Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
Человек родился!

Когда в мир приходит новый человек, это всегда радость. И нет практически ни одного народа, у которого это большое событие в жизни рода и семьи не сопровождалось бы в старину особыми обрядами и ритуалами, призванными "обеспечить" новорожденному малышу покровительство благих, светлых сил, счастье и удачу. Красивыми и яркими были такие обряды и у татар, которых, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Северной Осетии проживает сегодня свыше 1400 человек.

Ядро татарской общины Владикавказа составили обосновавшиеся в Терской области в конце ХIХ века переселенцы из Пензенской и Казанской губерний. "Еще в первые послереволюционные годы в районе Центрального рынка располагался квартал татарских купцов", – пишет в монографии "Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние" доктор исторических наук Залина Канукова. Немало татар селилось и в Молоканской слободке. И если в ожидавших прибавления семьях состоятельных представителей этой национальной диаспоры – военных и торгово-купеческой элиты – к женщине, готовившейся стать матерью, предпочитали приглашать на дом врача или дипломированную акушерку, то большинство владикавказских татар пользовались при этом услугами повивальных бабок – эби.

Новорожденного ребенка повитуха не просто пеленала, а заворачивала в чистую отцовскую нательную рубаху. Считалось, что это поможет уберечь малыша от сглаза и "протянет" между ним и отцом крепкую ниточку любви. Затем над мальчиком или девочкой совершался ритуал "авызландыру" (буквально: "дать отведать"). Для новорожденного делали подобие соски: в тонкую ткань заворачивали комок разжеванного с маслом и медом хлеба и давали ему пососать, а иногда просто обмазывали рот ребенка маслом и медом или зэмзэм су – медом, разведенным в воде. Обряд сопровождался традиционными пожеланиями "новому человеку" счастья, здоровья и благополучия.

На следующий день в доме устраивали обряд "бэби мунчасы" (дословно – "детскую баню"). После посещения бани всеми домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала молодой матери выкупаться и искупать младенца. А спустя еще несколько дней глава семьи приглашал муллу и гостей-мужчин из числа родственников и знакомых на пир по случаю рождения ребенка и его имянаречения. Мулла открывал обряд традиционной молитвой, затем к нему подносили на подушке малыша и он обращался к Всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывал на ухо младенцу азан (призыв к молитве для правоверных мусульман) и произносил имя ребенка.

Имена детям муллы подбирали, как правило, по специальным календарям-именникам. В них преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Подходили к этому с особым пиететом: считалось, что от выбора имени зависят дальнейшее будущее ребенка и его судьба. В небогатых семьях старались подобрать малышу имя, символизирующее богатство и благоденствие. Если ребенок появлялся на свет слабеньким, выбирали имя, призывающее на него крепость тела и духа. Могли назвать малыша и в честь кого-то из уважаемых старших в роду или предков. А красивых, "говорящих" имен у татар немало. Например, Аяз ("светлый, лучезарный"), Галим ("ученый, стремящийся к наукам"), Ильдар ("властвующий"), Ильяс ("приходящий на помощь"), Кадыр ("всемогущий"), Мурат ("желанный"), Нариман ("крепкий духом"), Сауд ("счастливый"), Айгуль ("лунный цветок"), Амина ("верная"), Гульнара ("цветок граната"), Замира ("сердце, совесть"), Юлдуз ("звезда")…

К древним общинным традициям татар относится и обряд "бэби аши". Несколько дней подряд подруги, соседки и родственницы молодой матери навещали ее, поздравляли и приносили с собой угощение и подарки. Этот обряд во многих татарских семьях соблюдается до сих пор.

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика