим оркестровым сопровождением, и симфонические программы. Филармонические концерты при этом будут не редкими, но перегружаться расписание оркестра "взрослыми" концертами на сцене филармонии тоже не будет. Зато увеличим количество детских концертов: это важно!
…А еще вновь сделал маэстро, общаясь с журналистами, акцент на том, что сегодня в планах Мариинки – активно укреплять и возрождать творческие контакты не только с регионами СКФО, но и со всеми государствами Большого Кавказа. И фестиваль "Мариинский – Владикавказ" должен стать на пути к этому очень важным шагом:
– Сейчас речь идет о том, чтобы весь регион Большого Кавказа восстанавливал заново для себя старые связи. Поэтому и Армения, и Грузия, и Азербайджан, и Южная Осетия, и Абхазия, и, естественно, все республики Северного Кавказа, и Ростовская область, и Краснодарский край, и Калмыкия, и отдельные такие мощные города, как Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону – все они входят в круг намеченных нами творческих проектов. В моих планах – вернуться и в Баку, и в Ереван, и в Грузию. В Грузию – сложнее, по естественным причинам. Но я укрепляю связи там со своими коллегами, и мы аполитичны совершенно в этом плане. Нас в наименьшей степени беспокоит какая-то конъюнктура: с кем получше отношения, а с кем похуже. Дети Большого Кавказа могут выступать вместе на одной сцене: неважно, во Владикавказе ли, в Батуми, в Сухуме, в Баку или в Ереване. Надо преодолевать острейшие противоречия, которые возникли на Большом Кавказе за 15, 20, 25 лет, и кому, как не музыкантам, это делать?
Очень рад, что на фестивале себя показали и талантливые дети из регионов Северного Кавказа. В концерте в день его открытия каждый из них представил свой регион – это очень хорошее начинание, и мы его будем укреплять и расширять. Покажем в Петербурге этих детей, которые играли на открытии фестиваля, в полнометражном, полутора-двухчасовом концерте. Может быть, и не только их – чтобы каждый регион Большого Кавказа в нем представили по 3–4 самых способных юных музыканта. И я, и Денис Мацуев, и Юрий Башмет, и наши выдающиеся певцы – мы возьмем наиболее талантливых таких ребят под свое крыло и будем давать им возможности выступать на площадках Петербурга и Москвы. То есть, если заглядывать вперед, мы имеем все возможности здорово в этом смысле подтянуть весь регион. Потому что регионы Кавказа не должны себя чувствовать периферией!
"Поражает красота этой необыкновенной республики – Осетии, где такая хорошая, тонко чувствующая симфоническую и оперную музыку публика. А у вас нет желания превратить этот фестиваль в нечто вроде знаменитого Зальцбургского?" – такой вопрос одной из столичных наших коллег Валерию Гергиеву тоже был задан.
– Вы знаете, нет. Фестиваль в Зальцбурге – это фестиваль почти со столетней историей. Там очень здорово, там выступают знаменитые артисты, в том числе многие из моих воспитанников, и я сам тоже, думаю, обязательно вернусь туда через год-два. Но сейчас я, наверное, буду больше заниматься пока филиалами Мариинского театра, – улыбнулся маэстро. – Все то, что на Дальнем Востоке уже заработало, обязательно заработает и здесь. Во Владивостоке публика уже знает, что настала совершенно новая эра в их собственной культурной истории. Это – новая глава, которую мы уже там открыли, уже первые две-три ее страницы перевернули, она пишется. Ну, а то, что происходит во Владикавказе – это только начало, и сейчас говорить о том, что мы всех шапками забросаем, мне не хочется. Зальцбурга здесь пока не будет, но планка будет ставиться высокая. Думаю, выступления в рамках фестиваля ведущих российских артистов и участие в симфонических и камерных его программах замечательных иностранных музыкантов тоже придадут ему блеск. И планку, о которой я говорю, поднимут очень быстро.
Эта программа – уже в действии. То, что на фестивале выступили любимец страны Денис Мацуев, любимец Москвы Люка Дебарг, Мария Гулегина, Сергей Редькин, что прославленный Юрий Башмет здесь провел мастер-класс для студентов – тоже часть этого замысла. Когда я здесь, во Владикавказе, учился, сюда к нам приезжали большие музыканты и дирижеры: и Святослав Рихтер, и Давид Ойстрах, и Натан Рахлин, и тогда совсем еще молодой Юрий Темирканов… Они выступали здесь, я очень хорошо помню эти выступления. Павел Лисициан, легендарный баритон – родом из Владикавказа. Мстислав Ростропович здесь тоже выступал. Здесь Пушкин бывал, Грибоедов, Толстой, Рахманинов, Шаляпин – список это огромный… И нам надо отталкиваться от того, что мы не в пустыне, на голом месте, начинаем здесь что-то строить…
-
Зажженный вами не погаснет свет!05.10.2018 14:45Редакция01.01.2017 8:00
-
Реклама и реквизиты01.01.2017 2:30Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность01.05.2016 17:45
-
Разжижаем кровь13.06.2018 16:45Фокус фикуса Бенджамина27.09.2024 15:25
-
ОрджВОКУ - 100 лет!20.11.2018 12:15150-летие технологическому колледж полиграфии и дизайна, 15 октября 201830.10.2018 15:30