Республиканская
ежедневная
газета
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
"Мæ кизгæ"

Большая война – это колоссальные жертвы, но наши потери в Великой Отечественной войне могли быть намного больше, если бы не подвиг санитаров, врачей и медсестер. Они поставили на ноги около 17 миллионов солдат и офицеров Красной Армии.

Не один десяток бойцов спасла и военфельдшер Полина Липай. Эту украинскую девушку в составе 885-го стрелкового полка 295-й стрелковой дивизии фронтовые дороги осенью 1942 года привели в Чиколу. Поселилась она вместе с боевыми подругами в доме Гацаловых по улице Сталина.

Особо теплые отношения у нее сложились с хозяйкой дома, матерью семерых детей, старший из которых был на фронте. И хотя Дзагидат не знала русского языка, а Полина не говорила по-осетински, они постоянно общались. Дзагидат обращалась к Полине "мæ кизгæ".

26 октября немецкая авиация первый раз бомбила Чиколу, многие дома были разрушены, несколько десятков человек погибли. Одна из бомб попала в дом соседей, тоже Гацаловых, погибла мать шестерых детей Борахан Гацалова, тяжелое ранение получила и Полина Липай.

Первым к ней, несмотря на не стихающий грохот и разрывы бомб, подбежала Дзагидат. Она оттащила девушку в безопасное место. К тому времени подоспели санитарки, они перевязали и перенесли девушку в дом. Всю ночь Дзагидат просидела возле кровати раненой, ухаживала за ней, пока Полину не перевезли в госпиталь. Через несколько дней в село ворвались немцы…

После госпиталя Полина вновь встала в строй, дошла до Берлина, была удостоена боевых наград. После войны вышла замуж и жила в Херсонской области, но не забыла те несколько дней в доме Гацаловых, глаза Дзагидат, полные боли и сострадания, когда она очнулась после ранения… Полина писала в разные инстанции, но ее сведения об осетинской женщине были слишком скудными. Ни имени, ни фамилии Полина не запомнила.

Но в конце 1972 года она написала в районную газету Ирафского района "Ленинец", рассказала о себе и попросила помочь разыскать женщину, которая вытащила ее из-под бомбежки и оказала первую помощь, добавила, что она называла ее "мæ кизгæ".

В январе 1973 года письмо было опубликовано, и вечером сын Тасолтан и невестка Аминат, сами прошедшие дорогами войны, обсуждали его. Присев рядом, 80-летняя Дзагидат, разволновавшись, сказала: "А не Полина ли это?" Тасолтан и Аминат удивились, откуда она знает имя автора письма, и мать все рассказала.

В марте следующего года Полина приехала в Чиколу. Долго женщины разговаривали на понятном только им языке, а я, тогда ученик старших классов, до сих пор помню их глаза, в которых были отражены все их чувства и мысли.

Побывала Полина и на братской могиле, где похоронены ее однополчане, потом приезжала еще несколько раз.

Сегодня пожелтевшие фотографии напоминают мне о другой эпохе, где вещизм жил на задворках, а в беде и в радости все были вместе. Это и сделало нашу страну великой и помогло прийти к Победе!

Республиканская
ежедневная
газета

© 2017 sevosetia.ru

Любое использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения гипертекстовой ссылки на источник заимствования.

Использование материалов сайта вне сети интернет допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.


Контакты:
г. Владикавказ
пр. Коста, 11, Дом печати
(8-867-2)25-02-25
gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru
Яндекс.Метрика